Формы патриотического воспитания детей начальной школы

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4


Патриотизм – знакомое и вроде бы простое понятие, но сейчас под его смыслом понимается не просто любовь к Родине, обычаям, родному языку, культуре, сейчас это понятие приобрело более глубокое и более осмысленное значение. Когда твоей Родине, твоей стране ничего не угрожает, то быть патриотом значительно проще, все ясно и спокойно. Но когда идет сражение за сохранение русского мира, за сохранение своей идентичности, когда враги пытаются уничтожить все, что связано с Россией, с русским миром, принизить значимость твоей Родины, вот тогда понятие «патриотизм» приобретает совершенно другой окрас и важность. Прежде всего, важность в том, чтобы это понимали дети, важно, чтобы взрослые смогли правильно донести до них информацию в доступной для их возраста форме, важно правильно расставить акценты всему происходящему в наше настоящее время.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры и виртуальной действительности. С одной стороны это хорошо, дети владеют современными технологиями, очень продвинуты в своих навыках и умениях ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, молодое поколение так погружено в этот «электронный» мир, что перестает замечать главное, и этот мир занимает у них почти все свободное время и незаметно уводит от реальности. Сейчас, как никогда, российскому обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный ценить свою Родину, понимать ответственность гражданской позиции, искренне вести себя как патриот, умеющий жить по совести, который готов к состраданию, милосердию, самоотдаче и созиданию. Научить и воспитать именно личность, а не приспособленца – вот главная миссия родителей, общества в целом, и в том числе, работников педагогического корпуса. В тоже время мы наблюдаем очень тревожные события и звонки, которые уводят сознание детей в недопустимые области воспитания и восприятия.

Например, в 2024 году Союз писателей России провел масштабное исследование современной детской литературы и выявил тревожные тенденции. {Источник Союз писателей России https://pisateli-rossii.ru/sovet-po-detskoj-knige-soyuza-pisatelej-rossii/, (оригинал публикации: https://rtvi.com/news/v-gosdume-nazvali-pyat-anticzennostej-najdennyh-v-detskih-knigah/)}. Около 60% детских книг сегодня строго соответствуют пяти деструктивным направлениям, каждое из которых формирует определенные установки в сознании детей. Вот основные смыслы, которые методично внедряются в детскую литературу:

  1. Тема предательства: в книгах часто продвигается идея предательства — друг друга, страны, общества. Вместо сплоченности, детям рекламируется модель разобщенности.
  2. Человек как животное: человеческая природа сводится к инстинктам, игнорируются высокие идеалы и духовное развитие.
  3. Изменение социальных ролей: традиционные роли мужчины и женщины отвергаются. Мальчикам не обязательно быть защитниками и героями, а девочкам — стремиться к семейным ценностям. Семья перестает быть центральной ценностью.
  4. Отклонение как новая норма: любые личные недостатки представляются как нечто нормальное, что не требует исправления. Отсутствуют положительные ориентиры для самосовершенствования.
  5. Безразличие к будущему: книги внушают идею, что не стоит задумываться о будущем и о том, что ждет впереди.

Исследователи считают, что такие анти ценности постепенно проникают в подсознание детей, формируя у них новое восприятие мира, которое может повлиять на безопасность нашего государства. То же самое можно сказать и про цифровое пространство. Обществу следует сделать вывод и принять все возможные меры для защиты сознания детей от неправильной и вредоносной информации. В связи с этим хочется сказать, что образовательная система и государственная политика в сфере образования в полной мере осознают наиважнейшее государственное значение воспитания патриотизма с раннего возраста, от которого зависит результат образования и воспитания будущего поколения.

Сплоченность, высокие идеалы, духовное развитие, традиционные семейные ценности, ответственное отношение к будущему – вот к чему стоит стремиться в плане воспитания патриотизма. Чтобы добиться положительного результата, необходимо в первую очередь применять правильные «работающие» формы патриотического воспитания, развивающие у детей положительные ориентиры. У современного педагога, владеющего современными образовательными технологиями, выбор форм очень большой, этот выбор зависит от материальных возможностей образовательного учреждения, от его месторасположения и многих других факторов, влияющих на построение образовательной деятельности. К самым эффективным формам работы, доступным каждому педагогу, можно отнести:

  1. Беседы, обсуждения, выполнение заданий
  2. Экскурсии
  3. Волонтерская работа
  4. Изучение и анализ исторических и военных событий
  5. Участие в конкурсах
  6. Просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеороликов, презентаций
  7. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий
  8. Участие в социальных акциях
  9. Сбор материалов о судьбе родственников, принимавших участие в защите Родины
  10. Празднование памятных дат
  11. Изучение традиций
  12. Уроки мужества
  13. Целевые прогулки
  14. Коллективные творческие дела

Также, при составлении плана занятия рекомендуется учитывать, какими методами обучения надо воспользоваться, чтобы результат был наиболее положительным. То, как педагог преподносит учебный материал детям, является важным фактором не только в патриотической, но и в любой другой образовательной деятельности. Учить патриотизму непросто, здесь важно не насаждать, не поучать, а пробуждать любовь к своей малой и большой Родине, развивать и укреплять у детей чувство гордости за то, что они родились в такой великой стране. Через методы убеждения, побуждения и приучения можно развить такие важные качества, способствующие наиболее качественному достижению результата как:

  • познавательная деятельность и интерес;
  • критическое мышление;
  • коммуникационные качества.

Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса очень затруднительно, поэтому необходимо ребенка ненавязчиво мотивировать, развивать и укреплять его стремление к познанию, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое по предмету. Такой навык может быть характеризован и как важный мотив учения, и как черта личности, и как средство воспитывающего обучения. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на конечный результат, а в итоге - на достижение цели.

Несколько слов о понятии «критическое мышление». Критическое мышление можно выделить как вид интеллектуальной деятельности человека, характеризуемый достаточным уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру. Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими данными. Любой человек вправе не доверять услышанной информации, проверять ее достоверность, сопоставлять и делать выводы. Критическое мышление помогает выработать у детей справедливость, важную личностную черту каждого человека и побуждает искать правдивую информацию.

Коммуникационные качества также важны, так как это способность передавать и получать информацию. И на первый взгляд, кажется, что ничего сложного в этом нет, но умение максимально точно выражать свои мысли, улавливать смысл сказанного собеседником и адекватно реагировать на стороннюю информацию - всё это и есть эффективное общение, которое поможет ребенку в социализации и установлению хороших контактов с окружающими людьми.

В заключение хочется отметить, что патриотическое воспитание – это сложный целенаправленный процесс, основной задачей которого является формирование естественного, устойчивого чувства патриотизма, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и его историческому наследию, а также готовности к выполнению гражданского долга.

Список использованных источников

Электронные ресурсы

  1. https://mayak.piterbook.com/articles/10801/
  2. https://mstrok.ru/news/soyuz-pisateley-rossii-raskritikoval-sovremennye-detskie-...
  3. http://www.russdom.ru/node/13051
  4. https://proza.ru/2014/07/08/1057