Дополнительное образование играет важную роль в развитии детей. Выбор ребенком детского объединения по душе может послужить стимулом к выбору им профессии.
На занятиях в детском объединении журналистики у детей есть множество возможностей для самовыражения. При этом педагогу нужно организовывать занятия с детьми в детском объединении таким образом, чтобы обеспечить не только качественное освоение теоретического учебного материала обучающимися, но и развивать их навыки практической деятельности, творческие способности разных видов.
На повышение результативности деятельности детского объединения журналистов влияют различные факторы. Рассмотрим некоторые из них.
1. Квалифицированный педагогический состав
Наличие опытных и квалифицированных педагогов, обладающих практическим опытом в журналистике и педагогической деятельности, помогает детям лучше усваивать материал.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей (согласно возрастной периодизации психолога Д.Б.Эльконина) [2].
- Младшие школьники (с 7 до 11 лет). В этом возрасте занятия должны быть игровыми и интерактивными. Результативность работы будет зависеть от способов действий детей: необходимо предлагать простые задания, такие как создание комиксов, написание небольших заметок (например, о своих любимых игрушках или животных). Это поможет развить интерес к деятельности журналистов.
- Подростковый возраст (11-15 лет). Дети этого возраста готовы к более сложным заданиям: можно включать в занятия исследовательские проекты, интервью с родителями или школьными учителями, а также совместные обсуждения актуальных новостей.
- Старший школьный возраст (15-17 лет). Подростки могут заниматься более глубоким анализом и созданием статей на актуальные темы. Занятия могут включать написание репортажей, создание видеоинтервью и дебаты по социальным вопросам.
Учет интересов и увлечений каждого ребенка позволяет адаптировать задания и сделать обучение более успешным.
3. Поддержка и мотивация.
- Создание позитивной атмосферы. Важно создавать среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно, чтобы выражать свои идеи.
- Награды и признание. Поощрение лучших работ, награды за достижения повышают мотивацию участников объединения.
4. Разнообразие видов деятельности [1].
Возможны:
- ситуационно-ролевая игра;
- деловая игра;
- беседа;
- дискуссия;
- интервью;
- диспут;
- встреча с интересными людьми;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- изучение интернет-источников.
Применение каждого из них несет особый смысл в формировании навыков работы журналистов. Так, например, ролевые игры позволяют детям примерить на себя разные роли – репортера, редактора, фотографа. Участие в дискуссии развивает коммуникативные навыки, формирует умение договариваться и высказывать свое мнение.
5. Разнообразие форм организации деятельности [1].
Возможные формы:
- экскурсия;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- работа в парах.
Экскурсии, например, могут служить средством развития кругозора, обогащению словарного запаса школьников. Индивидуальная работа развивает у детей самостоятельность, совместная работа над проектами развивает коммуникационные навыки и учит детей работать сообща.
6. Применение педагогом определенных методов и приемов для развития аналитического мышления, творческих, литературных, коммуникативных способностей, необходимых журналисту.
Занятия журналистикой предлагают уникальную возможность развивать критическое, аналитическое мышление у детей. Так, например, регулярные обсуждения актуальных новостей помогут детям понимать, как работает СМИ, выстраивать аргументы. Важно учить детей анализировать разные источники информации, чтобы формировать обоснованное мнение. Для формирования аналитических умений также необходимо проводить такую работу, как разбор примеров: анализ успешных статей и репортажей позволит детям увидеть, какие элементы делают текст эффективным, а также выявить ошибки и недостатки в материале. Для развития литературных способностей приоритетным является использование разных типов упражнений по развитию речи и воображения.
7. Применение практико-ориентированного обучения.
Журналистика – это практически ориентированная деятельность, поэтому важно сочетать теорию с практикой. Например:
- полевые исследования: организация выездных занятий, на которых дети могут получать информацию из первых уст. Это могут быть интервью, обзоры событий или репортажи с мест происшествий;
- творческие мастерские: проведение мастер-классов по написанию текстов, редактированию и работе с фотографиями поможет детям научиться использовать различные средства для создания сюжетов.
Организация выездов, экскурсий на журналистские мероприятия или встречи с известными личностями создаст положительный настрой и мотивацию к обучению.
8. Участие в конкурсах и фестивалях.
Поощрение участия в конкурсах разного уровня позволит детям представить свои творения широкой аудитории и получить обратную связь.
9. Создание медиапроектов.
Дети должны иметь возможность работать над реальными проектами. Организация работы над реальными медиа-проектами (например, школьная газета, информационный сайт) даст детям возможность применить полученные знания на практике.
10. Создание сетевого взаимодействия.
- Обмен опытом с другими детскими объединениями, журналистскими школами поможет расширить горизонты и улучшить качество образовательного процесса.
- Участие в деятельности онлайн-платформ детских объединений журналистов (форумы, блоги, социальные сети) для обсуждения актуальных тем и обмена опытом между участниками объединения.
11. Использование современных технологий.
- Использование IT-технологий. Обучение работе с современными технологиями и программами для редактирования видео, звука и графики.
- Онлайн-курсы и вебинары. Доступ к дополнительным ресурсам через онлайн-форматы, что позволяет расширить образовательные возможности.
12. Оценка и рефлексия.
- Регулярная оценка достижений.
Проведение периодических оценок знаний и навыков детей поможет не только отслеживать прогресс, но и корректировать учебный процесс. - Обсуждение результатов.
Организация встреч для обсуждения выполненных проектов и достигнутых результатов создаст пространство для обмена мнениями и улучшения итоговых работ. - Внедрение рефлексии.
Использование методов рефлексии (анализ собственных успехов и трудностей) поможет детям осознать свое развитие и выявлять области для совершенствования.
13. Вовлечение родителей и сообщества в работу детского объединения журналистов.
Такое взаимодействие может сделать занятия более значимыми для детей. В данном случае возможны такие направления работы, как:
- гостевые лекции – приглашение профессиональных журналистов или представителей СМИ для проведения лекций и мастер-классов мотивирует детей и показывает им реальные примеры успешной карьеры;
- обратная связь от родителей – организация выставок работ обучающихся или публикация их материалов на школьном сайте помогает родителям видеть успехи детей и способствует дальнейшей поддержке и мотивации.
Таким образом, можно говорить, что повышение результативности деятельности детского объединения журналистики требует комплексного подхода, включающего в себя качественное образование, практическую деятельность, психологическую поддержку и эффективную оценку результатов. Эти факторы в совокупности могут значительно повысить результативность деятельности детского объединения. В конечном счете, занятия журналистикой могут стать важной частью подготовки детей к будущей профессии.
Список литературы
- Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник и практикум для вузов [Текст] / П.И.Пидкасистый — 4-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Издательство Юрайт, 2023 — 408 c.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие пособие [Текст] / Эльконин Д.Б. — 4-е изд. — Москва: ИЦ "Академия", 2022 — 384 c.