Эпиграф к уроку:
О чем нельзя забывать, так это о простой истине:
все, что государство нам дает, оно сначала должно забрать.
Джон С.Колеман
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.
Методы урока: словесные, практические, наглядные.
Цели урока:
- образовательные: дать определение понятию налоги, познакомить учащихся с видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе, доказать необходимость уплачивать налоги;
- развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления, уметь применять полученные знания на практике;
- воспитательная: формирование правильного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал – рабочие листы, распечатанный материал со статьями НК РФ, дополнительным материалом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Формулирование темы урока
- Американский комик, актёр театра и кино, телеведущий и радиоведущий, ведущий церемонии вручения премии «Оскар» Боб Хоуп сказал: «Я не транжирю свои деньги в Лас-Вегасе или на скачках. Я доверяю это дело правительству». Как думаете, что он имел в виду?
- Человек (или как раньше говорили «душа»), печная труба, автомобиль, армия и флот, получение паспорта (картинки логического ряда). Как вы думаете, что общего во всем этом? (Со всего этого в разные времена платили налоги) (СЛАЙД 1)
- Учитель читает эпиграф: «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что государство нам дает, оно сначала должно забрать» (Джон С.Колеман).
- Как эпиграф связан с темой нашего урока?
- Сформулируем тему нашего урока: «Налоговая политика государства».
(Записываем тему урока: «Налоговая политика государства») (СЛАЙД 2)
2. Составление плана урока
Задание в форме ЕГЭ (24 задание ЕГЭ – 4 балла):
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги и их роль в экономической жизни общества». План должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта (СЛАЙД 3)
(Учитель напоминает критерии).
Пояснение:
При анализе ответа учитывается:
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
- наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
- корректность формулировок пунктов плана;
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
(Учащиеся совместно с учителем составляют план, учитель записывает его на доске. При этом план получается простым без детализации, но отмечаем, какие пункты должны быть детализированы в подпунктах - ).
Примерный план:
- Понятие налога.
- Признаки налога
.
- Структура налога
.
А) Субъекты налогообложения (налогоплательщики).
Б) Объекты налогообложения.
В) Ставка налогообложения и др.
Г) Налоговая база.
Д) Налоговые льготы. - Виды налогов
.
- Функции налогов
.
3. Проблемный вопрос
- Послушайте два противоречивых высказывания про налоги:
1. «Я был воспитан, что налоги – это плохо, а покупательная способность населения – хорошо», Хороших налогов не бывает» (Уинстон Черчилль).
2. «Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая) (СЛАЙД 4)
- Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы сегодня с вами должны составить об этом свое собственное мнение и выразить его с помощью весов, где на одну чашу вы соберете аргументы в пользу налога, а на другую – против.
(Проблемный вопрос записывается на доске (?), прикрепляются весы).
(На доске:
![](img2.jpg)
III. Актуализация ранее изученного
- Что является основным источником доходов государственного бюджета? (Налоги).
IV. Новая тема
1. Понятие налога
- В экономике много разных определений. Попробуйте сначала самостоятельно сформулировать определение.
Задание: составить определение из набора слов: платежи, граждане (физические лица), взимаемые, обязательные, организации, государство.
(Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с граждан (физических лиц) и организаций на основе специального законодательства) (СЛАЙДЫ 5, 6)
(Определение записывают в тетради).
2. Признаки налога
- В слове «налог» 5 букв, и основных признаков у него тоже пять (записывают в тетради).
- Угадайте признаки налога по картинке (СЛАЙД 7).
Признаки налога:
- Носит обязательный и принудительный характер;
- Безвозмездность;
- Платеж осуществляется регулярно;
- Денежная форма уплаты (натуральные формы налога не предусмотрены);
- Цель – обеспечение деятельности государства и нужд общества (СЛАЙД 8).
3. Когда появились налоги? (исторический экскурс)
Демонстрация видеоролика «История налогов в России» (https://razgovor.edsoo.ru/video/3722/).
4. Структура налогообложения
1) Субъекты налогообложения (налогоплательщики) (СЛАЙД 9):
- граждане (физические лица);
- организации (юридические лица).
2) Объекты налогообложения (СЛАЙД 10).
- Вернемся еще раз к 1 слайду: что объединяет и мужскую душу, и печную трубу, хвост собаки, автомобиль, подачу заявления в суд…
- Со всего этого в разные времена платили налоги. На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения.
Основные объекты налогообложения:
- доход;
- прибыль;
- имущество;
- реализация товаров (работ, услуг).
3) Налоговая ставка (СЛАЙД 11)
Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.
Виды ставок:
- Твердые - на каждую единицу обложения определен фиксированный размер налога (например, 50 руб. за кв. м площади).
- Процентные - с суммы дохода физического лица начисляют % налога.
- Комбинированные - сочетание твердых и процентных.
4) Налоговая база (СЛАЙД 12)
Налоговая база – сумма дохода или стоимость имущества, от которой считается налог.
Налоговая база для работающего человека — заработная плата, для собственника квартиры - её кадастровая стоимость, для бизнеса — полученные доход или прибыль.
5) Налоговые льготы (СЛАЙД 13)
Налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.
5. Виды налогов
5.1. Классификация налогов
- По субъекту-налогоплательщику:
- налоги с физического лица;
- налоги с организации. - По объекту налогообложения:
- налоги на доходы;
- на имущество;
- на прибыль;
- на реализацию товаров (работ, услуг). - По способу изъятия:
- прямые;
- косвенные. - По уровню бюджетов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
5.2. Задание 1: Вспомнить основные виды налогов по способу изъятия. Ознакомить с некоторыми видами налогов.
- 1 ученик выполняет интерактивное задание у доски (класс выполняет на месте) и объясняет суть прямых налогов.
- 2 ученик: проверяет, завершает выполнение интерактивного задания у доски и объясняет суть косвенных налогов (СЛАЙДЫ 14, 15).
- По одному человеку (с места) коротко знакомят со следующими налогами: ндс, акциз, НДФЛ по распечатанным листам (Приложение 1).
Подведение итогов учащимися совместно с учителем:
- Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
- Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
- Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)
5.3. Работа с источником – статьями Налогового Кодекса РФ (Приложение 2)
Опираясь на Налоговый Кодекс РФ, заполнить таблицу «Уровни налогов»:
Уровни налогов
Федеральные | Региональные |
Местные |
|
|
|
Задание 1 по Рабочему листу (Приложение 3)
Соотнести налоги с их территориальной принадлежностью:
Федеральные | Региональные |
Местные |
|
|
|
- Налог на добавленную стоимость (НДС);
- Акциз;
- Водный налог;
- Лесной налог;
- Налог на имущество предприятий;
- Курортный налог;
- Земельный налог;
- Налог на покупку валюты;
- Подоходный налог;
- Таможенная пошлина;
- Налог на рекламу.
5.4. Лайфхак по запоминанию видов налогов по уровню бюджетов
Нужно представить две ситуации и запомнить их описание:
- Местные налоги: «Я беру свою лопату, копаю картошку в огороде, затем продаю ее на рынке»: («свою лопату» – налог на имущество физических лиц, «копаю в огороде» - земельный налог, «продаю на рынке» - торговый сбор.
- Региональные налоги: «Я еду на служебной машине в казино»: («еду на машине» - транспортный налог, «на служебной машине» - налог на имущество юридических лиц, «в казино» - налог на игорный бизнес.
- Все остальные налоги – федеральные.
Еще по этой теме помогает фраза: «Юрики играют в машинки, физики торгуют землей».
6. Функции налогов
Выполнить задание 2 по Рабочему листу (Приложение 3)
Соотнести название функции налога с ее сущностью:
Название функции налога | Сущность функции налога |
1. Фискальная 2. Регулирующая 3. Распределительная (социальная) 4. Контрольная |
1. перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе; |
7. Системы налогообложения
- Можно выделить три системы налогообложения (СЛАЙД 18):
- Пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
- Регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
- Прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход.
Задание по рядам:
- 1 ряд – выделить «+» и «-» пропорциональной системы налогообложения.
- 2 ряд – выделить «+» и «-» регрессивной системы.
- 3 ряд – выделить «+» и «-» прогрессивной системы.
(Выслушав ответы ребят, подводим итоги):
Система налогообложения | «+» |
«-» |
Пропорциональная система (Россия) |
1. Простота расчета и сбора налогов; |
Не всегда отвечает принципу справедливости, т.к. если человек зарабатывает больше - он и должен платить больше. |
Регрессивная система |
Дополнительные средства в бюджет. |
1. Усиление неравенства в обществе; |
Прогрессивная система (Франция) |
1. Предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и понижение налоговой ставки для лиц с низкими доходами; |
1. Стремление состоятельных слоев скрыть доходы; |
По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
8. Налогообложение
- Государство использует разнообразные способы регулирования доходов различных групп налогоплательщиков, стремясь снизить тяжесть налогового бремени, поддержать социально уязвимые слои населения, стимулировать правомерное поведение налогоплательщиков. В этих целях государство предусматривает:
- налоговые льготы;
- налоговые вычеты;
- субсидирование.
Задание по рядам: ответить на вопрос по раздаточному материалу
- 1 ряд – Определить, на кого распространяются налоговые льготы по Налоговому Кодексу РФ (Приложение 4).
- 2 ряд – Что такое налоговый вычет, в каких случаях предоставляется? (Распечатанный материал – страницы электронного учебного пособия – стр. 242 – 247).
- 3 ряд – Что такое субсидии, какие виды субсидирования предусмотрены в РФ (Распечатанный материал – страницы электронного учебного пособия – стр. 248)?
V. Закрепление изученного на уроке
- Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Какая чаша весов у нас перевешивает? (Высказывание учащимися своих точек зрения).
Подводим итоги: Для чего нужны налоги? Для развития человеческого и интеллектуального потенциала нации: развитие образования, здравоохранения, спорта, жилья, науки, безопасности, защита окружающей среды, поддержка семьи и малообеспеченных (СЛАЙДЫ 19–22)
VI. Рефлексия
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Правила составления синквейна (на каждой парте лист):
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные).
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Примеры синквейна (2-3 примера можно зачитать)
Налоги. |
Налог. |
Налог. |
Налоги. |
Налог. |
Налоги. |
Я вам привела несколько примеров синквейна, давайте теперь сами попробуйте составить.
VII. Домашнее задание
§ 21 (электронное учебное пособие), узнать и выписать, какие налоги платят ваши родители, определить к какому виду налогов они относятся по способу изъятия и уровню бюджета.
Список источников и литературы
- История налогов в России. Разговоры о важном. Налоговая грамотность: https://razgovor.edsoo.ru/video/3722/
- Налоговый Кодекс Российской Федерации.
- Обществознание. 10 кл. Углубленный уровень. В 2-х частях. Ч.2. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, В.Е.Зуева. М. 2023.
- Урок "Налоги и налогообложение": https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2017/12/19/urok-nalogi-i-nalogooblozhenie
- Урок по обществознанию "Налоги" (11 класс): https://infourok.ru/urok-po-obshestvoznaniyu-nalogi-11-klass-4917446.html