Задачи:
- Образовательная - обеспечить в ходе учебного занятия усвоения школьниками понятия «деловая характеристика человека».
- Воспитательная - научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны в характеристике человека, формировать умение пользоваться этими знаниями в повседневной жизни (показать связь изучаемого материала с реальной жизнью).
- Развитие личности обучающегося - развитие навыка культуры устной речи, коммуникативно-технических умений (то есть к решению проблемы подходить творчески).
- Коррекционная - свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Знать: сущность понятия «деловая характеристика»; особенности характеристики как текста; виды характеристик.
- Уметь: отличать деловую характеристику от характеристики человека – друга знакомого и т.д.; определять стилевую принадлежность характеристики; составлять план характеристики; создавать текст деловой характеристики человека.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: способность извлекать информацию из различных источников; умение отбирать и систематизировать материал; умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и последовательность действий; способность давать самооценку и взаимооценку.
- Коммуникативные УУД: способность осуществлять речевое взаимодействие с учителем и одноклассниками, коммуникативное взаимодействие в группе; умение формулировать и аргументировать своё мнение.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; расширение словарного запаса; способность давать речевую оценку.
Словарь урока: деловая характеристика, стили речи, характеристика человека как вид текста.
Ресурсы урока: толковый словарь С.И.Ожегова; рабочий лист к уроку, тексты с разными видами характеристик; памятка «Как написать деловую характеристику человека», мультимедийная презентация.
Организационная структура урока
1 этап. Организационный (1 мин.)
! 1 слайд «Успешный современный ученик»
! 2 слайд «Работа в группе, помощь»
Слово учителя. Доброе утро, ребята и наши уважаемые гости! Думаю, вы со мной согласитесь, что ежедневно нас окружают много людей. Они все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой!!! А для этого необходимо просто повнимательнее присмотреться к человеку. Зачем? (ответы).
А как вы думаете, какой теме посвящен наш урок?
2 этап. Мотивация (2 мин.)
- Послушайте внимательно текст, который я прочитаю.
Текст.
……… ученица 8 класса. Зарекомендовала себя как старательная, ответственная, настойчивая ученица. Больший интерес проявляет к изучению гуманитарных дисциплин. На уроках всегда внимательна, активна, добросовестно готовит домашние задания, помогает товарищам в подготовке к урокам.
Активно участвует в общественной жизни школы, района. Неоднократно была награждена грамотами и дипломами за призовые места.
МОЖЕТ КТО-ТО узнал, о ком идет речь? А как вы догадались?
- Итак, что же это за текст? ФРАГМЕНТ
Дети должны догадаться (Это характеристика)
- А какие качества представлены в данном фрагменте характеристики?
ДЕЛОВЫЕ. А как вы это поняли?
Вывод: это деловая характеристика.
- Запишите в рабочем листе тему урока: «Деловая характеристика человека».
- Ребята, а что значит «ХАРАКТЕРИСТИКА»?
3 этап. Актуализация знаний (3 мин.)
(Дети выполняют работу в рабочих листах) Упражнение 1 из 4
Упражнение 1 из 4
Что такое характеристика?
| № | Что такое характеристика? |
ДА +/ НЕТ- |
1 |
Пересказ каких-либо событий во временной последовательности |
- |
2 |
Распоряжение командира (начальника), обращённое к подчинённым и требующее обязательного выполнения определённых действий |
- |
3 |
Совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо. |
+ |
4 |
Документ, который помогает понять, кому, что и как делать. |
- |
5 |
Обращение к гражданину, должностному лицу или организации с просьбой о совершении каких-либо действий. |
- |
6 |
Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка). |
+ |
7 |
Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо |
+ |
(Индивид. д/з) Обратимся к словарю Ожегова. Какое толкование он дает слову «характеристика»? (1. Описание характерных, отличительных качеств, черт кого-чего-нибудь. 2. Официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности кого-нибудь.)
- Согласно Ожегову, какому значению соответствует прочитанная мною характеристика? (Второму)
Учитель: Оказывается, существует несколько видов характеристик: х-ка внешности, х-ка литературного героя, деловая х-ка и тд.
4 этап. Целеполагание и планирование (1 мин.)
- Сформулируем цели урока:
1) узнать, что такое «деловая характеристика человека», ее отличительные черты.
2) научиться писать деловую характеристику.
5 этап. «Открытие» нового знания (5 мин.)
Посмотрите, пожалуйста, на экран!!! Как вы думаете, можно ли считать данные слова признаками деловой характеристики?
Упражнение 2 из 4 (работа в группах) Рабочий лист 2.
В каком фрагменте представлена деловая характеристика?
Фрагменты текстов
- Мой друг высокого роста, на столько высокого, что я смотрю на него снизу вверх. Я не завидую ему, он просто старше на 3 года и мы еще растем, я обязательно его догоню.
- Моего друга легко заметить в толпе, потому что он у меня солнечный. А солнечный потому что рыжий. Волосы его медно-красного цвета очень блестят на солнце. Он стесняется этого и поэтому делает короткую стрижку. Ему кажется, что таким образом он становится менее солнечным. А глаза у него голубые-голубые как небо. Очень редкое сочетание такого цвета волос и глаз.
- Борис среднего роста и обычного телосложения, подтянутый. По внешнему виду он ничем не выделяется среди других мальчишек, но на уроке физкультуры он заметно отличается от одноклассников - он выносливый и сильный, у него ноги футболиста, крепкие сильные руки и отличная реакция. Борис скромный и добрый мальчик, он смущается когда на него обращают внимание девочки. У Бориса короткая модельная стрижка, волосы у него русые. Глаза у него большие, карие. Боря обладает хорошим чувством юмора и порой улыбка не сходит с его лица. Летом он тренируется, ездит на сборы, поэтому осенью он приходит в школу загорелый. Одевается Боря как все в нашей компании - джинсы, худи, толстовки и кроссовки. Я очень люблю своего друга Борю. Скорей всего наши пути после школы разойдутся, но это не помешает нашей дружбе.
- За время обучения Мария показывает хорошие знания по всем общеобразовательным предметам. Любит рисовать, петь, танцевать. Многократно награждалась грамотами за творческие успехи. Проявляет устойчивый интерес к спорту, занимаясь в школьных спортивных секциях и принимая участие в различных соревнованиях. Она принимает активное участие в жизни класса, школы, добросовестно выполняет общественные поручения. Умеет дружить и сама является хорошим другом, её уважают за доброжелательность, открытость и веселый нрав.
По характеру добрая, порядочная и общительная девочка. Обладает чувством собственного достоинства. - За время работы ________ зарекомендовал себя как ответственный, целеустремленный, трудолюбивый сотрудник. Придерживается норм корпоративной этики. В коллективе имеет хорошую репутацию, отношения с коллегами дружелюбные, открытые, всегда отзывчивый. Клиенты ценят его за высокую культуру общения и профессиональный подход в работе. С поставленными задачами и проблемами справляется креативно, быстро и качественно. Имеет прекрасную коммуникацию. При поставленных сложных целях всегда справляется с ними и предоставляет полезные советы. Работает над повышением квалификационных знаний и профессионального уровня, занимается саморазвитием и обучением. Всегда приходит на помощь другим, за что его ценят в коллективе. Самостоятельный в работе, выполняет сложные разнообразные виды заданий от руководства.
Ответ (4,5) А почему вы не отметили тексты под №1,2,3?
ПРОВЕРКА.
6 этап. Проверка понимания учащимися нового материала
Задание 3 из 4 (индивидуальная работа) Перед вами текст. Прочитать (вслух) Выполнить задание в рабочих листах №2 (5 минут)
Ребята, в нашей школе на протяжении многих лет действует школьная волонтерская группа «Импульс». Многие из вас в этом году пополнили ее ряды. Недавно у нас прошло заседание нашей волонтерской группы, где вам было предложено описать свои деловые качества. С какой целью мы это делали?
- Чтобы определиться в каком волонтерском направлении двигаться каждому из вас! Но, к сожалению, из-за нехватки времени нам не удалось закончить работу, поэтому я предлагаю вам в группе обсудить, проанализировать ваши анкеты и принять решение о волонтерском направлении. (на сердечках пишем свое имя и приклеиваем на доску)
Ваши характеристика лежат перед вами. (В помощь дан справочный материал.)
Задание 4 (работа в группах). Ребята, я предлагаю вам проанализировать свои деловые характеристики и определить, в каком волонтерском направлении вам будет интереснее всего работать. (У каждой группы справочный материал о направлениях. Дети определяются, на стикере «Сердечко» пишут свое имя и приклеивают у выбранного направления. (7 минут)
7 этап. Рефлексия и оценивание (5 мин.)
Словесное рисование портрета волонтера на основе деловых качеств.
Каждая группа получает карточки (ладошки), на которых написаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтера и прикрепляете карточки на плакат.
- 1 группа – ЗАБОТЛИВЫЙ, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ПОНИМАЮЩИЙ, САМОЛЮБИВЫЙ, ЖАДНЫЙ, ЧУТКИЙ.
- 2 группа – СПРАВЕДЛИВЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ГРУБЫЙ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, УЧАСТЛИВЫЙ.
- 3 группа – ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, МСТИТЕЛЬНЫЙ, ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ.
Один ученик от группы прикрепляет карточки в сердце плаката со словами:
«Мы считаем, что волонтер должен быть…»
- Правильно, молодцы! Именно такими качествами должен обладать волонтер. А почему вы не все карточки использовали? (На них написаны плохие качества).
- Может ли волонтер обладать такими качествами? (Нет).
ИТОГ. Итак, где вам может в жизни пригодиться деловая характеристика? (При поступлении в учебные заведения, на работу. Для юношей - в военкомат и т.д.) в профессиональной сфере….
ТОЛЬКО ЛИ ХАР-КИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ? НЕТ
Еще раз обратите внимание на доску!!! Пускай в ваших будущих характеристиках будут только положительные деловые качества!!!
А сейчас найдите в рабочем листе Дорожку Успеха. Отметьте тот уровень, на котором вы находитесь в данный момент.
ОЦЕНКИ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ ЛИСТОВ!!!
Д/З. написать деловую характеристику на своего друга, одноклассника, на кого-то из родственников и т.д.