Цель: повышение психологической грамотности.
Задачи:
- Познакомить с понятием психологической безопасности.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Способствовать сплочению классных коллективов.
Место проведения: актовый зал школы.
Обеспечение занятия: места для работы 2-х команд; рабочее место жюри; листы для выполнения заданий А4, таблица факторы психологической безопасности, напечатанные на отдельных полосках бумаги; фломастеры/ручки; клей-карандаш для каждой команды; бланки с критериями оценок для жюри.
План проведения с учетом времени
- Приветствие, актуализация темы, знакомство с правилами игры. 3 мин
- Представление команд. 6 мин.
- Объяснение понимания слов «психологическая безопасность», факторы безопасности. 8 мин.
- Викторина. 5 мин.
- «Угадай чувство». 5 мин.
- Композиция «психологическая безопасность». 5 мин.
- Правила психологической безопасности. 7 мин.
- Подведение итогов игры. 3 мин.
Ход проведения
Слово ведущего: «Дорогие ребята, сегодня наша встреча посвящена очень важной теме «Психологическая безопасность». Встреча пройдёт в виде игры между командами 5 и 6 классов. Призываю быть активными! И хочу представить учеников старшей школы, которые будут сегодня «судить» нашу игру. Представление жюри.
Первое задание - представление команд: нужно представить свою команду словами так, чтобы выразить своё намерение победить и уважение к сопернику. На подготовку – 5 минут. Выступление – 1 минута.
Второе задание - объясните свое понимание слов «психологическая безопасность»: обсудите, запишите на листе бумаги, прочтите для всех.
Жюри сравнит ваше понимание с объяснением науки. За объяснение, максимально соответствующее определению – 1 балл.
Итак, внимание!
Психологическая безопасность — это состояние защищенности личности, одно из главных условий, обеспечивающее ее жизнедеятельность и возможности развития в условиях взаимодействия с миром.
Простыми словами, состояние, при котором человек чувствует себя защищёнными, уверенными и способными эффективно справляться с жизненными трудностями.
Следующий этап этого задания: на полосках бумаги написаны факторы, которые способствуют или, наоборот, мешают психологической безопасности в школе. Командам нужно наклеить эти полоски в таблицу, разобравшись, что мешает, а что помогает психологической безопасности.
(Приложение 1). За каждый верный ответ – 1 балл.
Вы хорошо справляетесь с заданиями!
Подошло время викторины: я задаю вопросы и даю 2 варианта ответа. Команды отвечают по очереди, внутри команды «по цепочке». Жюри фиксирует количество верных ответов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. (Приложение 2)
«Угадай чувство»
Ребята, а сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения а вы должны угадать и показать какую эмоции испытывает герой. Верно угаданная и показанная эмоция приносит 1 балл команде, а верно отгаданная – 1 балл команде соперников.
Страх, Злость
Внезапно откуда-то донёсся ужасный рёв. Втот же самый миг появилось огромное чудовище и схватило старика. – Зачем ты сюда явился?- грозно зарычало Чудовище. - Я заблудился в лесу и хотел попроситься на ночлег. Я не хочу сделать ничего плохого. Пожалуйста, отпустите меня! – взмолился старик.
Однако мерзкое Чудовище не желало ничего слушать, и бросило его в темницу.
Радость, Удивление
Женщина пошла домой да так и сделала. Зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудестный цветок, совсем как тюльпан.
- Какой прелестный цветок! – обрадовалась женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. Как только она поцеловала лепестки, цветок раскрылся и – о чудо! – в чашке на зелёном пестике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали – Дюймовочка.
Страх
«Налетела буря, подняла камни, повалила деревья. Погубила она много зверей и животных. Спрятался барашек от бури. А как кончилась буря, видит: нет возле него ни отца, ни матери, ни брата, ни сестры. Остался он на свете один-одинешенек. Некому теперь барашка от волка защищать, некому его напоить, некому его укачать, некому колыбельную спеть.»
Удивление
«Фокусник посадил в чемодан кошку и сразу же открыл его, а там вместо кошки сидит петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло».
Композиция «психологическая безопасность»: Прошу каждую команду создать скульптурную композицию. Жюри будет оценивать соответствие теме и количество участников.
Правила психологической безопасности: сейчас, когда мы с вами обсудили и прожили тему нашей встречи, я прошу команды создать, написать и представить на суд собственные правила психологической безопасности в школе и в жизни, в целом. Минимум 3 правила. (Каждое верно сформулированное правило приносит команде по 1 баллу).
После представления командами своих правил подводятся итоги игры.
Огромное спасибо за участие и активность. Слово жюри.
Приложение 1
Психологическая безопасность — это состояние защищенности личности, одно из главных условий, обеспечивающее ее жизнедеятельность и возможности развития в условиях взаимодействия с миром.
Простыми словами, состояние, при котором человек чувствует себя защищёнными, уверенными и способными эффективно справляться с жизненными трудностями.
Психологическая безопасность в школе
Факторы риска | Факторы защиты |
|
|
Приложение 2
Вопросы викторины с ответами:
1. Что такое настроение?
а) состояние тела
б) состояние души
2. Ответьте, какой фрукт поднимает настроение?
а) киви
б) банан
3. Какие слова у вежливых людей любимые?
а) «спасибо», «пожалуйста»
б) «подари», «отдай»
4. Продолжи афоризм «Хочешь быть счастливым - …»
а) веселись
б) будь им
5. Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор – это человек …?
а) трудолюбивый
б) миролюбивый
6. Настроение надо…
а) подстраивать
б) настраивать
7. Настроение бывает …
а) запущенным
б) приподнятым
8. Продолжите афоризм Гёте «Ловите хорошее настроение - …»
а) оно так редко приходит в гости
б) оно так редко посещает нас
9. Веселый лад музыки – это…?
а) минор
б) мажор
10. Решите пример: способности + трудолюбие =?
а) успех
б) удача
11. Какого настроения НЕ бывает?
а) маленького и большого
б) грустного и веселого
12. Какая часть тела выражает эмоции настроения?
а) нога
б) лицо
13. От чего, прежде всего, зависит настроение?
а) от самого себя
б) от погоды
14. Что умеет делать сердечный человек?
а) играть, читать
б) любить других людей
15. Кто написал «Вредные советы»?
а) Г. Остер
б) А. Пушкин
16. Продолжите этот шутливый совет: «Если у вас плохое настроение, просто
встаньте перед зеркалом и …»
а) почешитесь
б) похрюкайте
17. Человек шутливый, он какой?
а) любящий покушать
б) любящий пошутить
18. С какими чувствами дружит хорошее настроение?
а) грусть и обида
б) удивление и радость
19. Продолжи фразу «Если увидишь лицо человека без улыбки, ….»
а) дай добрый совет
б) улыбнись сам
20. Откуда эта фраза: «И хорошее настроение не покинет больше вас»?
а) из комикса
б) из кинофильма
Приложение 3
Критерии оценивания конкурсов для жюри
Задание/критерии | 5 класс |
6 класс |
1.Представление команд (по 1 баллу за пункт) |
|
|
2. Объяснение понятия |
|
|
3. Викторина (по 1 баллу за правильный ответ) |
|
|
4. «Угадай чувство» (по баллу за пункт) |
|
|
5. Композиция (по баллу за пункт) |
|
|
6. Правила (по баллу за пункт) |
|
|
Итого: |
|
|