Урок по обществознанию "Общество и его сферы"

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Учебный предмет: обществознание.

Класс: 6.

Автор УМК: Л.Н.Боголюбов, Е.Л.Рутковская, Л.Ф.Иванова и др. Обществознание 6 класс. - М., «Просвещение», 2023.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: ознакомление учащихся с понятием «Общество»; развитие учебно-исследовательских умений учащихся, работая с текстом в группах; определение основных сфер жизни общества.

Задачи:

Предметные УУД

  • Познакомить с понятием «общество».
  • Узнать, что такое сферы жизни общества и их взаимодействие.

Метапредметные УУД

  • Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.
  • Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
  • Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.

Технологии: групповая технология, технология критического мышления.

Презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости и коллеги! Рада всех видеть.
- Скажите, а какое у вас сегодня настроение?
Я предлагаю выразить ваше настроение при помощи смайликов, которые лежат у вас на партах. Поднимите, пожалуйста, смайлики и покажите их мне.
- Я тоже покажу вам своё настроение.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех настроение было прекрасное.

Поднимают трафареты с настроением

2 мин

2. Актуализация знаний.
- Итак, внимание на доску! Перед вами изображения.

- Назовите, что изображено на каждой из картинок.
(подвести к действиям)

СЛАЙД 1
Ответы учащихся:

1.Первобытные люди
2. Балет
3. Люди разных профессий
4. Семья, граждане одной страны
5-7 мин
- Что объединяет эти изображения? Что общего? - Везде люди, группа людей  
- А в чем разница? Что объединяет этих людей?

- Каждый совершает свою деятельность.
- Общий быт, увлечения, место проживания, интересы и т.д.

 
- Что объединяет наши высказывания? Как, одним словом, можно назвать этих людей? - Общество  

- Как вы бы дали определение, что такое «общество»?
(Дайте определение с вашей точки зрения, опираясь на ваши высказывания)

-Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти образ, с помощью которого можно было сравнить общество.

Общество - это группы людей, связанные общей деятельностью, интересами, увлечением, местом проживания и т.д. 5-7 мин

Я вам предлагаю один из таких образов, который вам всем известен, это муравейник.

- Опишите устройство муравейника.

- С помощью приведенного примера мы убедились, что в муравейнике каждый выполняет свои функции.

СЛАЙД 2  

Проблемное задание. Как вы думаете, а похоже ли человеческое общество на муравейник? Если да, то чем? В чем вы видите различие?

Итак, в обществе людей тоже есть элементы (сферы), которые выполняют свои функции и удовлетворяют определенные потребности людей.

Отвечают на вопрос  
- Какие потребности вы знаете? - Биологические потребности (в еде, одежде, отдыхе, сне)  
- Как мы будем удовлетворять потребность в одежде?
- Что нам нужно, чтобы купить?
Какое слово в обществе связано с деньгами?
Значит и сфера будет названа?
- потребности, связаны с обществом (социум). Значит, такая сфера будет названа?
- духовные потребности формируют сферу…
- и у нас еще есть потребность, связанная с защитой
- такую функцию выполняет у нас сфера…
- покупать, создавать сами
- деньги
- экономика
- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
- СОЦИАЛЬНАЯ
-ДУХОВНУЮ
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ
 

Давайте подумаем, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?

Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир этих сфер; узнать, сколько тайн, скрывает каждая из них.
У вас на столах у каждой группы есть маршрутные листы и тексты. Прошу с ними ознакомиться.

«Общество и его сферы»

 

РАБОТА В ГРУППАХ ПО СФЕРАМ
У вас на столах лежат листы с текстом. На каждого участника распечатан одинаковый текст, каждый из вас может взять его и ознакомиться.
Прошу вас прочитать текст и выполнить задания. На все у вас 15 минут.

Каждая группа изучает внимательно свой материал и выполняет задания.

Выходят капитаны, защищают свои работы

15 мин

Давайте подведем итог вашей проделанной работы. Командиры групп прошу к доске с вашим результатом. На выступление каждого не более 2 минут.

Все зафиксировано на доске

- Скажите, пожалуйста, могут ли эти сферы существовать раздельно друг от друга?

- Почему?

- Нет

 

- Потому что каждая из этих сфер помогает другой сфере.

8 мин

Закрепление материала.
Проверим себя и выполним несколько заданий.
У вас на столах листы с заданием, прочитайте и ответьте на вопрос

 

2 мин

Самооценка + рефлексия.
Ребята, спасибо большое вам за сегодняшнюю работу, все были огромные молодцы! Прошу вас взять конверты с надписью Рефлексия и каждому оценить себя, поставить галочку в том месте, как вы усвоили урок, понятен ли он был, интересен. Ответы положите назад в конверт и оставьте на столах

Рефлексия

1 мин

Оценивание детей и домашнее задание
Параграф 13, прочитать. Ответить устно на вопросы

 

 

«Маршрутный лист» для работы в группе:

Задание 1. Распределите обязанности в группе: выберите командира (спикера) для презентации полученной работы, помощника командира (оформителя), знатоков.

Задание 2. Прочитайте текст. Дайте название сферы, о которой идет речь; выделите ее основные цели и задачи. Запишите информацию на листе формата А3.

Название сферы

Цель сферы:

 

Основные задачи:

 

Задание 3. Возьмите конверт с изображениями №1, определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист А3, сделайте коллаж.

Задание 4. Презентуйте свою работу, используя инструкцию для спикера:

  1. Дать название изученной сферы
  2. Назвать основную цель данной сферы
  3. Перечислить задачи
  4. Сделать вывод, для чего необходима данная сфера в жизни общества.