Базовый учебник: «География России. Хозяйство и географические районы» учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И.Алексеева Москва «Дрофа» 2010 год.
Цель урока: закрепить достигнутые результаты.
Личностный результат:
- осознать значение полученных знаний для развития территории и всей страны.
Метапредметный результат:
- уметь анализировать картосхемы, карты и другую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат:
- знать основные особенности, проблемы главных отраслей России, понимать причины, влияющие на развитие территории, уметь читать источники, извлекать необходимую информацию, адаптировать к своей ситуации.
Задачи урока:
- На основе анализа полученной из источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
- В ходе коллективной работы создать проект экономически выгодной и экологически безопасной территории.
- В ходе сравнения своего продукта с существующей территорией попытаться объяснить причины различий, проанализировать свой результат.
Тип урока: урок обобщающего повторения в форме проекта – маркетинга.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, атласы, условные денежные единицы, раздаточный материал.
Обобщение проводится на двух уроках (взят один час из резерва в планировании.)
Системно-деятельностный, проблемный метод. Деловая игра.
Ход урока
Таблица, заполненная в группах
№ на схеме | Предприятие, выпускаемая продукция |
Принципы размещения предприятия |
Экологические последствия строительства и работы предприятия |
Оценочный лист для руководителя группы
Ф.И. участника | Виды деятельности |
Качество работы |
Оценка |
Лист для самооценки и оценки проекта групп экспертами и учителем
Критерии:
- Правильность выбора предприятий согласно принципам размещения – 1 балл.
- Правильность размещения предприятий на территории – 1 балл.
- Наличие не менее 10 предприятий – 1 балл.
- Правильность экспертизы экологов по предприятиям – 1 балл.
- Слаженность работы группы над проектом – 1 балл.
Задачи участникам проекта
- Экономисты: проектировать экономические объекты: заводы, дороги, с/х предприятия, города, объясняя, чем они руководствовались при выборе объектов.
- Экологи: контролировать экологические последствия при строительстве объектов, выбирать лучшие варианты.
- Результат работы на уроке – проект территории.
- Группы проводят самооценку своей работы по 5 – балльной шкале (3 мин.)
- Эксперты и учитель оценивают проекты по 5 – балльной шкале (9 мин.)
- Сравниваются результаты оценки и самооценки, учащиеся делают выводы о своей работе (3 мин.)
Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Итоги торговых операций
- Побеждает в торгах команда, совершившая большее количество операций и получившая прибыль в доходах.
- Эксперты и учитель подводят итоги работы.
- Учащимся предлагается подумать над причинами своего успеха или неудачи.
Ожидаемые выводы:
- выигрывает та территория, которая более развита в экономике, на которой больше предприятий обрабатывающей, а не добывающей промышленности.
- на итоги работы влияет также качество работы участников проекта, т.е. научные знания и творческие способности людей. (5 мин.)
Рефлексия – 10 мин.
- Найдите на карте территорию, которая подходит под вашу первоначальную схему по имеющимся на ней условиям и ресурсам.
- Сравните результат своего проекта с настоящим развитием этой территории, найдите сходство, различие. Как вы думаете, почему у вас есть отличия от настоящей территории?
- Как вы думаете, достигли наши уроки поставленной цели?
- Какое значение ваше знание темы может иметь для вас, для всей страны?
- Какие формы работы на уроке вам понравились? Почему?
- Какая работа вызвала наибольшее затруднение? Каковы, по вашему мнению причины?
- Учащиеся находят похожую территорию на карте (например Европейский Север).
- Сравнивают свои результаты с реальностью, пытаются объяснить различия, сделать выводы. Учащиеся подводят итоги уроков.
Итоги, оценка – 5 мин.
- Оценить работу каждого в группе, используя данные руководителей, экспертов, учителя, поставить оценки.
- Оценить работу групп (отметить достижения, перспективы).
Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД.
Урок окончен, до свидания!