УМК: «Школа России».
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить долю величины, величину по её доле;
- использовать единицы величин при решении задач;
- решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, выполнение расчётов), находить различные способы решения;
- формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двух-трёхшаговые).
Метапредметные:
- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое»);
- применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, обобщение;
- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
- комментировать процесс вычисления, построения, решения;
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий
- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
- согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
Личностные:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.
Ключевые слова: целое, доля, часть; финансовые термины и их значение «финансы», «бюджет», «оплата труда», «благотворительность».
Оборудование: компьютер, проектор, материал для парной (групповой) работы, индивидуальные рабочие листы для уч-ся (Приложение 1), презентация (Приложение 2).
Ход урока
I. Мотивирование на учебную деятельность
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают у вас, когда слышите словосочетание «Дед Мороз»? (Новый год, праздник, подарки, каникулы, елка)
- Как бы вы по- другому назвали его? (волшебник, сказочный герой, персонаж)
- Мы с нетерпеньем ожидаем новогодние праздники, веселье, подарки. И сегодня к нам на урок пришел виртуальный Дед Мороз. Он нам будет помогать своими заданиями, а в конце мы постараемся отгадать его тайну.
II. Актуализация опорных знаний
Слайд
- Первое задание от Деда Мороза. Вам в паре нужно решить выражения на карточках и прочитать зашифрованное слово.
(Дети работают в парах, решают выражения и собирают слова: целое, часть)
Карточка 1.
Реши выражения и собери слово.
Е | 7 000 : 100 |
Л |
42 000 : 1 000 |
Е |
34 000 – 4 000 |
Ц |
3 + 200 + 60 000 |
О |
540 • 100 |
60 203 |
70 |
42 |
54 000 |
30 000 |
|
|
|
|
|
Карточка 2
Реши выражения и собери слово.
А | 30 000 : 10 |
Т |
(730 – 700) : 6 |
С |
570 + 340 |
Ь |
3 000 – 1 |
Ч |
59 000 : 1000 |
59 |
3 000 |
910 |
5 |
2 999 |
|
|
|
|
|
- Какие слова у вас получились? (целое, часть)
- Подберите синоним слову «часть»
(Анализируют и подбирают синоним слова «часть» - доля)
III. Целеполагание
- А сейчас хорошо подумайте и попробуйте проговорить чему мы будем учиться на уроке? Постарайтесь сформулировать тему урока.
(Дети анализируют, стоят речевые высказывания,прогнозируют этапы предстоящей работы, учатся слушать друг друга.)
IV. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Слайд 2
Дети в конверте получают материал «Задание снежинка».
- Следующее задание от дедушки. Соберите снежинку из частей, а затем отодвиньте одну часть, подумайте: как можно записать полученные данные.
(Складывают из частей снежинку. Сравнивают количество долей. Составляют запись дроби (пропедевтика), устанавливают связи и зависимости между математическими объектами)
V. Проверка первичного усвоения
Слайды 3, 4, 5
- А какой же праздник без сладостей и тортов? Посмотрите на праздничные торты. Что вы можете о них сказать?
(Дети сравнивают и называют различия: целый, разрезан на доли/части. Устно решают задачи, устанавливают зависимости, анализируют, обобщают)
VI. Применение изученного материала
Слайд
- Как вы думаете а Деду Морозу нужны финансы и должен ли он уметь ими управлять? Что такое финансы?
(Уч-ся обсуждают значение термина «бюджет». Решают совместно задачу. Для моделирования данной текстовой задачи используется прямая или отрезок).
Задача «Праздничный бюджет Деда Мороза»
У Деда Мороза есть бюджет в размере 100.000 рублей, который он планирует потратить следующим образом:
- 1/4 бюджета пойдет на костюмы.
- 1/2 бюджета - на угощения.
- Всё остальное - на украшения.
Вопросы:
- Сколько денег потратит Дед Мороз на костюмы?
- Сколько денег будет потрачено на угощения?
- Сколько останется на украшения?
VII. Физминутка
https://youtu.be/LAS35_Q7CNA?feature=shared
VIII. Выполнение межпредметных заданий
Слайд
(Фронтальная работа. Дети знакомятся с термином «оплата труда». Уч-ся знакомятся с другим способом записи задачи. Для моделированияиспользуется – круговая диаграмма и цветные карандаши.)
Волшебная мастерская
В мастерской Деда Мороза изготовление подарков стоит 12 000 рублей:
- 1/6 — на оплату труда эльфов
- 3/6 суммы уходит на материалы,
- Остальное — на упаковку.
Вопросы:
- Сколько рублей потратили на материалы, оплату труда и упаковку?
- Какая часть суммы осталась на упаковку?
IX. Систематизация знаний и умений
Слайд
- Ребята, как вы понимаете термин «благотворительность»?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и помочь Деду Морозу определить длину пути от Великого Устюга до Грозного.
(Работа в группах. Дети решают задачу на нахождение целого по части, объясняют полученный ответ с использованием изученной терминологии; учатся слушать друг друга, высказывать свое мнение).
Задача на нахождение расстояния
Дед Мороз занимается благотворительностью. На этот раз он решил отправиться из Великого Устюга в Грозный на упряжке лошадей. Когда он проехал 618 км, это составило одну четвертую всего расстояния между городами. Каково полное расстояние от Великого Устюга до Грозного?
Х. Подведение итогов урока
- Наш урок подошел к концу. Что мы делали в течение урока?
- Кто же смог отгадать тайну Деда Мороза? (Даже Деду Морозу в жизни нужна математика)
XI. Рефлексия
А) Продолжите одну фразу:
- Раньше я не знал(а) …., а сегодня я понял(а) …
- Раньше я не умел(а) ….., а сегодня научился(ась)…..
Б) Раскрась одну из трех снежинок:
- Я все понял
- Были затруднения
- Я многое не понял
Используемые материалы
- Видеоролик для физминутки https://youtu.be/LAS35_Q7CNA?feature=shared