Конспект внеурочного занятия по развитию исследовательской деятельности у младших школьников. Моя семья

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: семья, младшие школьники


Класс: 1.

Цель: формирование у младших школьников умений работать с информацией, общаться, познавать новое, воспитание семейных ценностей.

Задачи: научить находить необходимую информацию, правильно задавать вопросы и отвечать на них, преобразовывать информацию в нужную форму, научить работать с наглядной информацией (иллюстрации, фотографии).

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Педагогические технологии: сотрудничество, мышление, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Приветствие

Здравствуйте, ребята. У меня сегодня отличное настроение, а у вас?
Улыбнёмся друг другу, выпрямим спинки, ведь сегодня у нас очень интересное и необычное занятие! Мы заглянем друг к другу в гости, не выходя из класса!

Дети отвечают.

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы недавно изучали на уроке «Окружающий мир»?
Давайте вспомним, что такое семья?
Задание: Дополните предложения словами: Семья – это самые ______люди. Всех членов семьи объединяют любовь и ______друг к другу.
Варианты ответов: близкие, уважение, дружба.

Моя семья

 

Учащиеся отвечают.

Самоопределение к деятельности У каждого человека есть фамилия, имя и отчество. Откуда они берутся?
Мы все должны помнить свою семью, родных, свой дом и Родину (малую, где родился, и большую). Мы говорили с вами, что 2024 год был объявлен в России годом Семьи, а 2025 год - годом Защитника Отечества, а значит, нашей Родины, семьи и дома.
Ребята отвечают.
Фамилия от родителей, имя ребёнку придумывают родители, а отчество – от имени отца.
  Задание: Определите, что является фамилией, что именем, а что отчеством?
Варианты ответов: Тихон, Смирнов, Сергеевна, Мефодьевна, Колокольчикова, Антон.
Дети отвечают на вопросы.
 

Все семьи разные, большие и маленькие, весёлые и активные, серьёзные и смелые. На Руси семьи всегда были большие, в них рождалось много детей, жили все родственники сплочённо, рядом строили дома. А кто такие родственники, члены семьи, без кого невозможна семья? Расскажите о своих родных?

Задание: (данное задание частично выполнялось обучающимися дома посредством опроса и разговора с родителями и другими родственниками, поиска информации о близких и дальних членах семьи).

Члены семьи должны уважительно относиться друг другу, заботиться и помогать друг другу, приходить на помощь в трудную минуту, вместе трудиться и отдыхать. Интересными событиями в жизни каждой семьи могут быть совместные поездки, прогулки, чтение книг, разные семейные традиции.

Школьники поочерёдно рассказывают о важности мамы и папы, роли бабушки и дедушки, о своих родных.
 

Задание: (выполнено одним из учеников по желанию и представлено на занятии, рассказ о семейной традиции)

Минутка отдыха (угощение печеньем).

Ученица рассказывает классу о традиции в своей большой семье: «Воскресный завтрак». Каждое воскресенье каждый член семьи (папа, трое учеников по очереди) придумывает вкусное блюдо на завтрак и помогает готовить маме. В этот раз девочка рассказала о своем рецепте приготовления «Сахарного печенья», которое принесла в класс и угостила одноклассников.
  Ребята, мы с вами говорили, что родственные связи семьи мы представляем себе в виде дерева (древа). Такое древо позволяет нам видеть не только маму и папу, бабушек и дедушек, но дальних родственников (прабабушек, прадедушек), помогает понять нам наше происхождение, особенности и традиции, передающиеся из поколения в поколение), разговоры о родных, дальних предках нам помогают сблизиться, узнать семейные истории, а может быть, и семейные тайны, возможный вклад родных в историю страны. Учащиеся оформляют свои семейные древа (раскрашивают само дерево, приклеивают фотографии родных, подписывают ФИО членов семьи)
  Задание: я предлагаю вам оформить древо своей семьи и сделать выставку семей нашего класса.

В приложении к конспекту:

Рисунок 1, Рисунок 2

 

Вы – первоклассники. Как вы думаете, ребята, класс, в котором мы учимся, трудимся и отдыхаем, можно назвать семьёй? Правильно, школа и наш класс – это наша вторая семья! Нам должно быть здесь уютно и комфортно, поэтому мы должны быть дружными и сплочёнными, готовыми вместе трудиться и помочь друг другу в трудную минуту.

Да, дети отвечают согласием.

Рефлексия

Что нового и интересного узнали на нашем занятии?
Где в жизни мы сможем применить полученные знания?

Интересным и увлекательным было узнать о своих родных, традициях семей нашего класса, составить семейное древо.
Сможем в более старшем возрасте найти нужную информацию, возможно, изучить историю дальних родственников, передать свои семейные традиции своим детям.

Итог

На следующем занятии предлагаю создать древо нашего класса, нашей второй семьи.