Цель: проанализировать сущность и специфику философии Средневековья, Возрождения, Нового времени.
Задачи: выделить основные философские понятия, категории, принципы и проблемы указанных исторических эпох; определить основные «лица» эпохи и их идеи; развивать умения студентов структурировать изучаемый учебный материал; формировать ОК 02, ОК 05, ОК 06.
Тип занятия: обзорная лекция.
Оборудование: ПК, презентация «Философия Средневековья, Возрождения, Нового времени.
Ключевые понятия:
- апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества;
- геоцентризм – система взглядов, считающая Землю центром Вселенной;
- креационизм – мировоззрение, основанное на принципе творения мира Богом из ничего актом своей воли;
- номинализм – направление в средневековой философии, считавшее понятие лишь именами. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением, отдельно от вещей не существуют, не отражают их свойств и качеств;
- патристика – учение отцов церкви, относится к III-V вв., создание догматов, борьба против язычников;
- провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом;
- реализм – направление в средневековой философии, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей;
- схоластика – «школьное учение», зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке – с VI в. до XV в., господствовало в университетах;
- теоцентризм – концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо, а также его источник;
- томизм – учение Фомы Аквинского;
- эсхатологизм – религиозное учение о конечных судьбах отдельных людей, человечества и мира в целом; учение о конце света;
- антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания;
- наукоцентризм – ориентация философии Нового времени на идеалы и методы научного познания, проявившаяся в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания;
- гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной;
- картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последователей;
- механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества универсальными законами механической формы движения материи; абсолютизация и универсализация механической картины мира, признание законов механики как единственных законов мироздания;
- гуманизм – система взглядов, выражающая признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека;
- пантеизм – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности;
- прометеизм – человек признается со-творцом мира (основание – его богоподобность);
- рационализм – направление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума;
- деизм – учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира;
- секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов;
- сенсуализм - направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения;
- эмпиризм – направление в гносеологии, признающее опыт единственным источником истинного знания;
- индукция – логический вывод от частного к общему;
- дедукция - логический вывод, метод исследования в выведении частных утверждений из общей посылки.
Содержательная линия темы
1. Философия Средних веков
Принято считать, что Средние века начинаются с 476 г. – падения Римской империи. Средневековье – это огромный перелом в жизни европейских народов. В социально-экономическом плане оно соотносится с феодализмом. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужны были новые мифы, новые ценности, новые символы. Задачу создания этого мира взяла на себя христианская религия. Поэтому двумя важнейшими основаниями философии Средних веков являются христианская религия, в центре которой находилась Библия, и античная философия.
Переход от античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: поиски истины, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего скрытого, внутреннего, нет никакой психологии. Главным тезисом Средневековой философии стали слова Августина Блаженного; «Не блуждай вовне, но войди внутрь себя!». Философия Средних веков существует в единстве с теологией (богословием).
Средневековая философия делится на два основных периода: патристику и схоластику.
Патристика (патер – по-латыни – «отец»; связана с разработкой «отцами церкви» основ христианской догматики; общее название учений ранних христианских богословов и философов – II-VIII вв.); этот период делят на три этапа: ранняя патристика, или апологетика, зрелая и поздняя патристика; наиболее ярким мыслителем этого периода является Августин Блаженный (Августин Аврелий) – провозгласил формулу: «Верую, чтобы понимать (знать)», главные его труды «О граде Земном» и «О граде Божьем», «Исповедь», «Бессмертие души», «О Троице». Августин Блаженный систематизировал христианское учение на основе неоплатонизма, заложил основы католицизма. Основные онтологические идеи: Бог существует, все является творением Бога, он не только сотворил мир, но продолжает творить в настоящем, будет творить и в будущем. Ход истории, жизнь общества представляет собой борьбу двух царств: Земного и Божьего; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также Папе Римскому; бедность надо терпеть и смириться с этим; счастье в учености, в углублении в себя, в понимании истины – истинное знание достигается только при познании Бога.
Схоластика - зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке – с VI в. до XV в. господствовало в университетах, предполагало ведение широких дискуссий; центральная фигура – Фома Аквинский (Аквинат) – по его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом; главный тезис учения: «вера и разум ведут к истине, но предпочтение – вере – «философия – служанка теологии». Главные онтологические идеи: Бог – верховная причина всех реальных явлений и процессов. Выдвинул пять собственных доказательств Бога. Основное произведение - «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О спорных вопросах истины»; все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что им непознаваемо; факт существования Бога постигается разумом, но ему не подвластны проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога – эти вопросы познаются посредством веры через Божественное откровение, поэтому философия и теология – разные науки; душа человека бессмертна, нематериальна, но думать, переживать, целеполагать душа может только в теле; человек существо общественное, главная цель государства – содействовать общему благу; наилучшая форма правления – монархия, но если она становится тиранией, народ имеет право выступать против нее. В 1879 г. учение Фомы Аквинского было провозглашено папой Львом XIII официальной философией католической церкви под названием неотомизма. Сегодня неотомизм – это одно из влиятельных направлений философской мысли Запада.
Философская мысль средних веков уходит корнями в религию единобожия (монотеизма). В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Такая особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом, именно он лежал в основе средневековой онтологии – учения о бытии. Высшая цель человека в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим философским направлением в течение всего Средневековья. Исходным пунктом гносеологических размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знаниям. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой – в сфере трансцендентного (находящегося за пределами ограниченного бытия (запредельном). Бог сотворил мир из «ничего» - такая концепция называется креационизмом (от лат. creatio – «творение», «создание»). Формируется теизм – религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных областей бытия.
Отличительными чертами средневековой философии были провиденциализм – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм – принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение, выходящих за пределы рассудочных форм познания. История представляет собой линейный процесс, начало его – акт Божественного творения, а конец – конец света и второе Пришествие Иисуса Христа. Для Средневековья характерна эсхатологическая установка – ожидание конца света.
Одна из гносеологических проблем схоластики – это степень познаваемости сотворенного мира, то есть соотношение единичных вещей и общих понятий, отражающих их сущность (спор об универсалиях). Разрешение этой проблемы вылилось в противостояние школ реализма и номинализма. Универсалиями называли общие понятия, термины, названия, имена в отличие от единичных, конкретных предметов. Вопрос спора: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»? Реализм признавал объективность существования общих понятий, независимо от познающего их ума (в основе рассуждения – признание понятий «дерево вообще», «человек вообще» - учение Платона о «мире идей» и «мире вещей»). Номинализм признавал существование в реальности только единичных предметов, общие понятия формирует познающий их субъект путем абстрагирования признаков, поэтому общие понятия существуют не до, а после вещей. Разновидностью номинализма являлся концептуализм (промежуточное направление между номинализмом и реализмом) – признавал реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.
Антропология и этика в средневековой философии опираются на четыре христианских догмата: творение, грехопадение, искупление и воскресение. Бог, создав человека, наделил его телом и душой, поэтому у него особое положение – он посредник между царством духа и царством природы. Человек – образ и подобие Бога. Но тело оказалось причиной первородного греха, вернуть человека к Богу можно только через искупление. Искупление понимается как жизнь в соответствии с заповедями Бога, через духовное самосовершенствование, через подчинение тела душе.
В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов добился в этом орден францисканцев. Роджер Бэкон (не путать с Фрэнсисом Бэконом) призывал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам призывал удалить из науки все понятия, которые нельзя проверить опытом: «Сущности не следует умножать без необходимости» - все сложные вопросы следует сводить к простым. Этот принцип известен как «бритва Оккама». Эти идеи отражали кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.
2. Философия Возрождения и Нового времени
2.1. Философия эпохи Возрождения
В XIV в. в Европе начинаются большие изменения, связанные с разложением феодального общества и появлением новых направлений общественной мысли. Развитие ремесел, торговли, появление первых мануфактур, рост городов, Великие географические открытия, повышение уровня образованности в Европе в целом способствовали экономическому подъему европейских государств и укреплению светской власти – королевских монархий. В философии усиливались антисхоластические настроения. Все это вело к секуляризации – освобождению от господства религии и церковной идеологии. Церковь и феодальные отношения превратились в препятствие на пути исторического развития общества – поэтому идеология и культура Возрождения (Ренессанса) приобрела антифеодальный характер. Средневековая культура и образ жизни начинают вытесняться возрожденной моделью античного типа культуры – отсюда и название эпохи. Центром философской мысли уже становится не Бог, а человек.
Основные направления философской мысли Возрождения.
Гуманистическое XIV-XV вв.
Решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви. Гуманисты отходят от трактовки человека исключительно как божественного создания, подчеркивают его природное начало (хотя не отрицают и божественного), верят в счастливое будущее человека, выступают за его свободу - как физическую, так и духовную, видят бессмертие человека - в памяти людей.
Представители: Франческо Петрарка - родоначальник идеологии гуманизма. Поэт, автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру». Данте Алигьери - писатель, автор «Божественной комедии». Лоренцо Вала - автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». Эразм Роттердамский - автор «Похвалы глупости».
Неоплатоническое XV-XVI вв.
Николай Кузанский - священнослужитель, богослов, но придерживался новаторских для своего времени взглядов - Бога в своей онтологии воспринимает как Единое, охватывающее все. Бог не имеет противопоставлений - Бог бесконечен - абсолютный максимум. В бесконечности все различия исчезают и совпадают - абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Это означает, что Вселенная (как творение Бога) охватывает все вещи, а каждая вещь содержит в себе Вселенную. Человек есть микрокосм, заключающий в себе потенциальный макрокосм. Джованни Поко делла Мирандола - пытался создать новую философскую систему через объединение всех известных направлений. Провозгласил человека «четвертым миром».
Натурфилософское XVI-начало XVII вв.
Опираясь на научные и астрономические открытия, представители этого направления сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания, где Бог, природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Формировали научное мировоззрение. Разрушили религиозную парадигму (теория, модель постановки проблем, принятая за основу каких-либо исследований). Внесли большой вклад в развитие диалектического понимания бытия. Разработали и обосновали научный метод познания - опыт сделали фундаментом познания. Титанами эпохи Возрождения стали люди, обладатели многогранных талантов: Леонардо да Винчи, Парацельс и др.
Представители: Андреас Везалий - совершил революцию в философии и медицине: объяснил с материалистической точки зрения происхождение мира, в центр которого поставил человека; изучил и описал анатомическое строение тела человека, опровергнув взгляды древнеримского врача Галена, господствовавшие в медицине около 1000 лет. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер - с их именами связано появление теории гелиоцентризма, знаний о том, что Солнце - звезда, Вселенная бесконечна, состоит из галактик (скопления звезд); изобретение телескопа, с помощью которого подтвердили свои открытия (пятна на Солнце, ландшафт Луны, движение небесных тел вокруг своей оси, планеты движутся по эллиптическим орбитам, а не круговым.
Реформационное XVI-XVII вв.
Попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений верующих и Церкви.
В Реформации выделяются два течения: бюргерско-евангелическое, народное.
Представители: Мартин Лютер, доктор богословия, автор «95 тезисов» против индульгенций, положил начало идеологической борьбе против католичества. Жан Кальвин, теоретик Реформации в Швейцарии, продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Томас Мюнцер - выступил с идеей реформировать не только Церковь, но и общество в целом.
Политическое XV-XVI вв.
Политическая философия исследовала проблемы управления в реально существующем государстве. Правитель должен руководить государством, помня о низменной природе подданных. Правитель должен быть на словах благородным, а на деле - жестким, иначе он будет свергнут не обладающими благородством противниками.
Представитель: Никколо Макиавелли - итальянский политический деятель, философ, писатель. Считал, что человек обладает злой природой, эгоистичен, стремится к выгоде. Государство существует для обуздания натуры человека. Правитель вправе при государственной необходимости пользоваться любыми средствами - подкупом, шантажом, идти на политическое убийство. Но так власть должна действовать только для укрепления государства, а не корыстных целей.
Социальная философия: представителисоциалисты-утописты. Томас Мор (английский гуманист, член парламента, лорд-канцлер, казнен, автор «Утопии») Томмазо Капанелла (итальянский философ и политический деятель, автор произведения «Город Солнца» - проекта идеального общества). Идеи: уничтожения социальных противоречий, социальная гармония, отсутствие частной собственности, политическая власть – выборная, всеобщий труд, мужчины и женщины имеют равные права, веротерпимость, воспитание детей в коллективе, торжество социальной справедливости в идеальном государстве. Франсуа Рабле – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - культ развития возможностей духовного и телесного человека, протест против аскетизма, ханжества, предрассудков.
2.2. Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах (XVI – XVII вв.), что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знаний – проблемы методологии познания.
В результате бурного развития естествознания, роста городов, изобретения машин в текстильной промышленности, совершенствования орудий производства в угольной и металлургической промышленности ускоряется процесс разложения феодального общества и развивается новое буржуазное общество, которое порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но меняет и сознание людей. Развитие науки привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку. Наука начинает превращаться в самостоятельный институт, приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в это время выделяются в самостоятельные дисциплины экономика, социология, политология. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опыта естествознания. Не без основания XVII век называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, с его опорой на разум, трансформировалась в эмпиризм и рационализм.
Основоположником эмпирического метода познания считают Фрэнсиса Бэкона (английского философа, воспитанника Кембриджского университета, юрисконсульта, главного прокурора Королевского двора, лорд-канцлера, виконта), поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Бэкон ценил практическую значимость знания, стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. Всю предыдущую философскую систему Бэкон считал оторванной от живой действительности, потому что она оперировала абстрактными, неконкретными понятиями. Для достижения достоверного знания надо создать правильный научный метод. Но для этого надо очистить ум от заблуждений и ошибок – эти ошибки он перечисляет в своем главном труде «Новый Органон» (по аналогии с «Органоном» Аристотеля). Таких заблуждений, искажающих восприятие действительности, он перечислил четыре, именуя их «идолами»: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы познания как анализ (разложение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий для их протекания). Основным методом науки считал индукцию – способ рассуждения и метод исследования, заключающийся в получении знания на основе обобщения единичных случае и выведении общего суждения из ряда единичных посылок.
Основоположником рационализма считается Рене Декарт – офицер, видный французский философ и ученый-математик, переживший глубокую личную трагедию – смерть пятилетней горячо любимой дочери. Это оставило навсегда в душе Декарта тяжелейший след, приведя его к философским размышлениям о «слабости и непрочности человеческой природы». Сам он тоже не отличался крепким здоровьем – совсем еще не старым он простудился на утренней конной прогулке с королевой, которая любила сопровождать их с беседами на философские темы, и умер спустя неделю. Заслуга Декарта в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании – таким образом, в основание философии Декарт ставит разум, мышление, а не опыт, как Бэкон; познание осуществляется не чувствами, а умом; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; в решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом (от лат. dualis – двойственный) – суть этой теории в признании духовного и материального начала равноправными принципами человеческого бытия и мира; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»; метод Декарта – это дедукция, способ рассуждения от общего к частному. Изучая проблему бытия, Декарт вводит базовое понятие – субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Одним их ярких философов Нового времени в Голландии стал Бенедикт (Барух) Спиноза – автор наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы на тот период, последователь Рене Декарта и представитель европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания, этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Считая недостатков декартовской теории субстанции ее дуализм, видя в этом противоречие, Спиноза выдвинул свое учение о единой субстанции, суть которого в том, что: нет различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями, существует одна субстанция, Природа и Бог – едины, Бог внутри Природы. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделил три основных рода человеческого познания: мнение и воображение (получаемое из повседневного опыта), рациональное познание (получаемое от рассудка), интуитивное познание (исходящие от Бога). Человека Спиноза рассматривает как особый модус, отличающийся наличием мышления, он несвободен, но стремится к свободе. Свобода, по Спинозе, это умение человека быть самим собой, соответствовать своему предназначению, следовать своей природе. Телесное и духовное в человеке не зависят друг от друга, они «параллельны», человеческая воля не в состоянии что-либо изменить, человек может постичь мировой процесс, но только чтобы соотнести с ним свою жизнь, таким образом – «свобода есть осознанная необходимость». Подводя итоги, можно кратко суммировать основные свойства философии Спинозы: это пантеистическое и деистическое восприятие мира и Бога, абсолютный рационализм и ярко выраженная гуманистическая направленность всех его главных идей и положений.
Основные идеи философии XVII в.: принцип автономного мыслящего субъекта; принцип методического сомнения, индуктивно-эмпирический метод, рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию. В XVII в. формируется механическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии до XIX в. Особенностью философии этого периода было то, что духовный мир человека характеризовали упрощенно, но при этом уже выделили его своеобразие, преодолевая ограниченность гилозоизма (см. глоссарий).
Контрольные вопросы по теме лекции
- Дать определение понятиям: апологетика, провиденциализм, креационизм.
- Кратко охарактеризовать основные этапы развития средневековой философии.
- Проанализировать основные идеи Августина Блаженного, Фомы Аквинского.
- Объяснить суть принципа «бритва Оккама».
- Сравнить особенности философии Древней Греции и Средневековья по предмету исследования.
- Объяснить, какие важные задачи решали философы эпохи Возрождения.
- Выяснить значение трудов Р.Декарта для науки и философии. Выясните, в чем заключается деизм Декарта.
- Определить суть спора рационализма и эмпиризма в истории новой философии.
- Оценить значение идей философии Просвещения. Указать наиболее ярких ее представителей. Подумать, чем обусловлено название «философия Просвещения».
Список информационных источников
- Горелов А.А. Основы философии. – 16-е изд., стер.- Учебник для студентов СПО. – М.: Академия, 2019 (2014). – 320 с. – Серия: Среднее профессиональное образование.
- Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие для СПО. - М., 2017.
- Основы философии: Учебник / О.Д.Волкогонова, Н.М.Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 480 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0258-5. http://znanium.com/go.php?id=444308.
- Сабиров, В.Ш. Основы философии. Учебник [Электронный ресурс] / В.Ш.Сабиров. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. - 330 с. - ISBN 978-5-9765-1233-7 (ФЛИНТА), ISBN 978-5-02-037707-3.