Ветер – друг или враг?

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Руководство учебным проектом

Класс: 2


Выполнена
учащимся 1-го класса
Даниелян Тиграном

Руководитель –
учитель начальных классов
Лискина Ю.Ю.

Введение

«Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!»

Однажды вечером на улице неожиданно поднялся сильный ветер.Он дул с такой силой, что ветви с листьями гнулись в разные стороны, ломались мелкие ветки. У нас дома погас свет. Я спросил маму «Что случилось? Почему погас свет». Мама ответила, что ветер оборвал провода, и свет включат, когда электрики устранят неполадки. Мне стало интересно:

  1. Что такое «ветер»?
  2. Какие ветра бывают?
  3. Ветер: друг или враг для человека?

Именно на эти вопросы я собираюсь найти ответы в своей работе. В связи с данной проблемой была поставлена цель.

Цель исследования: выяснить ветер друг для человека или враг?

Для решения данной цели поставили задачи:

1. Изучить литературу:

  • Что такое ветер
  • Виды ветров

2. Провести опыты;

  • Ветер переносит семена растений
  • Воздух может поднимать тела
  • Воздух может приводить в движение транспортные средства
  • Энергию можно получать из ветра

3. Проанализировать полученные результаты;

4. Сделать выводы

Объект исследования: ветер.

Гипотеза: Если ветер друг, то в чем он наш помощник, а если враг, то в чем его опасность

Методы исследования:

  • сбор информации,
  • опыты,
  • анализ и обобщение результатов.

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое ветер?

Из литературы я узнал, что ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. Он образуется из-за разницы в атмосферном давлении, когда теплый и холодный воздух встречаются друг с другом.

А что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль,нагонять волны и т.д.

Мне захотелось узнать, можно ли создать самому ветер в помещении?

Опыт №1

Цель опыта: узнать, можно ли создать самому ветер в помещении?

Описание опыта:

  • Я надул шарик.
  • Потом стал тихонько его ослаблять и направил поток воздуха себе на лицо.

Результат опыта: Я почувствовал дуновение ветерка.

Вывод: ветер - это движущийся воздух

1.2. Виды ветров

Ветер на Земле бывает разным. Лёгким и тёплым, приносящим освежающую прохладу. К ним относятся бриз и муссон.

Бризы бывают дневные и ночным. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Образуется ветер, который называется дневным бризом.

Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём, а нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Воздух будет перемещаться с суши на воду. Возникает ночной бриз.

Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.

Муссон - это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.

А бывает ветер сильный и грозный. Это ураган, буря, смерч, торнадо. Такие ветры наносят огромный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, обрывают электролинии, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.

Ураган - ветер разрушительной силы (более 30м\с) и значительной продолжительности, характерен для тропических широт.

Бу́ря — разновидность урагана. Скорость ветра при буре не много меньше скорости урагана (до 25-30 м/с). Убытки и разрушения от бурь существенно меньше, чем от ураганов. Иногда сильную бурю называют штормом.

Шторм — большое волнение на море.

Тайфу́н — разновидность тропического циклона, который типичен для северо-западной части Тихого океана.

Шквал – это кратковременный сильный порывистый ветер со скоростью до 20-30м\с, часто с грозой и ливнем.

Смерч или торна́до - это атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.

Выводы по первой главе:

  1. Ветер - это движущийся воздух
  2. Ветры бывают разные - от легких теплых, приносящих прохладу, до сильнейших ураганов

2. Экспериментальна часть

Изучив литературу, я приступил к практической части.

Опыт №2

Цель опыта: узнать, может ли ветер переносить семена растений

Описание опыта: В июне одуванчики отцветают и я люблю дуть на их белые головки, а потом смотреть, как уносятся вверх лёгкие парашютики.

Результат опыта: Мама рассказала мне, что на том месте, где упал парашютик, вырастает новый одуванчик.

Вывод: Ветер помогает переносить семена растений на большие расстояния, что способствует распространению растительности на Земле.

Опыт №3

Цель опыта: узнать, может ли воздух поднимать тела.

Оборудование: насос для воздушных шариков, воздушный шарик, шланг длинный, книга.

Описание опыта:

  1. Я положил пустой шарик на стол и наполовину прикрыл его книгой.
  2. К шарику присоединилнасос, которым буду качать воздух.
  3. Затем медленно начинаю вдавливать поршень насоса.

Результат опыта: Шарик, наполняясь воздухом начинает поднимать книгу.

Вывод: Воздух может поднимать тела.

Начиная с древних времен люди, использовали энергию ветра. Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувал парус, толкал его и корабль плыл. Именно благодаря парусным кораблям были сделаны все великие географические открытия.

Опыт №4

Цель опыта: узнать, может ли воздухприводить в движение транспортные средства.

Оборудование: тележка, воздушный шарик, насос для воздушных шариков, вилка для клапана.

Описание опыта:

  1. Я взял воздушный шарик, наполнил его воздухом
  2. Впереди поставил небольшую тележку.
  3. Выпуская воздух из шарика, я направил его на тележку.

Результат опыта: Тележка начала двигаться, уезжая от нас всё дальше и дальше.

Вывод: Воздух может приводить в движение транспортные средства.

Благодаря ракетам были сделаны все великие космические открытия. Наша страна строит новые космодромы и самые надежные космические ракеты, планирует дальние экспедиции. И это дает нам всем основание верить, что мы никогда не уступим гордое звание – лидера по освоению космоса!

Опыт №5

Цель опыта: узнать, можно ли получать энергию из ветра.

Оборудование: воздушный шарик, насос для воздушных шариков, ванна, металлическая ось, лопастное колесо, зажимная втулка.

Описание опыта:

  1. Сначала я надел на металлическую ось лопастное колесо.
  2. Потом вставил концы металлической оси в отверстие в стене ванны.
  3. После надул шарик и начал медленно выпускать воздух из шарика на это колесо.

Результат опыта: Колесо стало вращаться.

Вывод: Из ветра можно получать энергию.

Ветер помогает в работе ветряных электростанций, которые вырабатывают электроэнергию. Эти станции приносят свет в наши дома.

Опыт №6

Цель опыта: узнать, может ли ветер разрушить постройку дома.

Оборудование: домино, воздушны шарик, насос для воздушных шариков.

Описание опыта:

  1. Я сделал домик из домино
  2. Потом надул шарик и начал выпускать воздух из шарика на домик.

Результат опыта: Домик развалился.

Вывод: Ветер имеет разрушительную силу.

Я читал про такое - это смерчи, ураганы, тайфуны, бури, торнадо. Погибает и разрушается всё, что оказалось у них на пути! Такие ветра с корнем вырывают деревья, разрушают дома, обрывают электролинии, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.

А смерчи иногда уносят самые разнообразные предметы. После чего и появляются знаменитые дожди из лягушек, рыб и насекомых.

Выводы по второй главе:

  1. Ветер помогает переносить семена растений на большие расстояния, что способствует распространению растительности на Земле.
  2. Ветер помогает парусным лодкам двигаться по воде
  3. Ветер помогает в работе ветряных электростанций, которые вырабатывают электроэнергию.
  4. Ветер имеет разрушительную силу.

Заключение

В ходе работы выяснилось, что ветер одно из самых загадочных явлений природы, которое вызывает у людей восхищение и страх одновременно. Энергия ветра может помогать, а может иметь разрушительную силу. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности. Таким образом, ветер может быть человеку и другом, и врагом.

Работа над этим проектом помогла мне проникнуть в тайны природы. Я узнал много интересного о таком удивительном явлении природы, как ветер.

«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
Не боишься никого,
Кроме Бога одного……»