Изобразительное искусство один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Предмет дает учащимся возможность еще в школе прикоснуться к прекрасному, учиться наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира, развивает самостоятельность учащихся в выборе материала, сюжета и техники исполнения работы. Анализ и обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника.
При помощи линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Чувство радости, испытываемое ребенком, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям.
В.Н.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. На уроках активно формируется умственные и творческие способности школьника, идет становление его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, развивается воображение, память, мышление. Школьники знакомятся со свойствами различных материалов, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей развивается глазомер и речь, дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу); правильно учатся называть величинные понятия (длинный - короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, больше – меньше, пополам и т.д.). Эти знания школьники целенаправленно применяют в практической деятельности, как на уроках рисования, так и на других уроках. Уроки изобразительного искусства важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, мир в котором он живет и просто помогают радоваться и жить интересно.