Цели:
- Выявить причины и сущность дворцовых переворотов, рассмотреть феномен фаворитизма, проследить смену монархов на Российском престоле в 1725–1762 годах.
- Воспитание чувства сопереживания и патриотизма.
- Развитие у учащихся творческих и аналитических способностей, умение объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, умение работать с текстом учебника, документами, иллюстрациями, развитие мышления, памяти, речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ПК, уроки Отечественной истории КиМ, Детская энциклопедия КиМ, художественный фильм С.Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», презентация «Причины дворцовых переворотов», компьютерная игра «Монархи и даты», карточки и иллюстрации.
Ход урока
Объяснение нового материала
Активизация учащихся
Ребята! Мы уже знаем, что в 1722 году Петр I издает Указ о престолонаследии. Давайте вспомним содержание документа (Ответ: согласно Указу государь сам мог назначать наследника).
Почему Петр I изменил существующий ранее порядок наследования престола? (Ответ: До 1722 года власть передавалась по мужской линии от отца к сыну. Петр I не мог передать трон сыну, так как его сыновья умерли).
Как же должен был решиться вопрос о престолонаследии? (Ответ: Петр I сам должен был назначить наследника).
Ребята! Посмотрите фрагмент фильма «Тайны дворцовых переворотов» и постарайтесь ответить на вопросы:
- Оставил ли Петр I завещание в котором указал имя наследника? (Ответ: не оставил).
- Кто предполагаемые наследники? (Ответ: Петр II и Екатерина).
- Почему новой правительницей стала Екатерина I? (Ответ: В результате переворота и благодаря вмешательству гвардии).
Ребята! О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Учащиеся сами формулируют тему урока: «Наследники Петра I, дворцовые перевороты».
Целевая установка: Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о наследниках Петра Великого, постараемся выявить причины дворцовых переворотов, проследим смену монархов на Российском престоле в 1725–1762 годах.
Проблемное задание: Внимательно слушайте объяснение учителя, работайте сами и постарайтесь ответить на вопрос «Почему эпоха смены правителей, продолжавшаяся с 1725 по 1762 год, получила название дворцовые перевороты»
Найдите определение термина «дворцовый переворот».
Запись в тетради: Дворцовые перевороты (1725–1762 г.) – смена монарха на престоле с помощью силы и в нарушение закона о престолонаследии.
Ребята! Давайте выделим причины дворцовых переворотов.
- Указ Петра I о престолонаследии.
- Усиление роли гвардии в государственных делах.
- Старая и новая знать боролась за власть.
- Ломка старых традиций и норм морали.
Показ презентации «Причины дворцовых переворотов». (Проверка ответов).
Рассказ учителя: В результате первого дворцового переворота императрицей стала вторая жена Петра I Екатерина I (1725–1727). Государыня не вмешивалась в дела управления государством. Для управления страной был создан Верховный тайный совет из представителей старой и новой знати. Реальная власть была сосредоточена в руках друга и соратника Петра князя А.Д.Меньшикова. Через два года Екатерина умерла.
Посмотрите фрагмент фильма «Тайны дворцовых переворотов» и постарайтесь ответить на вопрос «Кто же стал новым императором?». (Ответ: новым императором стал внук Петра I Петр II (1727–1730).
Таблица Дворцовые перевороты (заполняется в ходе урока)
Правители |
Дата правления |
Причины дворцового переворота |
1. Екатерина I |
(1725–1727) |
|
В 1730 году Петр II умер не оставив наследников. Вновь возникает вопрос: Кто же станет новым императором? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе игры.
Командная игра «Исследователи»
Условия игры: Учащиеся разбиваются на пять команд по четыре человека в каждой и выбирают капитанов. Каждая команда получает карточку с текстом документа и вопросами. Побеждает команда первой правильно ответившая на вопросы.
Прочитайте отрывок из Документа и ответьте на вопросы
…Наикрепчайшее обещаем… по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника… никого не определять. Еще обещаемся, что… мы ныне утвержденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под под ведением Верховного тайного совета.
5) Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
1) Как назывался документ? «Кондиции» - письменный договор, ограничивающий императорскую власть.
2) Кто подписал этот документ и был ли он исполнен? Анна Иоанновна подписала «Кондиции», потом разорвала их, таким образом, договор не был исполнен.
3) Кто обладал реальной властью по этому документу? Верховный тайный совет.
Рассказ учителя: В ходе игры мы узнали, что новой правительницей стала Анна Иоанновна (1730–1740). Анна Иоанновна подписала «Кондиции», потом разорвала их и распустила Верховный тайный совет, попытки ограничить самодержавие провалились. Перед смертью Анна Иоанновна завещала престол своему внучатому племяннику Ивану VI Антоновичу (1740–1741). Однако в результате дворцового переворота на трон взошла дочь Петра I Елизавета Петровна (1741–1761).
Работа с иллюстрацией «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» худ. Е.Лансере. с 221.
- Что вы можете сказать об одежде императрицы? (Ответ: На ней роскошное платье).
- Какие еще свидетельства роскоши присутствуют на картине? (Ответ: Роскошный дворец, богато украшенная одежда придворных).
- Кто изображен на переднем плане рядом с императрицей? (Ответ: Любимец императрицы, ее фаворит И.И.Шувалов.
- Найдите определение термина «Фаворит». (Ответ: Фаворит – приближенное лицо государя).
Рассказ учителя: У Елизаветы Петровны не было детей, поэтому после ее смерти императором становится ее племянник Петр III (1761–1762), который также был смещен в результате дворцового переворота. Подробнее об этих событиях мы поговорим на следующем уроке.
Ребята, в начале урока вам было предложено ответить на вопрос «Почему эпоха смены правителей получила название дворцовых переворотов?» (Ответ: Перевороты совершались в стенах дворцов, не были революциями и мало что меняли в жизни государства).
Вывод: В эпоху дворцовых переворотов гвардия возводила на престол государей, однако, частая смена правителей мало что меняла в жизни государства.
Закрепление
Ребята, вы любите играть? А в компьютерные игры? Сейчас мы поиграем в компьютерную игру «Монархи и даты».
Условия игры: Первым игроком выбирается ученик, чаще всех отвечавший на уроке. Он должен правильно соотнести имена правителей и даты их правления. Второй игрок выполняет то же задание на доске. Побеждает игрок быстрее справившийся с заданием.
Конкурс «Знатоки истории»
Работа с карточками.
_____________________________________________
(Фамилия, класс)
![](img1.jpg)
Соотнесите правильно имена монархов и даты их правления.
а) 1740 – 1741
б) 1761 – 1762
в) 1725 – 1727
г) 1727 – 1730
д) 1741 - 1761
е) 1730 - 1740
На выполнение задания дается две минуты.
Домашнее задание: К следующему уроку каждая команда подготовит доклад о правителе эпохи дворцовых переворотов. Закончить таблицу «Дворцовые перевороты».