Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Выявить причины и сущность дворцовых переворотов, рассмотреть феномен фаворитизма, проследить смену монархов на Российском престоле в 1725–1762 годах.
  • Воспитание чувства сопереживания и патриотизма.
  • Развитие у учащихся творческих и аналитических способностей, умение объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, умение работать с текстом учебника, документами, иллюстрациями, развитие мышления, памяти, речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ПК, уроки Отечественной истории КиМ, Детская энциклопедия КиМ, художественный фильм С.Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», презентация «Причины дворцовых переворотов», компьютерная игра «Монархи и даты», карточки и иллюстрации.

Ход урока

Объяснение нового материала

Активизация учащихся

Ребята! Мы уже знаем, что в 1722 году Петр I издает Указ о престолонаследии. Давайте вспомним содержание документа (Ответ: согласно Указу государь сам мог назначать наследника).

Почему Петр I изменил существующий ранее порядок наследования престола? (Ответ: До 1722 года власть передавалась по мужской линии от отца к сыну. Петр I не мог передать трон сыну, так как его сыновья умерли).

Как же должен был решиться вопрос о престолонаследии? (Ответ: Петр I сам должен был назначить наследника).

Ребята! Посмотрите фрагмент фильма «Тайны дворцовых переворотов» и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Оставил ли Петр I завещание в котором указал имя наследника? (Ответ: не оставил).
  2. Кто предполагаемые наследники? (Ответ: Петр II и Екатерина).
  3. Почему новой правительницей стала Екатерина I? (Ответ: В результате переворота и благодаря вмешательству гвардии).

Ребята! О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Учащиеся сами формулируют тему урока: «Наследники Петра I, дворцовые перевороты».

Целевая установка: Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о наследниках Петра Великого, постараемся выявить причины дворцовых переворотов, проследим смену монархов на Российском престоле в 1725–1762 годах.

Проблемное задание: Внимательно слушайте объяснение учителя, работайте сами и постарайтесь ответить на вопрос «Почему эпоха смены правителей, продолжавшаяся с 1725 по 1762 год, получила название дворцовые перевороты»

Найдите определение термина «дворцовый переворот».

Запись в тетради: Дворцовые перевороты (1725–1762 г.) – смена монарха на престоле с помощью силы и в нарушение закона о престолонаследии.
Ребята! Давайте выделим причины дворцовых переворотов.

  1. Указ Петра I о престолонаследии.
  2. Усиление роли гвардии в государственных делах.
  3. Старая и новая знать боролась за власть.
  4. Ломка старых традиций и норм морали.

Показ презентации «Причины дворцовых переворотов». (Проверка ответов).

Рассказ учителя: В результате первого дворцового переворота императрицей стала вторая жена Петра I Екатерина I (1725–1727). Государыня не вмешивалась в дела управления государством. Для управления страной был создан Верховный тайный совет из представителей старой и новой знати. Реальная власть была сосредоточена в руках друга и соратника Петра князя А.Д.Меньшикова. Через два года Екатерина умерла.

Посмотрите фрагмент фильма «Тайны дворцовых переворотов» и постарайтесь ответить на вопрос «Кто же стал новым императором?». (Ответ: новым императором стал внук Петра I Петр II (1727–1730).

Таблица Дворцовые перевороты (заполняется в ходе урока)

Правители

Дата правления

Причины дворцового переворота

1. Екатерина I
2. Петр II
3. Анна Иоанновна
4. Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна
5. Елизавета Петровна
6. Петр III

(1725–1727)
(1727 – 1730)
(1730 – 1740)
(1740 – 1741)
(1741 – 1761)
(1761 – 1762)

 

В 1730 году Петр II умер не оставив наследников. Вновь возникает вопрос: Кто же станет новым императором? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе игры.

Командная игра «Исследователи»

Условия игры: Учащиеся разбиваются на пять команд по четыре человека в каждой и выбирают капитанов. Каждая команда получает карточку с текстом документа и вопросами. Побеждает команда первой правильно ответившая на вопросы.

Прочитайте отрывок из Документа и ответьте на вопросы

…Наикрепчайшее обещаем… по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника… никого не определять. Еще обещаемся, что… мы ныне утвержденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под под ведением Верховного тайного совета.
5) Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

1) Как назывался документ? «Кондиции» - письменный договор, ограничивающий императорскую власть.

2) Кто подписал этот документ и был ли он исполнен? Анна Иоанновна подписала «Кондиции», потом разорвала их, таким образом, договор не был исполнен.

3) Кто обладал реальной властью по этому документу? Верховный тайный совет.

Рассказ учителя: В ходе игры мы узнали, что новой правительницей стала Анна Иоанновна (1730–1740). Анна Иоанновна подписала «Кондиции», потом разорвала их и распустила Верховный тайный совет, попытки ограничить самодержавие провалились. Перед смертью Анна Иоанновна завещала престол своему внучатому племяннику Ивану VI Антоновичу (1740–1741). Однако в результате дворцового переворота на трон взошла дочь Петра I Елизавета Петровна (1741–1761).

Работа с иллюстрацией «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» худ. Е.Лансере. с 221.

  1. Что вы можете сказать об одежде императрицы? (Ответ: На ней роскошное платье).
  2. Какие еще свидетельства роскоши присутствуют на картине? (Ответ: Роскошный дворец, богато украшенная одежда придворных).
  3. Кто изображен на переднем плане рядом с императрицей? (Ответ: Любимец императрицы, ее фаворит И.И.Шувалов.
  4. Найдите определение термина «Фаворит». (Ответ: Фаворит – приближенное лицо государя).

Рассказ учителя: У Елизаветы Петровны не было детей, поэтому после ее смерти императором становится ее племянник Петр III (1761–1762), который также был смещен в результате дворцового переворота. Подробнее об этих событиях мы поговорим на следующем уроке.

Ребята, в начале урока вам было предложено ответить на вопрос «Почему эпоха смены правителей получила название дворцовых переворотов?» (Ответ: Перевороты совершались в стенах дворцов, не были революциями и мало что меняли в жизни государства).

Вывод: В эпоху дворцовых переворотов гвардия возводила на престол государей, однако, частая смена правителей мало что меняла в жизни государства.

Закрепление

Ребята, вы любите играть? А в компьютерные игры? Сейчас мы поиграем в компьютерную игру «Монархи и даты».

Условия игры: Первым игроком выбирается ученик, чаще всех отвечавший на уроке. Он должен правильно соотнести имена правителей и даты их правления. Второй игрок выполняет то же задание на доске. Побеждает игрок быстрее справившийся с заданием.

Конкурс «Знатоки истории»

Работа с карточками.

_____________________________________________
(Фамилия, класс)

Соотнесите правильно имена монархов и даты их правления.

а) 1740 – 1741
б) 1761 – 1762
в) 1725 – 1727
г) 1727 – 1730
д) 1741 - 1761
е) 1730 - 1740

На выполнение задания дается две минуты.

Домашнее задание: К следующему уроку каждая команда подготовит доклад о правителе эпохи дворцовых переворотов. Закончить таблицу «Дворцовые перевороты».