Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, растения


Тип урока: Изучение и первичное закрепление.

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
  • Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

УУД:

  • Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;
  • Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
  • Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Для проверки домашнего задания используется тест по предыдущей теме «Что такое почва?» (приложение №1)

Ответы: 1. – в; 2. – а; 3. – б; 4. – б; 5. – А2, Б3, В1.

3. Самоопределение к деятельности (2 мин.)

- Отгадайте загадки:

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий тёплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)

- Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)

- Назовите ещё представителей царства растений.

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Разнообразие растений)

- Правильно! И мы сегодня продолжаем наше путешествие в царство растений.

- Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой? (Цели урока:

  1. Мы должны познакомиться с разнообразием растений.
  2. Узнать, на какие группы делятся растения.
  3. Научиться отличать группы растений между собой.)

4. Работа по теме урока (16 мин.)

1. Повторение.

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

- Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверно, слышали выражение: «Растение – зелёное одежда земли». На земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.

- На какие царства ученые-биологи делят живую природу? Заполним схему на рабочем листе (приложение №2)

- Посмотрите на картинки (сосна, смородина, тюльпан, водоросли, ромашка). На какие группы их можно разделить? Заполним схему на рабочем листе.

- Давайте вспомним, какие части растений мы с вами уже знаем? Подпишите названия частей растений на рисунке.

2. Работа по учебнику (с. 72–76).

- Рассмотрите рисунок на с. 72 и докажите, что растения очень разнообразны.

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

- Ученые-биологи делят царство растений на несколько групп. В тексте на с.73-74 названия групп выделены черным цветом. Перечислите их. (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

- Сейчас мы с вами более подробно познакомимся с каждой группой растений. В процессе чтения текста мы с вами заполним таблицу «Разнообразие растений» на рабочем листе.

В таблице заполняются 1-6 столбцы.

Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семена

Число видов

Водоросли

 

Мхи

+

+

 

Папоротники

+

+

+

 

Хвойные

+

+

+

+

 

Цветковые

+

+

+

+

+

+

 

5. Физкультминутка (1 мин.)

6. Работа по теме урока (продолжение) (10 мин.)

- В каждой группе растений много видов. Рассмотрите рисунок на с. 75. К какой группе относятся эти растения? (К группе цветковых растений)

- Докажите.

- Сколько видов растений вы видите? (Три. Это подорожник, одуванчик и клевер)

- Прочитайте текст про эти растения и запишите результаты на рабочем листе.

- Используя информацию из текста учебника, расположенного внизу с. 75, закончите заполнение таблицы (столбец 7).

Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семена

Число видов

Водоросли

около 100 тыс.

Мхи

+

+

около 20 тыс.

Папоротники

+

+

+

более 10 тыс.

Хвойные

+

+

+

+

около 600

Цветковые

+

+

+

+

+

+

более 250 тыс.

- Какая группа наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.

7. Закрепление изученного материала (5 мин.)

- Выполните задания на рабочем листе (№ 3, 4, 5).

№ 4. Ответ: 2, 4, 5, 1, 3.

№ 5. Заполните пропуски.

№ 6. Найдите лишнее в каждом ряду.
А) сосна
Б) морская капуста
В) липа

8. Подведение итогов (2 мин.)

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

- Как называется группа растений, которая имеет все части? (цветковые)

- Какая группа не имеет никаких частей? (водоросли)

- Какая группа имеет только стебель и лист? (мхи)

- Какие части не имеют папоротники? (цветок, плод и семена)

- Чем отличаются хвойные от цветковых? (хвойные не имеют цветков и плодов).

9. Рефлексия (2 мин.)

- На листе бумаги обведите левую руку.

- Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

  • Большой – для меня тема была важной – красным.
  • Указательный – узнал много нового – жёлтым.
  • Средний – мне было интересно – зелёным.
  • Безымянный – мне было комфортно – синим.
  • Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни – фиолетовым.

- На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.

10. Домашнее задание (1 мин.)

  • Прочитать материал в учебнике с. 72-76, ответить на вопросы.
  • Выбрать одну из групп растений и подготовить доклад.