У каждого человека есть любимое увлечение. Это может быть спорт, учеба, творчество. Но ведь в природе все взаимосвязано. Поэтому и через все эти занятия проходит одна общая невидимая нить: математика. Без использования математики, ни один композитор не сможет написать свое произведение, художник - нарисовать картину, поэт - написать стихотворение, а заниматься спортом без математики даже травмоопасно.
Математика и спорт, данные понятия далеки друг от друга. Но это только на первый взгляд.
Зачем спортсменам математика? Спортсменам без математики не поставить ни одного рекорда. При планировании тренировочного процесса в обязательном порядке производится математический расчет нагрузки для спортсмена. Учитываются его рост, вес, возраст, частота сердечных сокращений в минуту, показатели артериального давления, степень подготовки и многое-многое другое.
Цель: выяснить, как взаимосвязаны математика и спорт.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания о взаимосвязи математики и спорта;
- привести примеры применения математики в различных видах спорта;
- показать значимость и актуальность этой взаимосвязи.
Немало интересных закономерностей математики обнаружили в спорте. В числе прочего они объяснили, почему левши имеют преимущество при игре в бейсбол, вывели связь между длиной пятки и спринтерскими качествами спортсмена, определили идеальную форму шара для гольфа и разработали наиболее эффективную тактику удара клюшкой.
Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце – самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль развивающимися в процессе за занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе.
Перед началом систематическими занятиями физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб. Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.
Как видим, математика нужна в любом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В современном спорте довольно широко используется математический аппарат – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка данных. Многие спортивные ситуации целесообразно рассматривать, анализировать и оценивать с математических позиций.
Ход урока (2 часа)
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (скорость, путь, время, процент, округление, единица измерения).
- Решение теоретических задач на движение и нахождение процентов.
- Закрепление темы урока.
- Разминка.
- Измерение пульса в покое у каждого учащегося.
- Основная часть. Упражнения по 2 человека на динамику пульса.
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.