ЦЕЛЬ: бережное отношение к своему здоровью.
ЗАДАЧИ:
- Активизировать стремление детей к формированию поведенческих навыков, способствующих укреплению здоровья.
- Формировать необходимые навыки стиля здорового образа жизни.
- Учить говорить детей «нет», помочь им осознать ответственность за свой выбор.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- Рисунок с изображением Лени.
- Текст сказки: «О вредных привычках или о том, как победила сила воли».
- Листы бумаги формата А4 (по количеству учащихся).
- Цветные карандаши.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: 1-2 класс.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Ритуал приветствия.
- Игра «Добрый день».
- Беседа о полезных привычках и о том, что мешает нам их выполнять.
- Чтение сказки.
- Беседа по сказке.
- Рисунок-загадка.
Прогнозируемый результат занятия:
- Мотивация на здоровый образ жизни.
- Понимание того, что наше здоровье наполовину зависит от нас, нашего образа жизни.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог приветствует детей и предлагает начать занятие с уже знакомого им приветствия.
«Ребята, вы готовы к нашему занятию? Тогда давайте дружно скажем слова, которыми мы начинаем занятие.
Раз, два, три – слушай и смотри!
Три, два, раз – мы начнём сейчас!»
Стихотворение сопровождается движениями, которые психолог делает вместе с учениками.
Психолог: «Садитесь на места и послушайте, кому я сегодня хочу пожелать доброго дня. Те, к кому я обращусь, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Добрый день всем девочкам!.. Добрый день всем мальчикам!.. Добрый день всем, кто сегодня утром сделал зарядку!.. Добрый день тем, кто после сна заправил свою кроватку!.. Добрый день всем, кто почистил сегодня утром зубы и пришёл в школу с белоснежной улыбкой и чистыми зубками!.. Добрый день тем, кто сегодня плотно позавтракал перед школой!.. Добрый день всем, кто помыл руки перед обедом!.. Добрый день всем, кто хочет знать, что мы будем делать дальше…
Сегодня мы поговорим о полезных привычках. Чистить зубы, умываться, делать по утрам зарядку.. – все это полезные привычки. Почему их так называют? Для чего они нужны? Какие ещё полезные привычки вы знаете? А всегда ли мы их выполняем? Что нам мешает? (забываем, устаём, не успеваем, лень). Вы встречались с Ленью? (Психолог на доску прикрепляет рисунок, на котором изображена Лень разного размера). Вы с какой Ленью встречались с большой, средней или маленькой? В каких ситуациях? Как удавалось справиться с ней? Сейчас, я расскажу вам одну сказку о девочке Маше.
Жила-была девочка Маша. Она каждый день аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, делала зарядку, не опаздывала на уроки и вообще была очень хорошей девочкой.
И вот как-то раз с ней приключилась одна история. Как всегда, Маша встала, сделала зарядку, почистила зубы, постригла ноготки, быстро застелила кроватку, хорошо и плотно позавтракала, надела чистую форму и собиралась пойти в школу. Но тут в комнату вошла Лень.
Лень:
«Здравствуй, милая девчушка.
Подружись ты со старушкой,
Вместе в школу не пойдём,
Вместе ногти погрызём.
Можешь насовсем забыть
Как с прогулки руки мыть.
Дома ты не помогай,
С Ленью лучше погуляй».
И тут Лень повернулась к двери и как крикнет: «Эй, грязнули и лентяйчики, заходите-ка сюда, я вам новую подружку нашла».
В комнате появились мышонок-грызун, поросёнок-грязнуля, барашек-упрямец.
- «Ой, какая хорошенькая, добренькая девочка» - подлизывались они. «А будет ли она нам хорошей и верной подружкой».
- «Сейчас проверим» – сказала Лень. «Я начну пословицу, а тебе Маша надо ее закончить» – продолжала Лень.
- «Делу время» – … (потехе час)
- «Без труда» – … (не вынешь рыбку из труда)
- «Кончил дело» – …. (гуляй смело).
Лень поёжилась от правильных ответов Маши, и поняла, что просто так с Машей не справиться. Тогда она решила пойти на хитрость и шепнула грязнуле мышонку.
«Ходим мы по белу свету,
Ищем кто без силы воли!
Вынь-ка сладкую конфету
Заколдуем Машу, что ли».
Мышонок неторопливо руку в карман засунул и достал красивую, большую конфету и сказал такие слова девочке:
- «Ну-ка, миленькая детка
Скушай сладкую конфетку.
Называется красиво:
«Антиволя-антисила».
Маша не могла оторвать взгляд от конфеты, ведь она была красивой-прекрасивой, вкусной- превкусной. Маша уже протянула руку, но тут раздался стук в дверь, и девочка от неожиданности отдёрнула руку. Недовольная Лень проскрипела: «Кто это там стучит, нарушая аппетит»? Из-за двери послышались голоса: «Это Сила. Это Воля».
Маша пошла открывать дверь, а Лень и говорит:
«Коль откроешь, будет горе,
Посмотри, о как красиво.
«Антиволя-антисила».
И снова протянула Маше конфету. А Маша в это время подумала: «Нет, обойдёмся без конфет». Открыла дверь и впустила Силу и Волю. А потом повернулась к непрошеным гостям грязнулям и лентяйчикам, громко и уверенно сказала:
«Ногти грызть,
Не мыться в ванной,
Можно поздно или рано
Силу воли потерять
И навек неряхой стать.
Убирайтесь-ка скорее,
Сила воли мне важнее».
И вдруг случилось чудо, Лень стала уменьшаться на глазах, и стала маленькой-премаленькой и слабым голосом сказала:
«Ничего, бывай здорова!
Постучим к тебе мы снова.
С силой волей жить не просто.
Заходи сама ты в гости».
И с этими словами растаяла окончательно.
Сила и Воля радостно подбежали к Маше и со словами: «Ты девчушка молодец, прогнала их наконец», – обняли Машу.
- «Вы меня не оставляйте, и от плохого избавляйте», – улыбнувшись сказала им Маша.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Психолог: «Ребята, как же Маше удалось справиться с Ленью, что ей помогло?». Да, бывает, мы устаём, и нам не всегда хочется что-то делать, но только мы сами можем взять себя в руки и с помощью силы воли победить лень, и позаботится о себе, и о своём здоровье с помощью полезных привычек.
Сейчас мы будем рисовать рисунки загадки. Нарисуйте одну полезную привычку. (Психолог раздаёт детям листы и цветные карандаши, дети рисуют).

Психолог: «Кто хочет загадать свою загадку классу?». Дети, желающие загадать свою загадку по- очереди выходят к доске и показывают свои рисунки, а остальные дети угадывают и прикрепляют рисунки на доску.
Психолог: «Итак, сегодня мы с вами поговорили о полезных привычках. Вспомнили, что полезные привычки помогают нам заботиться о себе, о своём здоровье, сохранять и укреплять его. Выяснили, что иногда лень мешает нам выполнять полезные привычки и узнали, о том, что справиться с ней помогает нам сила воли. На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается, поблагодарите за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, с кем вы вместе работали и кому вы хотите сказать: «Спасибо», и кивните головой, поблагодарите глазками и кивком головы».
Автор тематического занятия
педагог-психолог ГБОУ Школа 1151 Черненко И.Н.
Литература
- Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. /Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли. Сизова Н.П. – педагог дополнительного образования.