Новые тенденции в современном образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном мире приобретение знаний и навыков является жизненной необходимостью. В предыдущие эпохи главным показателем успешности государства было количество природных ресурсов. Однако в наше время наивысшую ценность имеют образованные кадры. Чем более качественное образование может обеспечить государство, тем выше его конкурентное преимущество перед другими странами.

Прогресс в современном обществе формируется посредством постоянно расширяющейся базы знаний. Кроме того, образование является важнейшим источником экономического роста и повышения производительности. Это также оказывает влияние на здравоохранение, промышленность и т.д. Для внедрения новых технологий и предоставления людям качественных медицинских услуг обществу нужны люди с хорошим образованием.

Раньше человек мог приобрести определенный набор знаний и использовать его на протяжении всей жизни. Однако в современном мире существует потребность в непрерывном обучении. Человеку приходилось находиться в постоянном поиске новой информации.

В некоторых случаях речь идет о полной смене профессии. Для этого необходимо обратиться в учебный центр конкретного института, предлагающего курсы повышения квалификации. Их могут пройти представители любой специальности. При этом современные технологии позволяют учиться дистанционно.

Самообразование является важнейшей составляющей системы непрерывного образования. Человеку необходимо самостоятельно находить полезную информацию и применять ее на практике. Но самообразование требует дисциплины и ответственности. Человек должен найти мотивацию продолжать обучение.

Преподавателю необходимо понимать современные тенденции в образовании. В противном случае он не сможет выработать правильную стратегию обучения. Старая система образования не сталкивалась со многими проблемами, которые стали актуальными в наше время.

В настоящий момент происходит коренное изменение роли преподавателя.

Эта тенденция наблюдается во всем мире. На данный момент учитель – не единственный источник информации. Обучающийся может получить знания, используя Интернет. Существует огромное количество учебников, лекций и видеокурсов по всевозможным предметам. Следовательно, роль учителя меняется. Теперь его важнейшая задача – руководство образовательным процессом.

Учитель должен помогать, подсказывать и заинтересовывать обучающихся.

Чтобы привлечь ученика к самостоятельному изучению материала, преподавателю нужно очень постараться. Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством информации, поэтому заинтересовать его получением каких-либо конкретных знаний довольно сложно. Те методы обучения, которые практиковались раньше, сейчас неэффективны. Учителю необходимо применять новые технологии и использовать разные каналы информации.

В связи с увеличением количества информации, с которой сталкивается человек, особое значение приобретает навык критического мышления. Именно этому и должен учить учитель. Дети должны привыкнуть к тому, что любую информацию следует перепроверять. Необходимо научить ребенка работать с источниками данных. Обучающемуся необходимо основывать свое мнение на фактах и логических выводах. Для этого нужно уметь фильтровать ненужную информацию.

Современные образовательные возможности постоянно расширяются благодаря развитию цифровых технологий. Они используются практически во всех сферах жизни человека. Число людей, желающих получить новые знания, постоянно растет. Это приводит к тому, что Интернет становится важнейшим компонентом современной системы образования.

Теперь у студентов из зарубежных стран есть возможность поступить в хороший вуз, находясь у себя на родине. Университеты разрабатывают системы онлайн-обучения, чтобы обучать больше студентов. Кроме того, люди с ограниченными возможностями больше не испытывают трудностей в получении образования.

Они могут учиться, не выходя из дома. В период пандемии дистанционное обучение стало еще более актуальным. Цифровые технологии позволили диверсифицировать способы получения образования.

Одной из главных задач государства является создание равных возможностей для получения новых знаний. Цифровые технологии должны стать доступными каждому человеку, независимо от состояния его здоровья и местонахождения.

Важным аспектом является цифровая безопасность. Дети очень рано начинают пользоваться современными гаджетами, поэтому необходимо ограждать школьников от негативного влияния Интернета. Кибербуллинг, мошенничество, жестокость со стороны взрослых – со всем этим может столкнуться ребенок, если его не научат правильно пользоваться Всемирной паутиной.

Вот почему цифровая гигиена становится чрезвычайно важной дисциплиной в современной системе образования.

Клиповое мышление детей в современном обществе является естественной реакцией на огромное количество полученной информации. Таким образом, организм обучающегося защищен от перегрузок. Чтобы построить правильную систему образования, необходимо учитывать эти особенности детей.

Помимо очевидных недостатков, клиповое мышление имеет ряд положительных сторон: высокую скорость обработки информации, его многоканальность.

Кроме того, человек может работать в режиме многозадачности. Однако у ребенка снижается концентрация внимания, увеличивается рассеянность и ухудшается память.

Из-за таких особенностей развития современных детей возникло так называемое микрообучение или Agile. Был сформирован Scrum — подход в образовании. Оба эти метода появились благодаря IT-сфере.

Agile и Scrum созданы для выполнения различных задач в режиме неопределенности. Современному человеку необходимо находить новые и необычные решения проблем. В настоящее время в средних школах, колледжах и университетах эти подходы к обучению начинают использоваться все чаще.

В качестве примера рассмотрим основные особенности Agile и Scrum:

  1. Если курс достаточно длинный, он делится на несколько более коротких периодов времени. Сложные задачи разбиваются на мелкие подзадачи. Дети выполняют спринты продолжительностью 1-2 недели. Таким образом, они не теряют интереса к обучению, а педагог получает возможность быстро исправить ситуацию, если у ребенка возникнут те или иные проблемы.
  2. Командное взаимодействие. Дети учатся договариваться и организовывать себя. Они распределяют обязанности и используют мозговой штурм для быстрого выполнения задач.
  3. Постоянное обсуждение. Гибкий подход предоставляет свободу выбора последовательности работы над проектом. Приветствуются нестандартные способы решения проблем.
  4. Игровой подход и многоканальность информации. Дети получают возможность использовать видеоуроки или лекции, аудиоподкасты в качестве источников информации. Организуются игры, квесты, эксперименты, практические мероприятия (экскурсии, интерактивные города профессий, интервью со специалистами).
  5. Внутренняя оценка проделанной работы. Команды сами анализируют эффективность проделанной работы. При этом педагог не осуждает и не наказывает детей за ошибки, а задает вопросы, подталкивающие их к более объективной оценке. Благодаря этому студенты перестают бояться ошибок и становятся более самостоятельными.
  6. Сосредоточенность на индивидуальных особенностях ребёнка и его прогрессе, а не на формальных методах оценки и различных отчётностях.

Таким образом, современное образование претерпевает изменения позволяющие учитывать новые тенденции в мире, особенности мыслительной и познавательной деятельности обучающихся.