Возраст обучающихся: 8-11 классы.
Численность обучающихся в группе: 15.
Количество часов в год: 34.
Направленность дополнительной образовательной программы:
- Создание условий для развития личности ребенка;
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- Профилактику асоциального поведения;
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;
- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Новизна образовательной программы: Признание необходимости включения старшеклассников в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений.
Педагогическая целесообразность: Индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Актуальность. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Исследовательская деятельность предполагает решение проблемы, которую ставит перед собой ученик.
Целью дополнительной образовательной программы является работа с одаренными учащимися, создание условий для их оптимального развития. Работа с одаренными учащимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно-исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Задачи дополнительной образовательной программы:
- Создание научного общества учащихся.
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
- Содействие профессиональному самоопределению учащихся;
- Углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе;
- Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
- Проведение исследований, имеющих практическое значение;
- Разработка и реализация исследовательских проектов;
- Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;
- Популяризация проектных работ учащихся для решения учебных и воспитательных задач;
- Создание базы проектно-исследовательских работ;
- Развитие теории и методики применения проектных работ для решения учебных задач в различных образовательных областях;
- Формирование жизненно-важных компетенций;
- Овладение навыками ораторского искусства;
- Овладение методикой написания научных статей;
- Обучение основам научной организации труда.
Деятельность НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;
- принцип непрерывности, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;
- принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека;
- принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;
- принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;
- принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;
- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.
Отличительная особенность данной дополнительной программы
Создание научного общества учащихся со своими традициями. Создание НОУ в школе как повышение качества и эффективности образовательного процесса. Развитие научного общества - создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирование навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности. Данная программа отличается от уже существующих образовательных программ содержанием.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
- Продолжительность образовательного процесса: 1 год.
- Год обучения (первый, второй и т д.): первый.
- Возраст обучающихся: 8-11 классы.
Формы и режим занятий:
- Формы занятий: индивидуальные, групповые.
- Количество обучающихся в группе в текущем учебном году: 15.
- Количество часов в неделю: 1.
- Общее количество часов в год: 34.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Научно-практические конференции.
Ожидаемые результаты программы.
Реализация Программы позволит сформировать целостную социально-педагогическую систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни. Целенаправленно реализуя все положения Программы, НОУ подготовит ученика, способного к следующему:
- самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и способностей;
- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
- продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Технология разработки рабочей программы.
Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования Владимировой С.В. по определенному курсу дополнительного образования детей, на учебный год, рассчитана на 34 часа. Программа предусматривает участие учащихся всех возрастных групп заинтересованных в проектной деятельности.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Обучающие семинары |
5 |
5 |
10 |
2 |
Заседание НОУ |
7 |
2 |
9 |
3 |
Научно-практические конференции |
|
3 |
3 |
4 |
Заседание пресс-центра |
2 |
|
2 |
5 |
Консультации |
3 |
3 |
6 |
6 |
Организационные занятия |
1 |
5 |
6 |
Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
№ | Тема |
Кол-во часов. |
Кол-во часов. |
1 |
Заседание НОУ |
1 |
|
2 |
Отчет о работе НОУ за прошлый год |
1 |
|
3 |
Выборы и утверждение плана НОУ |
1 |
|
4 |
Обсуждение плана работы НОУ |
1 |
|
5 |
Формирование группы участников |
1 |
|
6 |
Распределение участников по предметным интересам |
1 |
|
7 |
Обсуждение и выбор тем проектов по направлениям |
1 |
|
8 |
Обсуждение методов работы |
1 |
|
9 |
Обучающий семинар «Проектная деятельность» |
|
1 |
10 |
Обучающий семинар «Проектное обучение: что такое проект? как создать продукт?» |
|
1 |
11 |
Обучающий семинар «Алгоритм формирования проекта» |
|
1 |
12 |
Обучающий семинар «Сущность метода проекта» |
|
1 |
13 |
Заседание НОУ |
|
1 |
14 |
Обучающий семинар «Этапы проведения и критерии внешней оценки проекта» |
|
1 |
15 |
Обучающий семинар «»Как разработать и провести учебный проект» |
|
1 |
16 |
Заседание НОУ |
1 |
|
17 |
Обучающий семинар «Развитие проектного мышления» |
|
1 |
18 |
Обучающий семинар «Учебное исследование» |
|
1 |
19 |
Обучающий семинар «Социальный проект» |
|
1 |
20 |
Заседание НОУ |
1 |
|
21 |
Организация и заседание пресс-центра НОУ |
1 |
|
22 |
Отбор проектов по предметным отделениям для участия в НПК |
1 |
|
23 |
Научно-практическая конференция |
|
1 |
24 |
Заседание президиума НОУ |
|
|
25 |
Консультация «как составить паспорт проекта?» |
|
1 |
26 |
Консультация «Информационная поддержка проектной деятельности» |
|
1 |
27 |
Консультация «Организация жюри и разработка критериев оценки» |
|
1 |
28 |
Консультация «Подготовка к участию в НПК» |
|
1 |
29 |
Научно-практическая конференция |
|
1 |
30 |
Заседание ОУ |
1 |
|
31 |
Консультация «Подготовка к участию в НПК» |
|
1 |
32 |
Подготовка и участие в окружных мероприятиях |
1 |
|
33 |
Заседание пресс-центра НОУ |
|
|
34 |
НПК |
|
1 |
Теоретические виды занятий: 14 часов.
Практические виды занятий: 20 часов.
Содержание программы дополнительного образования
Программа включает три этапа.
- Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
- Второй, развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
- Третий, собственно исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
Формы работы:
- Обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
- Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
- Разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
- Создание творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся. Разработка проекно-исследовательских тем по предметам.
- Организация выставок, проведение научных семинаров и конференций.
- Создание временных научно-исследовательских коллективов (учителя секций) для решения конкретных исследовательских задач.
- Организация стенной печати, публикация статей.
- Изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий и т.д.
- Проведение обзоров научно-популярной литературы.
Перечень мероприятий
№ | Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Отбор участников НОУ. Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся |
В течение всего периода |
|
2. |
Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими образовательными направлениями в рамках преемственности |
В течение года |
Зам.по дополнительному образованию, руководители других кружков и секций, руководитель НОУ |
3. |
Разработка критериев оценки качества проектов |
В течение года |
руководитель НОУ |
4. |
Разработка Устава НОУ |
Сентябрь-ноябрь |
руководитель НОУ, |
5. |
Участие в городских, окружных научно-практических конференциях |
В течение года |
руководитель НОУ |
6. |
Проведение научно-методических семинаров для педагогов. |
По заявкам |
руководитель НОУ |
7. |
Организация работы психолого-педагогического семинара-практикума (согласно решаемым проблемам) |
По заявкам |
Психолог школы, |
8. |
Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в определенной области знаний |
В течение года |
руководитель НОУ |
Нормативно-правовая обеспеченность НОУ.
Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного общества учащихся в системе учебно-воспитательной работы учреждения.
Основные направления:
- формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности НОУ;
- разработка нормативных документов, определяющих функционал сотрудников в данном направлении деятельности образовательного учреждения.
Перечень мероприятий
№ |
мероприятия |
сроки реализации |
исполнители |
1. |
Совершенствование Положения о НОУ |
В течение года |
руководитель НОУ |
2. |
Формирование нормативно-правовой базы: |
В течение года |
руководитель НОУ |
3. |
Разработка должностных обязанностей руководителя НОУ |
В течение года |
|
4. |
Создание нормативных документов, регламентирующих деятельность НОУ |
В течение года |
руководитель НОУ |
Управление НОУ.
Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Основные направления:
- развитие механизмов самоуправления школьным НОУ;
- взаимодействие с образовательным учреждением (школой) на основе взаимосвязанных программ деятельности;
Перечень мероприятий
№ | мероприятия |
сроки реализации |
исполнители |
1 |
Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной модели управления. |
учебный год |
руководитель НОУ |
2 |
Создание Совета-Президиума НОУ |
Сентябрь-ноябрь |
члены НОУ |
3 |
Развитие различных форм самоуправления в НОУ |
в течение года |
руководитель НОУ |
4 |
Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля. |
в течение года |
руководитель НОУ |
5 |
Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных учреждений. |
в течение года |
|
Научное сопровождение деятельности НОУ
Задача: создание условий для развития исследовательских умений и навыков членов НОУ.
Основные направления:
- установление контактов с профессорско-преподавательским составом вузов;
- организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- участие в научно-практических конференциях, выставках научного творчества.
Перечень мероприятий:
№ | Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Участие в научно-практических конференциях школьного уровня. |
В течение года |
Учителя секций, |
2. |
Участие в научно-практических конференциях разного уровня (городских, окружных,всероссийских) |
В течение года |
Учителя секций |
3. |
Проведение специальных семинаров по основам организации и проведения научного исследования. |
В течение года |
руководитель НОУ |
Создание развивающей образовательной среды
Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.
Основные направления:
- отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы личностного роста членов секций;
- проектирование и организация индивидуальной работы с учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизиологических особенностях;
- разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды.
Перечень мероприятий
№ | Мероприятия |
сроки реализации |
ответственные |
1 |
Изучение физиологических и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся |
в течение года |
психолог, руководитель НОУ |
2 |
Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями учащихся |
учебный год |
руководитель НОУ |
3 |
Создание образовательной развивающей среды |
|
|
4 |
Мониторинг эффективности образовательной среды |
в течение года |
руководитель НОУ |
Взаимодействие с семьей. Социальное партнерство
Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.
Основные направления:
- развитие материально-технической базы НОУ;
- обеспечение научного руководства деятельностью секции;
- оценка деятельности руководителя НОУ;
- организация образовательного процесса НОУ;
- организация досуга детей;
- изучение и распространения педагогического опыта.
Перечень мероприятий
№ | Мероприятия |
сроки реализации |
ответственные |
1 |
Установление связи с попечительским советом школы |
В течение года |
руководитель НОУ |
2 |
Установление связи с МГТУ им Баумана (по темам технических проектов) |
В течение года |
руководитель НОУ |
3 |
Обеспечение консультаций учителей-предметников по исследовательским работам |
В течение года |
|
4 |
Расширение контактов с семьей через реализацию разнообразных форм взаимодействия: |
В течение года |
руководитель НОУ |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Методика работы руководителя с учеником над научным исследованием:
Этапы работы | Цели и задачи учебно-исследовательской работы |
Содержание занятий |
1. Предварительный |
Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика |
Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по теме, способностей и интересов участников |
2. Выбор проблемы исследования |
Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования |
Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в исследовании, тематики предстоящих конференций учащихся |
3. Изучение научной литературы |
Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой |
Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ |
4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования |
Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования) |
Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования |
5. Сбор материала |
Обучение сбору материала для эксперимента |
Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор материала |
6. Обработка полученного материала |
Обучение анализу и статистической обработке полученных материалов, представлению результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм |
Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала |
7. Формулирование выводов |
Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы |
Систематизация и обобщение результатов работы |
8. Создание текста |
Практическое овладение научным стилем речи |
Написание текста учебно-исследовательской работы |
9. Представление результатов работы |
Обучение основам устного публичного выступления |
Представление работы на научно-практической конференции школьников |
10. Оценка работы |
Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы |
Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение и перспективы. |
Источники
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Устав школы.