Открытый урок по обществознанию по теме "Налоговая политика государства"

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку

Класс: 10

Ключевые слова: налоги государственный бюджет финансовые


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Эпиграф к уроку:

О чем нельзя забывать, так это о простой истине:
все, что государство нам дает, оно сначала должно забрать.
Джон С.Колеман

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.

Методы урока: словесные, практические, наглядные.

Цели урока:

  • образовательные: дать определение понятию налоги, познакомить учащихся с видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе, доказать необходимость уплачивать налоги;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления, уметь применять полученные знания на практике;
  • воспитательная: формирование правильного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал – рабочие листы, распечатанный материал со статьями НК РФ, дополнительным материалом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Формулирование темы урока

- Американский комик, актёр театра и кино, телеведущий и радиоведущий, ведущий церемонии вручения премии «Оскар» Боб Хоуп сказал: «Я не транжирю свои деньги в Лас-Вегасе или на скачках. Я доверяю это дело правительству». Как думаете, что он имел в виду?

- Человек (или как раньше говорили «душа»), печная труба, автомобиль, армия и флот, получение паспорта (картинки логического ряда). Как вы думаете, что общего во всем этом? (Со всего этого в разные времена платили налоги) (СЛАЙД 1)

- Учитель читает эпиграф: «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что государство нам дает, оно сначала должно забрать» (Джон С.Колеман).

- Как эпиграф связан с темой нашего урока?

- Сформулируем тему нашего урока: «Налоговая политика государства».

(Записываем тему урока: «Налоговая политика государства») (СЛАЙД 2)

2. Составление плана урока

Задание в форме ЕГЭ (24 задание ЕГЭ – 4 балла):

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги и их роль в экономической жизни общества». План должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта (СЛАЙД 3)

(Учитель напоминает критерии).

Пояснение:

При анализе ответа учитывается:

  • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
  • наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
  • корректность формулировок пунктов плана;

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

(Учащиеся совместно с учителем составляют план, учитель записывает его на доске. При этом план получается простым без детализации, но отмечаем, какие пункты должны быть детализированы в подпунктах - ).

Примерный план:

  1. Понятие налога.
  2. Признаки налога .
  3. Структура налога .
    А) Субъекты налогообложения (налогоплательщики).
    Б) Объекты налогообложения.
    В) Ставка налогообложения и др.
    Г) Налоговая база.
    Д) Налоговые льготы.
  4. Виды налогов .
  5. Функции налогов .

3. Проблемный вопрос

- Послушайте два противоречивых высказывания про налоги:

1. «Я был воспитан, что налоги – это плохо, а покупательная способность населения – хорошо», Хороших налогов не бывает» (Уинстон Черчилль).

2. «Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая) (СЛАЙД 4)

- Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы сегодня с вами должны составить об этом свое собственное мнение и выразить его с помощью весов, где на одну чашу вы соберете аргументы в пользу налога, а на другую – против.

(Проблемный вопрос записывается на доске (?), прикрепляются весы).

(На доске:

III. Актуализация ранее изученного

- Что является основным источником доходов государственного бюджета? (Налоги).

IV. Новая тема

1. Понятие налога

- В экономике много разных определений. Попробуйте сначала самостоятельно сформулировать определение.

Задание: составить определение из набора слов: платежи, граждане (физические лица), взимаемые, обязательные, организации, государство.

(Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с граждан (физических лиц) и организаций на основе специального законодательства) (СЛАЙДЫ 5, 6)

(Определение записывают в тетради).

2. Признаки налога

- В слове «налог» 5 букв, и основных признаков у него тоже пять (записывают в тетради).

- Угадайте признаки налога по картинке (СЛАЙД 7).

Признаки налога:

  • Носит обязательный и принудительный характер;
  • Безвозмездность;
  • Платеж осуществляется регулярно;
  • Денежная форма уплаты (натуральные формы налога не предусмотрены);
  • Цель – обеспечение деятельности государства и нужд общества (СЛАЙД 8).

3. Когда появились налоги? (исторический экскурс)

Демонстрация видеоролика «История налогов в России» (https://razgovor.edsoo.ru/video/3722/).

4. Структура налогообложения

1) Субъекты налогообложения (налогоплательщики) (СЛАЙД 9):

  • граждане (физические лица);
  • организации (юридические лица).

2) Объекты налогообложения (СЛАЙД 10).

- Вернемся еще раз к 1 слайду: что объединяет и мужскую душу, и печную трубу, хвост собаки, автомобиль, подачу заявления в суд…

- Со всего этого в разные времена платили налоги. На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения.

Основные объекты налогообложения:

  • доход;
  • прибыль;
  • имущество;
  • реализация товаров (работ, услуг).

3) Налоговая ставка (СЛАЙД 11)

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.

Виды ставок:

  • Твердые - на каждую единицу обложения определен фиксированный размер налога (например, 50 руб. за кв. м площади).
  • Процентные - с суммы дохода физического лица начисляют % налога.
  • Комбинированные - сочетание твердых и процентных.

4) Налоговая база (СЛАЙД 12)

Налоговая база – сумма дохода или стоимость имущества, от которой считается налог.

Налоговая база для работающего человека — заработная плата, для собственника квартиры - её кадастровая стоимость, для бизнеса — полученные доход или прибыль.

5) Налоговые льготы (СЛАЙД 13)

Налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.

5. Виды налогов

5.1. Классификация налогов

  1. По субъекту-налогоплательщику:
    - налоги с физического лица;
    - налоги с организации.
  2. По объекту налогообложения:
    - налоги на доходы;
    - на имущество;
    - на прибыль;
    - на реализацию товаров (работ, услуг).
  3. По способу изъятия:
    - прямые;
    - косвенные.
  4. По уровню бюджетов:
    - федеральные;
    - региональные;
    - местные.

5.2. Задание 1: Вспомнить основные виды налогов по способу изъятия. Ознакомить с некоторыми видами налогов.

  • 1 ученик выполняет интерактивное задание у доски (класс выполняет на месте) и объясняет суть прямых налогов.
  • 2 ученик: проверяет, завершает выполнение интерактивного задания у доски и объясняет суть косвенных налогов (СЛАЙДЫ 14, 15).
  • По одному человеку (с места) коротко знакомят со следующими налогами: ндс, акциз, НДФЛ по распечатанным листам (Приложение 1).

Подведение итогов учащимися совместно с учителем:

  • Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
  • Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
  • Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

5.3. Работа с источником – статьями Налогового Кодекса РФ (Приложение 2)

Опираясь на Налоговый Кодекс РФ, заполнить таблицу «Уровни налогов»:

Уровни налогов

Федеральные

Региональные

Местные

Задание 1 по Рабочему листу (Приложение 3)

Соотнести налоги с их территориальной принадлежностью:

Федеральные

Региональные

Местные

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. Акциз;
  3. Водный налог;
  4. Лесной налог;
  5. Налог на имущество предприятий;
  6. Курортный налог;
  7. Земельный налог;
  8. Налог на покупку валюты;
  9. Подоходный налог;
  10. Таможенная пошлина;
  11. Налог на рекламу.

5.4. Лайфхак по запоминанию видов налогов по уровню бюджетов

Нужно представить две ситуации и запомнить их описание:

  • Местные налоги: «Я беру свою лопату, копаю картошку в огороде, затем продаю ее на рынке»: («свою лопату» – налог на имущество физических лиц, «копаю в огороде» - земельный налог, «продаю на рынке» - торговый сбор.
  • Региональные налоги: «Я еду на служебной машине в казино»: («еду на машине» - транспортный налог, «на служебной машине» - налог на имущество юридических лиц, «в казино» - налог на игорный бизнес.
  • Все остальные налоги – федеральные.

Еще по этой теме помогает фраза: «Юрики играют в машинки, физики торгуют землей».

6. Функции налогов

Выполнить задание 2 по Рабочему листу (Приложение 3)

Соотнести название функции налога с ее сущностью:

Название функции налога

Сущность функции налога

1. Фискальная

2. Регулирующая

3. Распределительная (социальная)

4. Контрольная

1. перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
2. отслеживание своевременности и полноты поступлений в бюджет денежных средств, внесение изменений в налоговую политику;
3. обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений и т.д.;
4. стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.

7. Системы налогообложения

- Можно выделить три системы налогообложения (СЛАЙД 18):

  • Пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
  • Регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
  • Прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход.

Задание по рядам:

  • 1 ряд – выделить «+» и «-» пропорциональной системы налогообложения.
  • 2 ряд – выделить «+» и «-» регрессивной системы.
  • 3 ряд – выделить «+» и «-» прогрессивной системы.

(Выслушав ответы ребят, подводим итоги):

Система налогообложения

«+»

«-»

Пропорциональная система (Россия)

1. Простота расчета и сбора налогов;
2. выход многих доходов из «тени», легализация доходов;
3. повышение активности работников в поиске дополнительных заработков, дополнительных доходов;
4. уравнение всех категорий налогоплательщиков в правах;
5. самая эффективная из всех систем, самая гуманная.

Не всегда отвечает принципу справедливости, т.к. если человек зарабатывает больше - он и должен платить больше.

Регрессивная система

Дополнительные средства в бюджет.

1. Усиление неравенства в обществе;
2. ухудшение материального положения граждан с низкими доходами.

Прогрессивная система (Франция)

1. Предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и понижение налоговой ставки для лиц с низкими доходами;
2. позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;
3. позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;
4. способствует росту ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило возможность получать высокие доходы и т.д.

1. Стремление состоятельных слоев скрыть доходы;
2. отсутствие мотивации к развитию бизнеса;
3. уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу;
4. увеличение безработицы;
5. уменьшение инвестиций.

По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.

8. Налогообложение

- Государство использует разнообразные способы регулирования доходов различных групп налогоплательщиков, стремясь снизить тяжесть налогового бремени, поддержать социально уязвимые слои населения, стимулировать правомерное поведение налогоплательщиков. В этих целях государство предусматривает:

  • налоговые льготы;
  • налоговые вычеты;
  • субсидирование.

Задание по рядам: ответить на вопрос по раздаточному материалу

  • 1 ряд – Определить, на кого распространяются налоговые льготы по Налоговому Кодексу РФ (Приложение 4).
  • 2 ряд – Что такое налоговый вычет, в каких случаях предоставляется? (Распечатанный материал – страницы электронного учебного пособия – стр. 242 – 247).
  • 3 ряд – Что такое субсидии, какие виды субсидирования предусмотрены в РФ (Распечатанный материал – страницы электронного учебного пособия – стр. 248)?

V. Закрепление изученного на уроке

- Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Какая чаша весов у нас перевешивает? (Высказывание учащимися своих точек зрения).

Подводим итоги: Для чего нужны налоги? Для развития человеческого и интеллектуального потенциала нации: развитие образования, здравоохранения, спорта, жилья, науки, безопасности, защита окружающей среды, поддержка семьи и малообеспеченных (СЛАЙДЫ 19–22)

VI. Рефлексия

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Правила составления синквейна (на каждой парте лист):

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные).
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
  • Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Примеры синквейна (2-3 примера можно зачитать)

Налоги.
Обязательные, необходимые.
Взимаются, регулируют, стимулируют.
Поступают в пользу государства.
Отчисления.

Налог.
Обязательный, денежный.
Работать, взимать, отдавать.
Налогов бояться – спокойно не жить.
Долг.

Налог.
Полезный, обязательный.
Платишь, отдаешь, живешь.
Что-то ведь остается.
Сбор.

Налоги.
Раздражающие, обязательные.
Обременяют, регулируют, поощряют.
Заплати налоги и спи спокойно.
Взимание.

Налог.
Важный, обязательный.
Облагать, работать, отдавать.
Заплатил налог – стране помог.
Часть дохода.

Налоги.
Обязательные, периодические.
Изымать, платить, покрывать.
Налоги – паруса государства.
Платежи.

Я вам привела несколько примеров синквейна, давайте теперь сами попробуйте составить.

VII. Домашнее задание

§ 21 (электронное учебное пособие), узнать и выписать, какие налоги платят ваши родители, определить к какому виду налогов они относятся по способу изъятия и уровню бюджета.

Список источников и литературы

  1. История налогов в России. Разговоры о важном. Налоговая грамотность: https://razgovor.edsoo.ru/video/3722/
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  3. Обществознание. 10 кл. Углубленный уровень. В 2-х частях. Ч.2. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, В.Е.Зуева. М. 2023.
  4. Урок "Налоги и налогообложение": https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2017/12/19/urok-nalogi-i-nalogooblozhenie
  5. Урок по обществознанию "Налоги" (11 класс): https://infourok.ru/urok-po-obshestvoznaniyu-nalogi-11-klass-4917446.html