Проявление эмпатии у педагогов во взаимодействии с детьми

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: эмпатия


В социально-психологической науке феномен эмпатии личности тесно связан с такими методологическими категориями как: взаимодействие, взаимопонимание и межличностное восприятие. Отечественные ученые А.А.Бодалев, Л.А.Петровская, Л.П.Буева, М.Г.Андреева, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровская подчеркивают ведущую роль эмпатии в межличностных отношениях, понимания знаков, при помощи которых выражается чувствование в общении, играющих важную роль в процессе взаимопонимания людьми друг друга.

Анализируя сферу общения, А.А.Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений [6].

Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.

Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии.
Б.Д.Парыгин считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей [33].

А.В.Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [35].

Пользуясь эмпатией, индивид на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. По А.А.Бодалеву, основная функция эмпатии личности – быстро получить впечатление о человеке, не тратя много времени на то, чтобы понять, кем является партнер по общении. Эмпатия, служит эффективным средством предсказывания поведения человека, то есть его мотивационно – когнитивного объяснения [6].

Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А.Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А.Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию [6].

Характер взаимодействия субъектов и результаты их совместной деятельности напрямую зависят от того, как люди отражают и понимают облик, поведение и возможности друг друга. При этом достижение положительного результата в общении, связано с эмпатическими способностями личности, с адекватным отражением, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Адекватному отражению образа субъекта общения способствует эмпатия личности, в принятии другого человека, имеющего свои цели и мотивы [35].

Итак, эмпатия личности, или ее эмпатический потенциал, имеет социально-психологическуцю природу и играет важную роль в общении, выполняя функции познания, отражения людьми друг друга и установления взаимопонимания в процессе взаимодействия. Эмпатия способствуют адекватному отражению и восприятия образа собеседника, регулирует поведение личности, делая возможным доверительные, открытые и продуктивные отношения между людьми.

Педагогический процесс подразумевает постоянное взаимодействие учителя и воспитанника. Формой такого взаимодействия педагога и ребенка, в ходе которого ставится и решается проблема — является педагогическое сотрудничество. Для успешного осуществления такого сотрудничества необходимы такт, уважительное отношение к детям, пристальное внимание к их мыслительному процессу, поддержка и одобрение малейшего успеха, проявление эмпатии и умение поставить себя на место ребенка, понять цель и мотивы его деятельности, доброжелательность, рефлексия (самоанализ, оценка собственной деятельности и ее предпосылок, анализ собственных мыслей и переживаний), анализ своих действий, умение быстро вносить поправки в воспитательно-образовательный процесс.

Формирование у детей умения в соответствии с этическими нормами регулировать свое поведение (забота о младших и старших, оказание помощи, справедливость, радость достижениям другого) происходят в процессе развития эмпатических переживаний. Как особые формы эмпатии выделяют [15]:

  • сопереживание – переживания субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним;
  • сочувствие – переживания субъекта по поводу чувств другого.

Замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабое развитие рефлексивной стороны – вот важная характеристика процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с увеличением субъективного опыта.

Возраст 5-7 лет является сензитивным в развитии эмпатических переживаний. Установлено, что эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Обычно в общении с ребенком педагог предлагает следующий тип понимания: «Я понимаю, что заставляет тебя так поступать», «У меня тоже были такие неприятности, но я вела себя совершенно по-другому» или «Я понимаю, что у тебя не все в порядке». Это – типы понимания, которые мы обычно предлагаем другим или получаем сами, это – «…оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится МНЕ, без желания анализировать или судить меня, тогда я смогу «расцветать» и «расти» в этом климате» – так описывает эмпатическое понимание Карл Р.Роджерс [39].

Эмпатия – это одно из важных профессионально значимых личностных качеств педагога. Оно обеспечивается процессом внутренней настроенности педагога на позицию партнера по общению. Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица [29].

В педагогической эмпатии преобладает действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эмпатийность педагога – реальное проявление любви, условие понимания и принятия ребенка. В это понятие мы включаем способность педагога ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их, выстраивать планы.

Педагогу важно научиться принимать ребенка таким, каков он есть, с его эмоциями и желаниями, его мыслями и поведенческими реакциями, с его  переживаниями и чувствовами.

Учитывая, что взаимодействие - это двусторонний процесс, важно научиться показывать ребенку, что жизнь взрослого также наполнена эмоциями, чувствами и переживаниями. Поэтому в общении с ребенком главное не только проявлять эмоции, чувства, но и проговаривать то, что в данный момент испытывает взрослый, обогащая тем самым поведенческий и эмоциональный опыт ребенка.

Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению детей, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой, чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях детей, их готовность работать, своевременно видеть выключение отдельных детей из общей деятельности.

Развитие эмпатических переживаний связано с:

  • обращением к ребенку только по имени, т.к. имя собственное является мощным стимулом установления контакта;
  • вербализацией чувств, т.е. отражение в речи;
  • «присоединением» к эмоциям ребенка;
  • эмоциональным отражением его состояния, где обязательным компонентом выступает «активное слушание»;
  • психологическим «поглаживанием»: «Ты – хороший».

Работа с педагогами рассчитана на актуализацию способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком, объяснить, а главное — спрогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации. Главным для педагога является  способность поставить себя на место ребенка, а затем проанали­зировать собственную реакцию — чувства, мысли, поведение. «При этом чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли — как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение — как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях».

Особенность поведения ребенка, прежде всего, определяется эмоционально-чувственной сферой. Поэтому умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать мысли и стимулировать их творческие порывы, понимание чувств и мыслей способны обеспечить успех и установить с детьми доброжелательные отношения.

Моделирование педагогических условий, стимулирующих проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста реализуется в двух направлениях: одно связано с созданием развивающей среды, другое — с организацией взаимодействия взрослого и ребенка.

Педагогам необходимо овладеть рядом технологий, которые состоят из нескольких этапов:

  • Освоение ситуации сочувствия — констатации — «язык эмоций», фиксирование на эмоциональных состояниях других и их распознавание;
  • Освоение ситуации сочувствия — переживания — «язык чувств»;
  • Освоение ситуации сочувствия — действия — оказание действенной помощи;
  • Работа над освоением ситуации сорадования — искренняя радость успехам и достижениям другого.

Эмпатия становится профессионально значимым личностным качеством для педагога, определяющим его как субъекта профессиональной деятельности, когда он ощущает чувства и личностные смыслы ребенка в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам ребенок, когда он способен успешно передать свое понимание ребенку. Такой подход позволяет создать предпосылки саморазвития учителя, побуждает педагогов к поиску индивидуальных способов взаимодействия в полисубъектной образовательной среде, раскрывает ресурсы для преодоления трудностей, возникающих в педагогической практике.

Список литературы

  1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук: Новосибирск, 2000.
  2.  Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрический тест. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 97-103.
  3.  Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск. - 2009.
  4.  Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия //Психологическая наука и образование, 2007. №1. 102 с.
  5.  Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы// Автореф. дисс. кандидата псих. наук. Казань, 2001. - 23 с.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2000. - 328 с.
  7.  Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – СПб., 2006. – 472 с.
  8.  Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь).
  9. Введенский В.Н. Изменение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 4.
  10. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика, №10,2003. - С. 72-94.
  11.  Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования / Под ред. Г.М.Гогоберидзе. М.: Наука, 2003. - 183 с.
  12.  Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2014. №1. С. 23-29.
  13.  Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. - 2004. - №4. - С. 23-24.
  14. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  15. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка // развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. – М.: Педагогика, 2001. – С. 7-32.
  16. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  17. Ивашнева Л.А. К вопросу о личности педагога с позиции интегральной индивидуальности // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 65-72.
  18.  Исследование личности с помощью модифицированной формы "В" (И.Фаренберг, X.Зарг, Р.Гампел). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 67-82.
  19. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.
  20. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2000.
  21.   Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. /психология значимых отношений. - М.: Мысль. 2009. - с. 127.
  22. Ларионова Л.В. Профессионально-гуманистическая подготовка учителя коррекционных образовательных учреждений. Дисс. канд. пед. наук: защищена Санкт-Петербург 2001 год.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 2000. – 304 с.
  24. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М.: Знание, 2002. – 435 с.
  25. Липпс Т. Руководство к психологии. – СПб.: Изд-во О.Попова. 2003. – 394 с.
  26.  Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций, СПб: Питер, 2006. - 320 с.
  27. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 2004 г.
  28.  Методика оценки профессиональной направленности личности учителя. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 123-128.
  29. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Просвещение, 1994. – 215 с.
  30. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И.Моросанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010 №1. С.36-45.
  31. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д.Симоненко, М.В.Ретивых - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
  32.  Общение и оптимизация совместной деятельности (под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.: МГУ, 2008.
  33. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 2000. – 345 с.
  34. Педагогика / Под ред. С.П.Баранова, В.А. Сластенина. - М.: Просвещение, 1986. 10.Сухов А.Н. Издатели: Academia, год выпуска 2011
  35. Петровский А.В., Туревский М.А. Действенная групповая эмоциональная идентификация // Психологическая теория коллектива. – М.: Педагогика, 2001. – 360 с.
  36. Писарев Д.И. Чаша Мудрости. - М.: Детская литература. - 2008.
  37.  По Юнгу, методики общепсихологической типологии личности. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 95-96.
  38. Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма/ под ред. Е.Н.Шиянова, С.В.Бобрышова, — Ставрополь, СКСИ, 2007.-486 с.
  39.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 2009. – 478 с.
  40.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
  41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
  42. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  43.  Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Народное образование. - 2010. - №2.
  44.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000
  45. Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – С. 185-437.
  46. Шадриков В.Д., И.В. Кузнецовой. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Ред. ВШЭ 2010 г.
  47. Шадриков, В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности /В.Д.Шадриков //Сибирский журнал. - 2007. - № 6(54), нояб., декабрь
  48. Янкелевич Р.К., Юровский Р.Ф. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. - Гродно: ГрГАУ, 2004. - 96 с.