Открытый урок "Древние образы в современных народных игрушках"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО, Мастер-класс


Цель: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская), традициях формы и элементов росписи.

Тип урока: интегрированный урок.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация, учебник по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», онлайн квест «Народные игрушки», иллюстрации игрушек, музыкальный ряд (русские народные песни), шаблоны игрушек, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Каждый учащийся перед уроком получает карточку с узором определенной игрушки (Дымковской, Каргопольской и Филимоновской).

Ребята рассаживаются в группы по соответствующим узорам в 3 группы. Им раздаются учебники, раздаточный материал, учащиеся готовят рабочее место (краски, воду, учебные принадлежности).

Погружение в урок по средствам оформления кабинета в соответствии с темой урока.

2. Теоретическая часть

На экране выведены изображения 3 видов игрушек (Дымковской, Каргопольской и Филимоновской).

Вопрос: Что изображено на картинке? Какая тема урока ждет нас сегодня?

Ответы учащихся.

Сегодня мы изучаем тему «Древние образы в современных народных игрушках» на примере Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Обратите внимание на карточки, которые вы получили в начале урока.

  • Группа с ……… узором – изучает Дымковскую игрушку;
  • Группа с ………. узором – Каргопольскую;
  • Группа с …….. узором – Филимоновскую.

3. Теоретический материал

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, — это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотрись к современным народным игрушкам — и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба. Какой смысл выражают эти образы, ты уже знаешь. В них живут память народа, его древние традиции.

Филимоновские игрушки.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой белой, с синеватым оттенком глины.

Филимоновские игрушки почти всегда со свистом.

Высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигурки под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные.

Разнообразны и животные-свистульки: коники, коровки, бараны, олени-растопырки, птицы-курицы, петухи и какие-то совершенно невиданные, фантастические существа. Обрати внимание, какая у них шея, голова, туловище, ноги.

Любимые цвета филимоновских игрушек — малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.

Каргопольские игрушки.

Это каргопольская глиняная игрушка. Ее родина — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Посмотри, как по-детски наивно решены приземистые фигурки людей и животных. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Конь-Полкан, или Полихан, был одним из любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца — большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Дымковские игрушки.

Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров).

Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками - ярмарками, которые назывались «свистопляской» или «свистуньей». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины и обжигали в печах. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них, и в памяти оживал яркий, шумный праздник.

Дымковские игрушки — настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-«кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, и важных индюков, и другие образы.

Рассмотри внимательно форму игрушек. Она монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными.

Игрушку составляют из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности, как это показано на рисунке.

Роспись игрушек.

Необычайно ярка филимоновская игрушка-свистулька в своих пестрых декоративных «одеждах»— узорах, нанесенных прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.

Какие элементы росписи, кроме радужных полос, можно увидеть в их декоре? Попытайся дать им образные названия.

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке.

Обрати внимание на основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки (круги, овалы, клетки, полоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.

Посмотри, как выразительна роспись каргопольской игрушки, которая сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Каждая мастерица, пользуясь традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.

Каждый из учеников получил листок с тремя схемами фишбоун.

Фишбоун – дословно переводится как «рыбная кость». (метод – фишбоун - Тело – тема урока,  Голова (проблема) – вопрос, Верхние и нижние плавники - дополнительный, поясняющий материал, Хвост - рефлексия). Каждая группа изучает в течение 10 минут особенности и характерные черты своей игрушки в учебнике и записывает их в схему, оставляя 2 схемы пустыми. Время на подготовку 10 минут. Затем каждая группа выступает по своей игрушке, остальные группы по их расскажу заполняют оставшиеся таблицы.

Как заполняется схема

  1. Голова – название игрушки
  2. Верхние и нижние косточки – важные составляющие:
    • история происхождения
    • цветовая гамма
    • элементы росписи
  3. Всего получится 4 косточки.
  4. Хвост – рефлексия / выставка


Выступления учащихся и заполнение схем фишбоун.

Далее для закрепления онлайн-квест с вопросами о пройденном материале.

https://joyteka.com/100054181

4. Практическая часть

Каждая группа будет расписывать свою игрушку, а затем будет выставка игрушек.

Каждый учащийся получит белый бумажный трафарет в форме заданной игрушки, которую ему нужно расписать согласно их группе. А затем собрать игрушку.

5. Рефлексия

Ребята ставят на стол перед доской свои игрушки. Оценивают свою работу и одноклассников.

На бумажках, которые учащиеся получили в начале урока, дети рисуют смайлик - ту эмоцию, которую они испытывают от проделанной работы. Насколько им понравилась их игрушка и оформление. Для лучшей выразительности – смайлик выполняется тем цветом, который преобладает в его оформлении игрушки.

Список литературы

  1. Горяева Н.А., Островская О.В., «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».