Мы учимся,
увы, для
школы, а не
для жизни.
Сенека
(4 г. до н.э. — 65 г. н. э.)
Перед российским образованием стоят грандиозные задачи. Современные вызовы призваны решать новые национальные проекты, такие как, например, «Молодёжь и дети».
Цели стратегии развития образования:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
В марте 2025 года ожидается опубликование «Стратегии развития образования до 2030 года».
Проект будет включать в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Функциональная грамотность является приоритетов в повышении качества образования.
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным. Данное понимание нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля.
Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность - определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи. В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность».
В 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный» толкуется следующим образом:
- Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.
- Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.
- Выполненный без ошибок, со знанием дела.
Аналогичное значение фиксируется у термина «грамотность» через два десятилетия в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.
Генеральная конференция ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. Полуграмотный – это человек, умеющий только читать. С середины 70-х годов в международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность». Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. [4]
Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН. А.А.Леонтьев дал следующее определение. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Составляющими функциональной грамотности являются:
- Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность - выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни.
- Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
- Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
Проблемами формирования функциональной грамотности в России являются типичность задач для решения. Тип задачи является определяющим фактором для выбора способа решения. Задания международного исследования PISA – нетипичны. Они не подразумевают наличия определённого заученного, единственно верного способа решения. Такие задачи требуется не просто решить, а исследовать – самостоятельно найти способ решения. Функциональная грамотность – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в нетипичных задачах – не похожих на те, где знания приобретались. [2]
По данным ФИОКО по итогам исследования читательской грамотности 22% учеников не достигают даже порогового (второго) уровня читательской грамотности, высоких 5 и 6 уровней достигают соответственно 5% и 1% учеников. По итогам исследования математической грамотности 22% учеников не достигают даже порогового (второго) уровня математической грамотности, высоких 5 и 6 уровней достигают соответственно 7% и 2% учеников. По итогам исследования естественнонаучной грамотности 22% учеников не достигают даже порогового (второго) уровня естественнонаучной грамотности, высоких 5 и 6 уровней достигают соответственно 2,9% и 0,2% учеников. [3]
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Эти решения касаются и сегодняшнего опыта учащихся, и их ближайшего будущего (от простых решений по поводу расходования карманных денег до решений, имеющих долгосрочные финансовые последствия, связанных с вопросами образования и работы).
Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, – именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.
Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.
Финансовая грамотность в целом понимается как личная финансовая грамотность.
Финансовая грамотность включает в себя:
- Знание и понимание финансовых продуктов (кредитные карты, чеки, банковский счет, страховка, пенсия) и финансовых понятий (деньги, доход, накопления, риск, процент, права покупателей, инфляция)
- Понимание финансовых рисков (процентные ставки, страхование, колебания валютных курсов, риск диверсификации, инвестиции)
- Умения (оценка информации, вычисление процентов, перевод одной валюты в другую, анализ текста финансового документа)
- Способность принимать эффективные решения в различных финансовых ситуациях
- Мотивация включения в финансовую деятельность.
Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах. Наряду с этим в финансовую грамотность включаются и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем.
Ещё одной важной составляющей финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Мотивация рассматривается и как компонент, и как важный фактор формирования финансовой грамотности. Содержание разработанного материала предполагает, что знание и понимание определённых финансовых терминов, понятий, категорий, функций финансовых институтов, процессов, происходящих в финансовой сфере, будет применено к тем конкретным ситуациям и жизненным практикам, которые освоены или осваиваются учащимися определённого возраста. Система разработанных заданий отражает актуальные для учащихся определённого возраста темы и контексты, что определяет их личную заинтересованность в их выполнении.
При разработке заданий, ориентированных на развитие финансовой грамотности, применяется трёхмерная модель оценки, используемая в исследовании PISA. Тремя её составляющими являются: а) содержание (тематическое); б) познавательные процессы (умения и навыки); в) контексты (жизненные ситуации). [5]
| Тематическое содержание | Умения и навыки |
Контексты |
Деньги и денежные операции – повседневные покупки товаров, платежи, расходы, банковские карты, валюты. |
Выявление финансовой информации |
Образовательный и профессиональный |
Планирование и управление финансами – семейный бюджет, планирование расходов, различные виды доходов (пособия, заработная плата и др.) |
Анализ информации в финансовом контексте |
Домашний и семейный |
Риски и вознаграждения – риски финансовых потерь: |
Оценка финансовых проблем |
Личностный |
Финансовая среда |
Применение финансовых знаний |
Общественный |
Салават Юсупов - специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту сайта «Банки.ру» приводит следующие данные: «В России во II квартале 2022 года зарегистрировано 212,2 тыс. случаев финансового мошенничества». Обучение учащихся финансовой грамотности в разрезе таких показателей становится важнейшей задачей формирования экономической безопасности личности.
Литература
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Ларина Г.С., Тюменева Ю.А. ВШЭ https://www.hse.ru/
- Опаловский Владимир Александрович, кандидат технических наук руководитель физико-математического направления «GlobalLab», презентация проекта.
- Курныгина Ирина Александровна, методист ОСП АОУ ВО ДПО «ВИРО» «Центр непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников в г. Вологде»
- Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы. Материалы подготовлены Е.Л.Рутковской, Е.С.Корольковой, А.В.Половниковой, А.А.Козловой. https://instrao.ru/