Программа рассчитана на 2 года для детей 9–11 лет.
Пояснительная записка
Древние истоки определили уникальные особенности системы художественных средств народного искусства. Его символический язык доносит до нас универсальный способ объяснения мира: представление о взаимоподобии человека и явлений природы. Этот способ был присущ практически всем народам. Отсюда берут начало многие символические образы, характерные для разных культур: образы небесных светил, метеорологических явлений, животных. Эти образы мы находим в словесном и изобразительном искусстве, в древних обрядах и обычаях, дошедших до нас в форме народных развлечений и игр, в народном погодоведении и медицине, в архитектуре и т.д.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработана Программа «Человек и семья в народной культуре».
Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего ее историю и любящего свою Родину, - это актуальная задача сегодня для российской школы. Она не может быть успешно решена без полноценного, по-настоящему глубокого изучения духовного и культурного наследия русского народа.
Разработанная Программа по своему теоретическому и практическому содержанию применима в традиционном учебном процессе разнообразных развивающих занятий, направленных на раскрытие системы миропонимания, выработанной нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи - взаимоотношения человека с природой, со своей семьей, с историей своего народа.
Отличительной особенностью образовательной Программы от уже существующих является то, что данная Программа выходит за рамки программы общеобразовательных учреждений, с использованием факультативного курса «Введение в народоведение».
Данная Программа разработана с учетом инновационных методов, различных форм организации занятий - экскурсии (краеведческие, исторические), занятия-путешествия, занятия-встречи, этические беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, творческая и практическая деятельность, дискуссии, викторины, выставки, работа с исторической литературой и поиск в ней необходимой информации, с былинами, сказками, загадками, пословицами, поговорками.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:
- природосообразность;
- доступность;
- наглядность;
- систематичность;
- гуманизация воспитательного процесса.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями - ознакомление с окружающим миром (взаимоотношения человека с природой), изучение родного языка (развитие речи, расширение кругозора), чтение (осмысленное чтение текста, умение делать выводы), трудовое обучение (работа с природным материалом, изготовление поделок, аппликаций), изобразительное искусство (рисование по памяти, представлению, с натуры, иллюстрирование русских народных сказок).
Педагогические технологии Программы ориентированы на сотрудничество педагога с воспитанником, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей на все то, что способствует самовыражению ребенка.
Программа рассчитана на 2 года обучения. На первый год обучения принимаются дети от 9 до 10 лет, второй год - от 10 до 11 лет.
Программа предполагает достижение следующей цели: формирование стремления к изучению народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
Для достижения целей ставятся задачи:
образовательные:
- научить понимать художественный язык народного искусства, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры;
развивающие:
- развитие памяти, внимания, речи, кругозора учащихся; воспитательные:
- воспитание национально-патриотического мировоззрения, духовно-нравственных принципов подрастающего поколения;
- воспитание сознательного и уважительного отношения к труду.
Отдельные темы программы направлены на формирование экологического («Здоровью цены нет» и др.), нравственного («Корми деда на печи, сам будешь там», «На что и клад, коли в семье лад», «Царство разделится - скоро разорится» и многие др.), патриотического («Как поживешь, так и прослывешь», «Матушка Москва - золотая голова», «Не продажное, а заветное» и др.), трудового воспитания учащихся («Где родится, там и пригодится», «Не за горами, а за дворами», «Не бравшись за топор, избы не срубишь» и др.).
При составлении данной Программы использован факультативный курс «Введение в народоведение», автор - М.Ю.Новицкая, «Программы общеобразовательных учреждений» для начальных классов (1-4) в двух частях, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа является модифицированной.
При реализации Программы учитывается уровень знаний, умений воспитанников, их индивидуальных особенностей. В Программе сочетаются элементы традиционного и инновационного обучения.
Инновационные технологии, используемые и предусмотренные программой:
- развивающее обучение;
- эффективность организации и управления образовательным процессом;
- интенсификация и активизация познавательной деятельности.
Характеристика обучающихся по Программе детей: первый год обучения -до 15 человек, возраст от 9 до 10 лет; второй год обучения - до 15 человек, возраст от 10 до 11 лет.
Виды и формы контроля знаний, умений, навыков.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
- входной (тестирование, собеседование);
- текущий (беседа в форме вопросов и ответов, самостоятельная работа, викторина, конкурс, тестирование);
- итоговая аттестация воспитанников.
Способы организации контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- коллективный;
- фронтальный.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение Программы:
- демонстрационные средства (репродукции картин, макеты, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами и поговорками, предметы старины);
- технические средства обучения (компьютер, видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор);
- творческие работы учащихся (рисунки, поделки, вышивка, плетение и т. д.);
- художественная литература, музыка;
- тетради, ручки, карандаши, линейки.
Учебно-тематический план 1-й год обучения (72 час.)
Задачи:
- учить детей четко и грамотно излагать свои мысли в устной форме;
- развивать и активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей, формировать навыки осознанного восприятия произведений устного народного творчества;
- воспитывать чувство уважения и любви к традициям своего народа. Предполагаемые результаты первого года обучения:
- учащиеся должны знать объем понятий «дом», «мир», обряды и обычаи своего народа, традиционные промыслы и занятия людей в регионе;
- уметь осознанно воспринимать тексты устного народного творчества, понимать красоту художественного слова;
- формировать качества нравственного поведения.
№ |
Раздел |
Тема занятия |
Количество часов |
||
теор. |
практ. |
всего |
|||
I |
Мир и дом |
|
|
|
|
1. |
|
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
2. |
|
«Порядком стоит дом». |
1 |
1 |
2 |
3. |
|
«По небу широко, по земле далеко». |
1 |
1 |
2 |
4. |
|
«За чем пойдешь, то и найдешь». |
1 |
1 |
2 |
5. |
|
Экскурсия в районную детскую библиотеку. |
|
1 |
1 |
II |
Мир старинного дома |
|
|
|
|
6. |
|
«Двор, что город, изба, что терем». |
1 |
1 |
2 |
7. |
|
«Не бравшись за топор, избы не срубишь». |
1 |
1 |
2 |
8. |
|
«На всякий случай свой обычай». |
1 |
1 |
2 |
9. |
|
«Своя хатка - родная матка». |
1 |
1 |
2 |
10. |
|
«Худо жить тому, у кого пусто в дому». |
1 |
1 |
2 |
11. |
|
«Хозяйка красна, и изба весела». |
1 |
1 |
2 |
III |
Жизнь человека в доме и мире |
|
|
|
|
12. |
|
«На свет народился - с людьми породнился». |
1 |
1 |
2 |
13. |
|
«Вся семья вместе - так и душа на месте». |
1 |
1 |
2 |
14. |
|
«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей». |
1 |
1 |
2 |
15. |
|
«Воспитывай лаской, а не таской». |
1 |
1 |
2 |
16. |
|
«Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец». |
1 |
1 |
2 |
17. |
|
«Всякая невеста для своего жениха родится». |
1 |
1 |
2 |
18. |
|
«Обзор свадебных обрядов». |
1 |
1 |
2 |
19. |
|
«Хожу я, гуляю вдоль по хороводу». |
1 |
1 |
2 |
20. |
|
«Ой вы, сборы мои, сборы, сборики!». |
1 |
1 |
2 |
21. |
|
«Пища наших предков». |
1 |
1 |
2 |
22. |
|
«Разведение плодов и овощей». |
1 |
1 |
2 |
23. |
|
«Одежда наших предков». |
1 |
1 |
2 |
24. |
|
«Обрядовые праздники». |
1 |
1 |
2 |
25. |
|
«На что и клад, коли в семье лад». |
1 |
1 |
2 |
26. |
|
«Семейный горшок всегда кипит». |
1 |
1 |
2 |
27. |
|
«Поле красно стогами, а изба - пирогами». |
1 |
1 |
2 |
28. |
|
«Муж да жена одна душа». |
1 |
1 |
2 |
29. |
|
«Здоровью цены нет». |
1 |
1 |
2 |
30. |
|
«Корми деда на печи, сам будешь там». |
1 |
1 |
2 |
31. |
|
«Молодой - на битву, а старый - на думу». |
1 |
1 |
2 |
32. |
|
«Сколько цвету ни цвесть, а быть опадать». |
1 |
1 |
2 |
33. |
|
«Корни старые - ветки новые». |
1 |
1 |
2 |
34. |
|
«Душа - это наше творение». |
1 |
1 |
2 |
35. |
|
Экскурсия в краеведческий музей. |
|
1 |
1 |
36. |
|
«Народные игры и забавы». |
1 |
1 |
2 |
37. |
|
«От хорошего слова миру светло». |
1 |
1 |
2 |
38. |
|
Итоговое занятие. Аттестация воспитанников. |
- |
1 |
1 |
|
|
|
35 |
37 |
72 |
Краткое содержание программы первого года обучения
I Мир и дом
- Вводное занятие. Введение в курс Программы.
- «Порядком стоит дом». Теория: Объем понятия «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - жизнь. Объем понятия «мир». Практическое занятие: Разучивание русской народной игры «Крыночка».
- «По небу широко, по земле далеко». Теория: Мир вокруг дома. Мир природы и мир людей в их единстве. Практическое занятие: Пословицы о мире.
- «За чем пойдешь, то и найдешь». Теория: Общая композиция русского крестьянского поселения, его типы (село, деревня, выселки, хутор, станица и т.д.). Практическое занятие: Определить тип своего поселения.
- Экскурсия в районную детскую библиотеку. Практическое занятие: Чтение русских народных сказок.
II Мир старинного дома
- «Двор, что город, изба, что терем». Теория: Общая композиция традиционного дома с подворьем. Застройка усадьбы (дом, амбар, хлев, баня и т.д.). Практическое занятие: Конкурс рисунков на тему «Русская изба».
- «Не бравшись за топор, избы не срубишь». Теория: Русское деревянное зодчество. Практическое занятие: Планировка крестьянского дома.
- «На всякий случай свой обычай». Теория: Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем. Практическое занятие: Русская народная игра «Кухня».
- «Своя хатка - родная матка». Теория: Интерьер крестьянского жилища. Резьба на неподвижной мебели. Практическое занятие: Роспись белой горницы. Убранство красного угла.
- «Худо жить тому, у кого пусто в дому». Теория: Праздничное и повседневное убранство дома. Утварь деревянная, глиняная, плетеная. Практическое занятие: Работа с природным материалом.
- «Хозяйка красна, и изба весела». Теория: Искусство в быту народа. Вышивка в доме. Практическое занятие: Вышивание узоров «крестиком», выставка готовых работ.
III Жизнь человека в доме и мире
- «На свет народился - с людьми породнился». Теория: Термины родства и свойства. Практическое занятие: Рисование на тему «Моя семья».
- «Вся семья вместе - так и душа на месте». Теория: Внутренний строй крестьянской семьи. Место в ней каждого ее члена. Практическое занятие: Игра «Волшебное слово».
- «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей». Теория: Рождение ребенка в родном доме и сопутствующие этому семейно-бытовые обряды. Практическое занятие: Величальные и шуточные песни.
- «Воспитывай лаской, а не таской». Теория: Поэзия пестования и ее роль в становлении эмоционально-эстетической сферы ребенка. Практическое занятие: Колыбельные песни, потешки, прибаутки.
- «Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец». Теория: Игровая культура детства и отрочества. Детский игровой фольклор. Практическое занятие: Народная детская игрушка (работа с акварелью).
- «Всякая невеста для своего жениха родится». Теория: Воспитание девочки в семье как будущей жены, матери, хозяйки дома. Практическое занятие: Конкурс «А ну-ка, девочки».
- «Обзор свадебных обрядов». Теория: Выбор невесты, сватовство, празднество свадебного договора. Практическое занятие: Символические и эстетические функции свадебной одежды у жениха и невесты. Рисование свадебных нарядов.
- «Хожу я, гуляю вдоль по хороводу». Теория: Календарно-обрядовая деятельность и участие в ней девушек и юношей. Практическое занятие: Ролевое чтение русской народной сказки «Снегурочка».
- «Ой вы, сборы мои, сборы, сборики!». Теория: Символическая и эстетическая функция свадебной одежды у невесты. Практическое занятие: Сюжетно-ролевая игра «Невестина неделя».
- «Пища наших предков». Теория: Кушанья, подаваемые на стол. Выпечка хлеба. Обеды. Практическое занятие: Аппликация на тему «Званый обед».
- «Разведение плодов и овощей». Теория: Разведение съедобных плодов и овощей. Практическое занятие: Работа с пластилином и природным материалом. Лепка овощей и фруктов.
- «Одежда наших предков». Теория: Костюмы XVII-XIX в.в. Практическое занятие: Аппликационная работа с бумагой «Украсим платок, рукавицы».
- «Обрядовые праздники». Теория: Обрядовые праздники. Практическое занятие: Работа с природным материалом. Изготовление праздничного сувенира.
- «На что и клад, коли в семье лад». Теория: Этика и эстетика в повседневном обиходе в крестьянской семье. Практическое занятие: Работа в доме. Осенне-зимние работы женщин, мужчин, детей, стариков.
- «Семейный горшок всегда кипит». Теория: Застольный этикет в традиционной крестьянской семье. Нормы поведения за столом во время еды. Практическое занятие: Составление памятки правил поведения за столом.
- «Поле красно стогами, а изба - пирогами». Теория: Ритуальная роль стола в обрядах главных событий человеческой жизни. Практическое занятие: Нормы поведения за столом.
- «Муж да жена одна душа». Теория: Семейные взаимоотношения в русских волшебных социально-бытовых сказках, притчах. Практическое занятие: Викторина «По дорогам русских народных сказок».
- «Здоровью цены нет». Теория: Народные принципы здорового образа жизни. Народная медицина. Практическое занятие: Игровое занятие «Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся».
- «Корми деда на печи, сам будешь там». Теория: Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими в сказках, притчах. Практическое занятие: Литературный час - русская народная сказка «Чудесные сыновья».
- «Молодой - на битву, а старый - на думу». Теория: Этика и эстетика поведения. Внешний образ человека в преклонном возрасте. Практическое занятие: Устное описание «Мой дедушка» (рассказы детей).
- «Сколько цвету ни цвесть, а быть опадать». Теория: Кульминация и итог жизни человека в народных представлениях. Практическое занятие: работа с исторической литературой Терещенко А.В. «История культуры русского народа».
- «Корни старые - ветки новые». Теория: Передача имени от предков к потомкам. Обобщение знаний о смысле существования на земле. Практическое занятие: Серия стихов Бориса Селезнева «Божий день». Конкурсное чтение.
- «Душа – это наше творение». Теория: Этические беседы на тему «Душа – это наше творение» (Методическое пособие Шемшуриной А.И. «Этическая грамматика»). Практическое занятие: Рисование на тему «Любимые сказочные герои».
- Экскурсия в краеведческий музей. Практическое занятие: Знакомство с историческим прошлым малой Родины.
- «Народные игры и забавы». Теория: Знакомство с народными играми и забавами (Игры детские, игры девические, игры мужские). Практическое занятие: Русская народная игра «Гуси и волк». Загадки.
- «От хорошего слова миру светло». Теория: Нормы культуры общения. Практическое занятие: Сценка «В гостях». Игра «Волшебное слово».
- Итоговое занятие. Практическое занятие: Подведение итогов. Аттестация воспитанников.
Учебно-тематический план 2-й год обучения (72 час.)
Задачи:
- учить детей познавать тайны исторических преданий и сказаний, знакомить с исторически сложившимся многообразием культуры России;
- развивать и расширять знания учащихся в области отечественной истории, русской литературы, легенд и преданий, повышать творческий потенциал детей;
- воспитывать чувство гражданственности и самосознания младших школьников.
- Предполагаемые результаты второго года обучения:
- учащиеся должны знать историю своего поселка, историю образования Российского государства, роль различных городов, регионов, монастырей в историко-географическом расширении государства, историческое становление и развитие народного характера;
- уметь работать с исторической литературой;
- приобрести навыки исследовательской работы.
№ |
Раздел |
Тема занятия |
Количество часов |
||
теор. |
практ. |
всего |
|||
I |
Живи для людей, поживут люди для тебя. |
|
|
|
|
1. |
|
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
2. |
|
«Где жить - тем и слыть». |
1 |
1 |
2 |
3. |
|
Экскурсия по заветным местам. |
|
1 |
1 |
II |
«Откуда Русская земля стала есть». |
|
|
|
|
4. |
|
«Чуден свет - дивны люди!». |
1 |
1 |
2 |
5. |
|
Жить в соседах - быть в беседах. Соседство взаимное дело. |
1 |
1 |
2 |
6. |
|
«Были три брата». |
1 |
1 |
2 |
7. |
|
Новгород, Новгород, а постарше старого. |
1 |
1 |
2 |
8. |
|
Что город, то норов, что край, то обычай, что народ, то и вера. |
1 |
1 |
2 |
9. |
|
Веру переменить - не рубашку переодеть. |
1 |
1 |
2 |
10. |
|
Краше красного солнышка, светлее ясного месяца. |
1 |
2 |
3 |
11. |
|
Как поживешь, так и прослывешь. |
|
2 |
4 |
12. |
|
Матушка Москва - золотая голова. |
1 |
1 |
2 |
13. |
|
Не только звону, что в Москве. |
|
1 |
|
14. |
|
У каждого времени - свои песни. |
1 |
1 |
2 |
15. |
|
Киев – мать, Новгород – отец, Москва - сердце, Петербург - голова, Смоленск - щит... |
2 |
|
2 |
16. |
|
Нижний – сосед Москве ближний. |
2 |
- |
2 |
III |
Велика святорусская земля, а всюду солнышко. |
|
|
|
|
17. |
|
Во всяком посаде в своем наряде. |
1 |
1 |
2 |
18. |
|
В какой народ приедешь - таку и шапку наденешь. |
1 |
1 |
2 |
19. |
|
Славна Астрахань осетрами, Сибирь соболями. |
1 |
1 |
2 |
20. |
|
Людям на потешенье, всему свету на удивленье. |
1 |
1 |
2 |
21. |
|
Не за горами, а за дворами. |
1 |
|
|
22. |
|
Что двор, то говор. |
1 |
1 |
2 |
23. |
|
Как поживешь, так и прослывешь. |
1 |
1 |
2 |
24. |
|
Вы, по-вашему, а мы по-нашему. |
1 |
1 |
2 |
25. |
|
Царство разделится - скоро разорится. |
1 |
1 |
2 |
26. |
|
Не продажное, а заветное. |
1 |
1 |
2 |
27. |
|
Где кто родится, там и пригодится. |
1 |
1 |
2 |
28. |
|
Что было - то видели, что будет, увидим. |
1 |
1 |
2 |
29. |
|
Экскурсия в краеведческий музей. |
|
1 |
1 |
30. |
|
Моя родословная. |
1 |
1 |
2 |
31. |
|
Генеалогическое древо. |
1 |
1 |
2 |
32. |
|
Путешествие в мир мудрых мыслей. |
1 |
1 |
2 |
33. |
|
Самолюб никому не люб. |
1 |
1 |
2 |
34. |
|
Старинные русские игры. |
1 |
|
J |
35. |
|
Итоговое занятие. Аттестация воспитанников. |
- |
1 |
1 |
|
|
|
36 |
36 |
72 |
Краткое содержание программы второго года обучения
I. «Живи для людей, поживут люди для тебя».
- Вводное занятие. Теория: Введение в курс Программы второго года обучения.
- «Где жить - тем и слыть». Теория: Предания о возникновении населенных мест. Практическое занятие: Подбор материала об истории нашего поселка.
- Экскурсия по заветным местам. Практическое занятие: Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата» с целью воспитания патриотического чувства, чувства гражданственности и самосознания детей.
II. «Откуда Русская земля стала есть».
- «Чуден свет - дивны люди!» Теория: Библейские сказания о распределении земли после всемирного потопа между сыновьями Ноя в русских летописях. Славянские племена. Практическое занятие: Работа в библиотеке с книгой «Моя первая священная история» издательского отдела Московского Патриархата.
- Жить в соседах - быть в беседах. Соседство взаимное дело. Теория: Предания о славянских племенах. Характеристика славян. Практическое занятие: Работа с исторической литературой Терещенко А.В. «История культуры русского народа».
- «Были три брата». Теория: Предания об основании Киева. Деятельность киевских князей. Практическое занятие: Работа с летописью Нестера «Повесть временных лет».
- Новгород, Новгород, а постарше старого. Теория: Предания о призвании варяжского князя Рюрика в древнюю новгородскую землю. Практическое занятие: Работа с летописью Нестера «Повесть временных лет».
- Что город, то норов, что край, то обычай, что народ, то и вера. Теория: Древние языческие верования у разных племен и народов. Славянские языческие обряды: «Бабье лето», «Купало», «Обжинки». Практическое занятие: Знакомство со старинными песнями: «Ах! Как долече - долече в чистом поле...», «Ах ты, поле мое, поле чистое...».
- Веру переменить - не рубашку переодеть. Теория: Летописные предания о крещении Руси и утверждении христианства. Практическое занятие: Встреча с Иереем храма Преподобного Сергия Радонежского Иоанном Честных с целью знакомства со становлением христианства на Руси.
- Краше красного солнышка, светлее ясного месяца. Теория: Эстетическое и этическое значение древнерусского религиозного искусства. Символика древнерусского храма. Роль Киево-Печерского монастыря в русской истории. Практическое занятие: Беседа по картине Васнецова В.М. «Крещение Руси».
- Как поживешь, так и прослывешь. Теория: Святорусские богатыри. Былины киевского цикла. Новгородские былины. Жизнедеятельность Александра Невского. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Практическое занятие: Просмотр худ.фильма про Александра Невского.
- Матушка Москва - золотая голова. Теория; Собирание русских земель вокруг Москвы и победы русских воинов. Практическое занятие: Легенды, предания, стихи.
- Не только звону, что в Москве. Теория: Древние русские города. Гербы. Предания, легенды о жителях России. Практическое занятие: Конкурс рисунков, посвященных российской символике.
- У каждого времени - свои песни. Теория: Эпоха Петра I. Крестьянские восстания под предводительством Пугачева и Разина. Практическое занятие: Работа с исторической литературой.
- Киев — мать, Новгород - отец, Москва - сердце, Петербург - голова, Смоленск - щит... Теория: Защита сложившегося единства страны в отечественных войнах 1812 года и 1941-1945 г.г. Практическое занятие: Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата».
- Нижний - сосед Москве ближний. Теория: Торги, ярмарки как великие смотрины народного умения и способностей. Практическое занятие: Работа с природным материалом. Изготовление сувениров. Выставка творческих работ детей.
III. Велика святорусская земля, а всюду солнышко.
- Во всяком посаде в своем наряде. Теория: Традиционный народный костюм разных областей России. Практическое занятие: Работа с иллюстрациями картин неизвестного художника «Женский портрет в русском головном уборе» и художника И.П.Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме».
- В какой народ приедешь - таку и шапку наденешь. Теория: История одежды - история народов. Практическое занятие: Конкурс рисунков на тему: «Наряд боярыни».
- Славна Астрахань осетрами, Сибирь соболями. Теория: Традиционные промысловые занятия разных областей России. Роль твоего края и твоих земляков. Практическое занятие: Работа с библиотеке с Тамбовской энциклопедией с целью знакомства с традиционными промыслами населения Тамбовского края (земледелие, рыболовство, охота).
- Людям на потешенье, всему свету на удивленье. Теория: Традиционные художественные промыслы разных регионов России. Практическое занятие: Изготовление игрушки из папье-маше. Художественная роспись. Конкурс поделок.
- Не за горами, а за дворами. Теория: Традиционные художественные промыслы нашего края. Практическое занятие: Просмотр видеофильмов из серии «Легенды и предания о Тамбовском крае».
- Что двор, то говор. Теория: Языки - диалекты разных регионов России. Практическое занятие: Сюжетно-ролевая игра «Нижегородская ярмарка».
- Как поживешь, так и прослывешь. Теория: История фамилий и история народа. Практическое занятие: Занятие - встреча с родителями, бабушками (дедушками) на тему: «Происхождение рода и фамилии».
- Вы, по-вашему, а мы по-нашему. Теория: Певческие, музыкальные традиции разных народов. Практическое занятие: Музыкальное занятие - хоровод «Ходим кругом».
- Царство разделится - скоро разорится. Теория: Взаимовлияние и взаимопомощь друг другу в жизни разных народов России. Практическое занятие: Работа с атласом. Заочное путешествие по регионам России.
- Не продажное, а заветное. Теория: Лучшее в истории твоего народа. Легенды и предания о Тамбовском крае. Практическое занятие: Просмотр видеофильма из серии «Легенды и предания о Тамбовском крае» (Цна и Сампур).
- Где кто родится, там и пригодится. Теория: Кем и каким ты хотел бы стать? Практическое занятие: Анкетирование.
- Что было - то видели, что будет, увидим. Теория: Помечтаем о будущем родной земли. Практическое занятие: Конкурс рисунков на тему «Каким я вижу наш поселок в будущем».
- Экскурсия в краеведческий музей. Практическое занятие: Экскурсия на тему: «Знакомство с выдающимися людьми нашего поселка».
- Моя родословная. Теория: Историческое путешествие в глубь веков. Практическое занятие: Конкурс знатоков русской истории и фольклора.
- Генеалогическое древо. Теория: Генеалогическое древо человека. Практическое занятие: Составление генеалогического древа своего рода.
- Путешествие в мир мудрых мыслей. Теория: Этическая беседа. Практическое занятие: Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «На берегу реки», «Разделите так, как делили работу».
- Самолюб никому не люб. Теория: Беседа на нравственную тему. Практическое занятие: Дидактическая игра «Почта».
- Старинные русские игры. Теория: Знакомство со старинными русскими играми («русская лапта», «городки»). Практическое занятие: Подвижные и тихие игры «Лапта», «Попади в ямку», «Игра в камешки».
- Итоговое занятие. Практическое занятие: Проведение итоговой аттестации воспитанников.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методико-дидактическое обеспечение занятий.
Для создания атмосферы увлеченности используются такие формы: этические беседы («Самолюб никому не люб», «Путешествие в мир мудрых мыслей», «От хорошего слова миру светло» и др.), заочные путешествия («Заочное путешествие по регионам России»), экскурсии (К памятнику «Неизвестного солдата», в краеведческий музей), дидактические и сюжетно-ролевые игры («Гуси и волк», «Нижегородская ярмарка», «Серый волк», «Почта» и др.), выставки рисунков, поделок, сувениров из природного материала, занятия-встречи с родителями, конкурсное чтение стихотворений.
Первый год обучения используются объяснительный и репродуктивный методы. Второй год обучения - проблемно-сообщающие, частично-поисковые.
Методы и приемы обучения.
Методы |
Приемы |
Объяснительно-иллюстративный |
Рассказ, упражнение, беседа, практическая работа, анализ картин. |
Репродуктивный |
Выполнение заданий по образцу, списывание готового материала с доски. |
Проблемно-сообщающий |
Объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобных заданий. |
Частично-поисковый |
Комментирование практических действий с выводом, перенос общих признаков известного на новое. |
Уровни обучения, предусмотренные Программой.
- 1 уровень - репродуктивный, работа детей под руководством учителя.
- 2 уровень - самостоятельная работа ребенка под руководством учителя.
- 3 уровень - самостоятельная работа без участия педагога.
Формы анализа и самоанализа выполнения работ:
- коллективное обсуждение качества выполненной работы;
- выставка работ после изучения разделов;
- стимулирование и активизация успешно обучающихся детей.
Условия реализации Программы:
- соблюдение техники безопасности;
- наличие специальной литературы;
- наглядно-иллюстративный и дидактический материал (репродукции картин, макеты, карточки с пословицами и поговорками, предметы старины, иллюстрации к сказкам, творческие работы учащихся);
- методические разработки (журналы «Начальная школа», методические рекомендации Тарасовой Н.А. «Приобщение младших школьников к русской культуре», факультативный курс Новицкой М.Ю. «Введение народоведение»;
- наличие специализированных аудиторий, оборудованных компьютером, видеотехникой (видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор).
Литература
Литература для педагога:
- Газарян С.С. «Прекрасное своими руками» - М: Детская литература, 1980.- 158 с.
- Громыко М.М. «Мир русской деревни» - М.: Просвещение, 1991.
- Еремина В.И. «Ритуал и фольклор» - Л.:, 1991.
- Журналы «Начальная школа», 1995-2007 гг.
- Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение» - М.: Просвещение, 2001.
- Тарасова Н.А. «Приобщение младших школьников к русской культуре» - М.: Просвещение, 2002.
- Терещенко А.В. «История культуры русского народа» - М.: Эксмо, 2007. - 730 с, илл.
- Федотов Г.Я. «Основы художественного ремесла» - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-208 с.
- Шемшурина А.И. «Этическая грамматика» - Воронеж, 1993.
Литература для детей:
- Большая Российская энциклопедия в 30-ти томах. (Председатель науч.-ред. совета Ю.С.Осипов. Отв.ред. С.Л.Кравец, 2007.)
- Лубченко Ю.Н. Города России - изд.«Белый город». Москва, - 2005.
- Моя первая священная история - Издательского отдела Московского Патриархата - 1989. - 107 с, илл.
- Пашков Б.Г. Русь - Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. -2 изд. - М.: ЦентрКом, 1997. - 640 с, илл.
- Тамбовская энциклопедия (Гл.науч.ред. Л.Г.Протасов. П 31 - Тамбов) ООО «Изд.Юлис», 2004. - 704 с., илл., карты.