Тип урока: Изучение и первичное закрепление.
Форма урока: комбинированный.
Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
- Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
- Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
УУД:
- Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;
- Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
- Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие, проверка готовности к уроку
2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
Для проверки домашнего задания используется тест по предыдущей теме «Что такое почва?» (приложение №1)
Ответы: 1. – в; 2. – а; 3. – б; 4. – б; 5. – А2, Б3, В1.
3. Самоопределение к деятельности (2 мин.)
- Отгадайте загадки:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий тёплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
- Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)
- Назовите ещё представителей царства растений.
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Разнообразие растений)
- Правильно! И мы сегодня продолжаем наше путешествие в царство растений.
- Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой? (Цели урока:
- Мы должны познакомиться с разнообразием растений.
- Узнать, на какие группы делятся растения.
- Научиться отличать группы растений между собой.)
4. Работа по теме урока (16 мин.)
1. Повторение.
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
- Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверно, слышали выражение: «Растение – зелёное одежда земли». На земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.
- На какие царства ученые-биологи делят живую природу? Заполним схему на рабочем листе (приложение №2)

- Посмотрите на картинки (сосна, смородина, тюльпан, водоросли, ромашка). На какие группы их можно разделить? Заполним схему на рабочем листе.

- Давайте вспомним, какие части растений мы с вами уже знаем? Подпишите названия частей растений на рисунке.

2. Работа по учебнику (с. 72–76).
- Рассмотрите рисунок на с. 72 и докажите, что растения очень разнообразны.
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
- Ученые-биологи делят царство растений на несколько групп. В тексте на с.73-74 названия групп выделены черным цветом. Перечислите их. (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
- Сейчас мы с вами более подробно познакомимся с каждой группой растений. В процессе чтения текста мы с вами заполним таблицу «Разнообразие растений» на рабочем листе.
В таблице заполняются 1-6 столбцы.
Группа | Корень |
Стебель |
Лист |
Цветок |
Плод |
Семена |
Число видов |
Водоросли |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Мхи |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
|
Папоротники |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
|
Хвойные |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
|
Цветковые |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5. Физкультминутка (1 мин.)
6. Работа по теме урока (продолжение) (10 мин.)
- В каждой группе растений много видов. Рассмотрите рисунок на с. 75. К какой группе относятся эти растения? (К группе цветковых растений)
- Докажите.
- Сколько видов растений вы видите? (Три. Это подорожник, одуванчик и клевер)
- Прочитайте текст про эти растения и запишите результаты на рабочем листе.

- Используя информацию из текста учебника, расположенного внизу с. 75, закончите заполнение таблицы (столбец 7).
Группа | Корень |
Стебель |
Лист |
Цветок |
Плод |
Семена |
Число видов |
Водоросли |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
около 100 тыс. |
Мхи |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
около 20 тыс. |
Папоротники |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
более 10 тыс. |
Хвойные |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
около 600 |
Цветковые |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
более 250 тыс. |
- Какая группа наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.
7. Закрепление изученного материала (5 мин.)
- Выполните задания на рабочем листе (№ 3, 4, 5).
№ 4. Ответ: 2, 4, 5, 1, 3.
№ 5. Заполните пропуски.

№ 6. Найдите лишнее в каждом ряду.
А) сосна
Б) морская капуста
В) липа
8. Подведение итогов (2 мин.)
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
- Как называется группа растений, которая имеет все части? (цветковые)
- Какая группа не имеет никаких частей? (водоросли)
- Какая группа имеет только стебель и лист? (мхи)
- Какие части не имеют папоротники? (цветок, плод и семена)
- Чем отличаются хвойные от цветковых? (хвойные не имеют цветков и плодов).
9. Рефлексия (2 мин.)
- На листе бумаги обведите левую руку.
- Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
- Большой – для меня тема была важной – красным.
- Указательный – узнал много нового – жёлтым.
- Средний – мне было интересно – зелёным.
- Безымянный – мне было комфортно – синим.
- Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни – фиолетовым.
- На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.
10. Домашнее задание (1 мин.)
- Прочитать материал в учебнике с. 72-76, ответить на вопросы.
- Выбрать одну из групп растений и подготовить доклад.