Конспект урока по математике по теме "Умножение на 1". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: умножение


Тема

Умножение на 1

Цели

Образовательные: Формировать умение выполнять умножение с единицей. Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения. Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение. Формировать начальные умения работы с тестом.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; интерес к предмету.
Формировать УУД:
– Личностные: смыслообразование, осознание ответственности за общее дело, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, достижение договорённостей и согласование общего решения,умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Познавательные УУД: анализ, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, выполнение действий по алгоритму, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые
результаты

Предметные: Знать частные случаи умножения с 1. Находить значение выражений, при выполнении умножения с 1.
Личностные:Смыслообразование, осознание ответственности за общее дело, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:
Регулятивные УУД. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке ; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Основные понятия

а х 1 = а

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:
– основные
– дополнительные

– Моро М.И. Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 1. Стр. 82.
– мультимедийная презентация к уроку;
– тетрадь;
– листочки с таблицей для заполнения ответов теста;
– интерактивная доска, проектор.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

  • включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
  • определение содержательных рамок урока: действие умножения;
  • актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Учитель открывает на доске:

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А потом мы скажем дружно:
«Хорошо учиться нужно».

- Прочитайте слова на доске.

- Что значит учиться? Какие шаги вы должны постараться выполнить на уроке? (Постараться самим понять, что мы еще не знаем, и самим «открыть» новый способ.)

- Какие темы уже изучили?

- Что объединяет все темы, изученные ранее? (Все эти темы связаны с действием умножения.)

- Сегодня вы продолжите работать с умножением. Желаю вам удачи.

- Поможет нам в работе цифра. Отгадайте загадку.

- С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

  • актуализировать знание смысла действия умножения, переместительное свойство умножения;
  • актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  • организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
  • организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  • организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Повторим таблицу умножения

  • Частное чисел 36 и 6.(6)
  • Делимое 21, делитель 7.Найди частное.(3)
  • Найди произведение чисел 2 и 4.(8)
  • Во сколько раз 15 больше 3 (5)
  • Трижды три (9)

2) Актуализации смысла действия умножения.

Что такое умножение?

Задание открывает на доске.

3 + 3 + 3 + 3 =
а + а + а =

- Рассмотрите выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях складываются одинаковые слагаемые.)

- Какое задание вы можете выполнить? (Представить каждое выражение с помощью действия умножения.)

- Что нужно помнить, чтобы правильно составить выражения? (Первый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.)

- Учитель открывает на доске эталон.

- Запишите с помощью действия умножения.

- Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на карточках Р-1.

3) Актуализация переместительного свойства умножения.

- Учитель открывает на доске задание.

- Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

- Какие знаки вы поставите? (Знак «равно».)

- На каком основании? (На основании правила переместительного свойства.)

- Что это за свойство? (От перестановки множителей произведение не изменяется.)

Учитель открывает на доске эталон.

- Объясните, как это свойство подходит к сравнению второй пары выражений? (Мы выражение 3 + 3 + 3 можем представить с помощью действия умножения – 4 · 3, поэтому мы сравниваем выражения с одинаковыми множителями.)

3) Задание для пробного действия.

- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, что такое умножение, переместительное свойство умножения.)

- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия.

5 · 1 =

- Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражения.)

- Что нового в этом задании? (Нужно умножить число на 1.)

Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель ограничивает учащихся во времени.

Итак, посмотрим, что у вас получилось. Кто не смог найти значение выражения?

Вероятнее всего, учащиеся не смогут записать ответ, так как не смогут данное выражение представить в виде суммы разрядных слагаемых.

- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти произведение чисел 5 и 1.)

- Кто нашел произведение? Какое число вы получили?

В данном случае учащиеся могут назвать ответ 5. При этом ответ они могут угадать или применить правило умножения на единицу.

- Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы воспользовались при нахождении произведения.

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила.

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, по которому можно обосновать свой ответ.)

Если учащиеся называю правило умножения числа на 1, то учитель фиксирует затруднение так:

- Есть ли у вас доказательство этого правила?

Учащиеся в замешательстве, так как доказательства правила у них нет.

- Что вы не можете? (Мы не можем доказать данное правило.)

- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение чисел 5 и 1.)
  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)
  • В чем затруднение? (Мы не можем составлять сумму из одного слагаемого.)
  • Почему же возникло затруднение? (Смысл действия умножения для данного примеры не подходит, нет другого правила.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило умножения числа на единицу.
  • Какая тема урока?(Умножение на 1)
  • Давайте подумаем, что вам может помочь. Что вы повторяли в начале урока? (Переместительное свойство умножения, смысл действия умножения.)
  • Как может помочь переместительное свойство умножения? (Мы можем поменять множители местами.)
  • Затем, что вы можете сделать? (Попробовать представить в виде суммы.)
  • Что потом? (Найдём ответ, сделаем вывод.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
  • организовать фиксацию преодоления затруднения;
  • организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Далее я предлагаю поработать вам в группах. Скажите, что может и должен делать каждый из вас при работе в группе? (Каждый из нас может высказывать свое мнение, и должен выслушивать и уважать мнения других членов группы.)

- Попробуйте выполнить план в группах.

В случае затруднения организуется подводящий диалог:

  • Какой первый шаг вы выполните? (Поменяем множители местами.)
  • Выполните этот шаг.

Один из учащихся выполняет шаг у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках:

5 · 1 = 1 · 5 =

- Какой следующий шаг? (Представить в виде суммы одинаковых слагаемых.)

- Посмотрите на получившееся выражение, можете ли вы выполнить второй шаг плана? (Да.)

- Выполните.

Один из учащихся выполняет шаг у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках:

5 · 1 = 1 · 5= 1 + 1 + 1 + 1 + 1 =

- Какой следующий шаг в плане? (Посчитать результат.)

- Чему же равно значение данного выражения? (5.)

- Какое выражение было в начале? (5 · 1.)

- Чему равно его значение? (5.)

Учитель подчеркивает данное выражение и его значение на доске:

5· 1 = 1 · 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5

- Что вы заметили? (При умножении числа на 1 получается то же самое число.)

Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные выражения. Вариант защиты:

- Мы поменяли множители местами. Полученное выражение можно заменить суммой одинаковых слагаемых. Мы посчитали ответ, сумма одинаковых слагаемых равна 5. Мы сделали вывод, что при умножении числа на 1 получается то же самое число.

Далее работа организуется по составлению эталона:

- Как это правило вы можете записать? (С помощью букв латинского алфавита.)

- Попробуйте записать в группах.

Каждая группа составляет буквенную запись правила, затем все записи согласуются и учитель вывешивает на доску эталон

- Как проверить ваше «открытие»? (Нужно посмотреть в учебнике.)

- Откройте учебник на странице 82. Прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух.

  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)
  • Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Умножать на 0 и 1.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать во внешней речи правило умножения на 1.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

1, стр. 82

  • Найдите 1 на странице 82
  • Найдите значения выражений, используя открытые правила.

Учащиеся с места по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:

- При умножении числа на 1 получается само число, поэтому 2 умножить на 1 получается 2.

Оставшаяся часть задания комментируется аналогично.

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить умение умножения на 1.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Закончите выполнять номера на доске самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Проверка организуется по образцу. Учитель помещает образец рядом с эталоном.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка? (...)

- Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

- Кто не ошибся?

- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включить новое знание в систему знаний.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Где мы встретить умножение числа на 1? (В решении примеров, задач, уравнений.)

  • № 3с.82
  • №4 с.82
  • №2 с.82

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить свою работу и работу класса на уроке;
  • наметить направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть правило умножения на 1.)

- Вам удалось достичь цели? (Да.)

- Кто смог открыть правило сам?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поднимите зелёный сигнал. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, поднимите синий сигнал. Учащиеся показывают свои результаты. Учитель анализирует результаты оценивания.

- Какие вопросы остались на конец урока?

- Как и где их можно развеять?

Далее учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание: № 1(2,4 ст), 6 с.82.