Психологическое консультирование в рамках практической деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Становление и развитие психологической службы в системе образования имеет давнюю историю. Изначально она сводилась к обычному тестированию с целью определения уровня развития интеллекта детей, чтобы выделить им определенную образовательную программу обучения. Такая ситуация была характерна и для стран Запада, где тесты IQ пользовались большой популярностью. Это было свойственно на протяжении 19–20 вв., уже в 60-е годы 20 века круг решаемых задач педагогов-психологов значительно расширяется, и теперь это не только проблемы диагностики познавательной сферы, но и личностные, социально-психологические. В 50–60-е годы в России выходит ряд работ отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.), которые послужили основанием для более детальной про- работки многих аспектов профессиональной деятельности школьных психологов. Такие ученые, как А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, Ю.М.Забродин, Н.В.Кузьмина, М.И.Лисина, A.M.Прихожан, Н.Г.Салмина, Ю.Л.Сыэрд, Н.Ф.Талызина и др., заложили основы для создания психологической службы в школе. В 1981–1988 гг. разрабатываются документы, определяющее функциональные обязанности школьных психологов, в эти года также проходило экспериментальное введение должности педагога-психолога в школы.

Под руководством И.В.Дубровиной в институте детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии был разработан необходимый пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность психологов образования. Одной из практических задач являлось проведение профилактических бесед и консультации учителей. Это есть первый уровень работы психологов в образовании. Второй уровень начинается, когда психолог от диагностических данных переходит к психолого-педагогическому обследование учащихся.

По итогам проведенного эксперимента в 1989 году вводится должность педагога-психолога в образовательные учреждения, она получает официальный статус своего оформления с закреплением нормативных документов в определении его прав и обязанностей. Таким образом, юридические оформилась новая профессия — практического психолога в системе образования (педагог-психолог, школьный психолог), и практическая психология образования с данного момента стала активно развиваться как самостоятельная отрасль психологии, имея свою цель, задачи и объект исследования.

Психологическое консультирование является наиболее доступной формой взаимодействия между педагогом-психологом и участниками образовательного процесса. Круг решаемых в психологическом консультировании задач содержит в себе разные аспекты психологического развития личности учащегося: мотивации обучения, трудности адаптации к школьной жизни, профориентационная работа, общение и взаимодействия со сверстниками и многое другое.

Содержание психологического консультирования в образовательной организация можно выразить следующими направлениями:

  1. консультации административного характера: педагог-психолог консультирует учителей, родителей, руководителей образовательных организаций по вопросам, связанным с созданием эффективных условий обучения;
  2. индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам личных взаимоотношений со сверстниками, преодоления кризиса в развитии, разрешения конфликтных ситуаций;
  3. групповое консультирование, направленное на разрешение противоречий в профессиональном самоопределении;
  4. просветительские беседы родителей на общешкольных и классных собраниях, учителей по вопросам учета в обучении индивидуальных особенностей, обучающихся на методических объединениях;
  5. экспертная деятельность по запросу суда, отдела опеки и других организаций: составление психологического заключения на предмет исследования психического развития учащихся, эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений.

Задачей психологического консультирования в школе является:

  • передача научного знания по проблемам детской психологии и особенностей обучения детей с ОВЗ законным представителем;
  • диагностика отклоняющегося поведения учащихся, а также выявление детей, имеющих трудности по усвоению общеобразовательные программы;
  • профилактическая работа по предупреждению противоправного поведения среди учащихся;
  • составление рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию и об- учению детей разных категорий (слабоуспевающих, дети с ОВЗ, детей группы «риска» и т.д.);
  • коррекционно-развивающая работа с неуспевающими учащимися и с детьми с ОВЗ.

Выше описанные аспекты психологического консультирования позволяют сделать вывод о необходимости высокого уровня профессиональной компетенции психологов в школах: эффективность его практической деятельности будет обусловлено владениям научными знаниями в области возрастных особенностей, умениями расположить клиента к беседе, творческим и критическим видом мышлений. Отметим, что психологическое консультирование — это, прежде всего, эффективное общение с участниками образовательного процесса, а это означает владение коммуникативными навыками, которые обеспечивают конструктивный вид общения.

Анализ проведенной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие критерии эффективности психологического консультирования, осуществляемого педагогом-психологом в школе. Первый критерий — изменения в эмоциональном состоянии или поведении учащихся, которые возможно объективно измерить (уровень тревожности, агрессии, понижении уровня от аддитивного поведения и др.). При оценке произошедших изменений важно использовать валидные и надежные методики.

Второй критерий — субъективная оценка удовлетворенности от проведенной консультации с родителями, педагогами, учащимися. Выбор данного критерия обусловлен спецификой реализуемых консультаций в рамках просветительской деятельности. Методом оценки данного критерия является анализ самоотчета о проделанной работе педагогом-психологом. Третий критерий — наличие комфортного эмоционального состояния психолога, отсутствие у него признаков синдрома эмоционального выгорания или слабая их выраженность.

Таким образом, среди помогающих профессий психологическое консультирование представляет собой особый вид профессиональной деятельности, оказывающий психологическую помощь. Актуальность подготовки психолога-консультанта в школе обусловлена растущей потребностью в психологической помощи и поддержке среди субъектов образовательного процесса. В настоящее время необходимо дальнейшее понимание профессиональной специфики и возможностей психологического консультирования как вида деятельности в образовании. Педагог-психолог, выполняя работу по поддержанию учащихся в процессе их личностного, социального и духовно-нравственного взросления, выполняет одну из важнейших социальных функций, способствующих развитию личности и процветанию общества в целом. Смысл профессиональной компетенции психолога-консультанта заключается в овладении совокупностью знаний, умений, приобретении опыта, формировании индивидуального стиля психологической консультативной помощи, который является основой для развития профессиональных навыков специалиста в данной области. На первый план выходит формирование профессиональной компетентности, т.е. осведомленности в области содержания, теории, методов и процедур профессиональной деятельности. Второй - в формировании психологической готовности к реализации себя в ней.

Литература

  1. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. —1988.
  2. Коротаева А.И. Психологическая служба в образовании: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, 2014.
  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.