Технологическая карта к обобщающему уроку по теме "Отрасли хозяйства России". 9-й класс

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Человек и природа: конфликт или гармония?

Класс: 9

Ключевые слова: география отраслей мирового хозяйства


Базовый учебник: «География России. Хозяйство и географические районы» учебник для  9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И.Алексеева Москва «Дрофа» 2010 год.

Цель урока: закрепить достигнутые результаты.

Личностный результат:

  • осознать значение полученных знаний для развития территории и всей страны.

Метапредметный результат:

  • уметь анализировать картосхемы, карты и другую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат:

  • знать основные особенности, проблемы главных отраслей России, понимать причины, влияющие на развитие территории, уметь читать источники, извлекать необходимую информацию, адаптировать к своей ситуации.

Задачи урока:

  • На основе анализа полученной из источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
  • В ходе коллективной работы создать проект экономически выгодной и экологически безопасной территории.
  • В ходе сравнения своего продукта с существующей территорией попытаться объяснить причины различий, проанализировать свой результат.

Тип урока: урок обобщающего повторения в форме проекта – маркетинга.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, атласы, условные денежные единицы, раздаточный материал.

Обобщение проводится на двух уроках (взят один час из резерва в планировании.)

Системно-деятельностный, проблемный метод. Деловая игра.

Ход урока

Таблица, заполненная в группах

№ на схеме

Предприятие, выпускаемая продукция

Принципы размещения предприятия

Экологические последствия строительства и работы предприятия

Оценочный лист для руководителя группы

Ф.И. участника

Виды деятельности

Качество работы

   Оценка

Лист для самооценки и оценки проекта групп экспертами и учителем

Критерии:

  1. Правильность выбора предприятий согласно принципам размещения – 1 балл.
  2. Правильность размещения предприятий на территории – 1 балл.
  3. Наличие не менее 10 предприятий – 1 балл.
  4. Правильность экспертизы экологов по предприятиям – 1 балл.
  5. Слаженность работы группы над проектом – 1 балл.

Задачи участникам проекта

  • Экономисты: проектировать экономические объекты: заводы, дороги, с/х предприятия, города, объясняя, чем они руководствовались при выборе объектов.
  • Экологи: контролировать экологические последствия при строительстве объектов, выбирать лучшие варианты.
  • Результат работы на уроке – проект территории.
  • Группы проводят самооценку своей работы по 5 – балльной шкале (3 мин.)
  • Эксперты и учитель оценивают проекты по 5 – балльной шкале (9 мин.)
  • Сравниваются результаты оценки и самооценки, учащиеся делают выводы о своей работе (3 мин.)

Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Образец схемы территории

Итоги торговых операций

  • Побеждает в торгах команда, совершившая большее количество операций и получившая прибыль в доходах.
  • Эксперты и учитель подводят итоги работы.
  • Учащимся предлагается подумать над причинами своего успеха или неудачи.

Ожидаемые выводы:

  • выигрывает та территория, которая более развита в экономике, на которой больше предприятий обрабатывающей, а не добывающей промышленности.
  • на итоги работы влияет также качество работы участников проекта, т.е. научные знания и творческие способности людей. (5 мин.)

Рефлексия – 10 мин.

  1. Найдите на карте территорию, которая подходит под вашу первоначальную схему по имеющимся на ней условиям и ресурсам.
  2. Сравните результат своего проекта с настоящим развитием этой территории, найдите сходство, различие. Как вы думаете, почему у вас есть отличия от настоящей территории?
  3. Как вы думаете, достигли наши уроки поставленной цели?
  4. Какое значение ваше знание темы может иметь для вас, для всей страны?
  5. Какие формы работы на уроке вам понравились? Почему?
  6. Какая работа вызвала наибольшее затруднение? Каковы, по вашему мнению причины?
  7. Учащиеся находят похожую территорию на карте (например Европейский Север).
  8. Сравнивают свои результаты с реальностью, пытаются объяснить различия, сделать выводы. Учащиеся подводят итоги уроков.

Итоги, оценка – 5 мин.

  1. Оценить работу каждого в группе, используя данные руководителей, экспертов, учителя, поставить оценки.
  2. Оценить работу групп (отметить достижения, перспективы).

Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД.

Урок окончен, до свидания!