Программа наставничества «работодатель–ученик» в рамках реализации образовательного процесса в классе социально-правовой направленности «Полицейский класс»

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 10, 11


Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь.
Марк Фабий Квинтилиан

Форма наставничества: «работодатель–ученик».

Наставник: наиболее подготовленные сотрудники ОВД по г.Лесосибирску, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в службе, богатый жизненный опыт и склонность к воспитательной работе. Позиция наставника: не навязывать свои убеждения, выслушивать мнения наставляемых, делиться своим жизненным опытом, учить на своём примере.

Наставляемые: обучающиеся правоохранительных классов.

Запрос: потребность в профессиональной ориентации обучающихся в правоохранительной области.

Ключевая идея: Программа имеет профильную профориентационную направленность. По окончании программы обучающиеся должны сделать выводы о своей профессиональной пригодности в сфере профессий, связанных с правоохранительной деятельностью. С помощью данной программы решается актуальная проблема правового образования и воспитания, формирования гражданственности, правовой культуры, становления активной жизненной позиции обучающихся, создания целенаправленной системы профориентации. Совместная деятельность реализуется в рамках Соглашения между Министерством образования и науки края и ГУ МВД России по краю. По настоящему соглашению на Стороны возлагается сотрудничество в следующих вопросах:

  1. организация проведения совместной просветительской и образовательной деятельности по профильной подготовке и профессиональной ориентации обучающихся;
  2. формирование общественного доверия, позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в молодежной среде.

Содержание данной программы направлено на формирование системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, дискриминации, коррупции, способствует правовой адаптации учащихся, способствует осмыслению нашей истории, уважению государственных основ и символов. Реализация программы способствует выработке модели законопослушного поведения, повышению престижа правоохранительных профессий, снижает уровень антиобщественных проявлений со стороны детей.

Актуальность программы: глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о критической нехватке личного состава в полиции. Выявляется дефицит не только специалистов офицерского состава, но также, не хватает экспертов, психологов, социологов, необходимых для полноценной работы служб МВД РФ. Поэтому так актуальна реализация практики наставничества, которая обеспечивает деятельность правового (полицейского) класса. Подростки и старшеклассники, совершая первые пробы в правоохранительной деятельности, имеют на старте одни представления о службе в полиции. Сталкиваясь с реальностью, школьники видят свои дефициты в решении тех или иных ситуаций. Запрос на преодоление этих дефицитов – это вызов к наставническому сопровождению. В этой части основная задача наставников – помочь старшеклассникам нарастить ряд личностных качеств, навыков при решении возникающих ситуаций на практике. Встречи с сотрудниками ОВД позволят школьникам в процессе конкретной деятельности определить реальную степень интереса к правоохранительному направлению будущей карьеры и деятельности, исследовать свой потенциал, разработать навыки коммуникации, планирования, субординации, после чего более осознанно приступить к выбору собственного образовательного профессионального маршрута.

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф3 от 21.12.2012 г.
  3. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
  4. Приказ министерства образования и науки ПК №789-а в рамках внедрения Региональной целевой модели наставничества для обеспечения целевых показателей и дорожной карты и в целях реализации в данной образовательной организации национального проекта «Образование».
  5. Составленная программа тесно связана с действующими документами школы: OOП HOO, ООО, COO, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, планом работы объединений дополнительного образования, электронным журналом.

Цель: Создание оптимальных учебно-методических, организационных, материально-технических условий для обеспечения функционирования и развития формы наставничества «работодатель–ученик» в классах под патронатом МВД, способствующих профессиональной ориентации обучающихся, совершенствованию профессиональной ориентации учащихся на службу в полиции с последующей целенаправленной подготовкой обучающихся для продолжения обучения в высших учебных заведениях МВД Российской Федерации.

Задачи:

  • помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала;
  • повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров;
  • развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;
  • помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри профессии.
  • формирование у обучающихся целенаправленной профессиональной ориентации, устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
  • подготовка школьников к поступлению в высшие учебные заведения Министерства внутренних дел.

Целевая группа:

Срок реализации: Данная программа наставничества рассчитана на 2 учебных года.

Применяемая форма наставничества и технологии:

  • Данная форма наставничества предполагает взаимодействие в процессе учебного процесса работодателя-наставника и наставляемого ученика правоохранительного класса.
  • Технологии, которые будут применяться в данной программе в учебном году, подобраны с учётом требований обновлённых ФГОС СОО. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, виртуальное.

Этапы реализации программы:

  • Первый этап – подготовительный. На этом этапе происходит анализ ситуации в МБОУ «СОШ №1» и исследование ожиданий всех сторон; подготовка условий для запуска программы наставничества; разработка системы мотивации наставников и определение мероприятий по внедрению и поддержке системы наставничества. Формируется база наставников и наставляемых. Наставником формулируются цель и задачи. Определяются шаги по решению поставленных задач. Планируются мероприятия.
  • Второй этап – основной. В рамках этого этапа разворачивается основная деятельность, предполагающая проведение наставником лекций, тренингов, мастер-классов и др.; активное участие в различных акциях, конкурсах муниципального и Всероссийского уровня, формирование продуктивного взаимодействия работодателя-наставника и обучающегося-наставляемого.
  • Третий этап – заключительный. Его предназначение – завершение программы наставничества, подведение итогов, рефлексия совместной деятельности, мониторинг.

Ожидаемые результаты:

  • результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности школьников старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;
  • способность к рефлексии и самоанализу;
  • создание устойчивого партнерства сотрудников Отдела МВД по г. Лесосибирску и МБОУ «СОШ №1»;
  • улучшение кадрового потенциала края.

Среди оцениваемых результатов:

  • повышение успеваемости и физической подготовки учащихся правового класса;
  • численный рост внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
  • увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
  • увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки;
  • численный рост планирующих трудоустройство в краевые ОВД выпускников.

Область применения в рамках образовательной программы: Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной и внеурочной деятельности. Возможна интеграция в урочные предметы, классные часы, проведение совместных мероприятий, конкурсов, через разные формы и методы работы, которые будут способствовать развитию чувства сопричастности:

  • экскурсии;
  • развлекательно-познавательные и социально-значимые акции правоохранительной направленности;
  • участие в правоохранительных олимпиадах, конкурсах;
  • ознакомительные экскурсии на рабочие места сотрудников Отдела;
  • ознакомительные занятия об истории создания служб и подразделений органов внутренних дел, их задачах и функциях, направлениях оперативно- служебной деятельности, по изучению Кодекса Профессиональной этики;
  • психологическое тестирование на определение мотивационной готовности и профессиональной пригодности к выбору профессии сотрудников правоохранительных органов;
  • лекционные занятия правовой направленности;
  • профориентационные беседы с сотрудниками различных служб Отдела МВД; занятия по физической подготовке с учетом оценочных критериев для вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждений высшего и среднего профессионального образования МВД России;
  • краевые интенсивные школы "Полицейская академия";
  • консультирование;
  • тренинги;
  • собеседование;
  • мастер-классы наставника;
  • проведение круглых столов;
  • ролевых игр на развитие навыков и компетенций;
  • огневую и строевую подготовку;
  • краткосрочные стажировки.

Обучающиеся данного класса, успешно завершившие полный курс обучения по общеобразовательной и специальной учебной программам, получают свидетельство установленного образца, по окончании – направление и рекомендации ОВД МВД для поступления в учебные заведения.

Основные принципы наставничества:

  • добровольность;
  • системность;
  • коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению;
  • гуманность;
  • соблюдение прав наставника и наставляемого;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Необходимые ресурсы для реализации программы:

Кадровые ресурсы:

  • сотрудники Отдела МВД;
  • администрация МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска»;
  • учителя МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска»;

Материально-технические ресурсы: Мероприятия практики наставничества будут проходить на базе МБОУ «СОШ №1 г.Лесосибирска» и в Отделе МВД по г. Лесосибирску, где имеются все необходимые площадки для реализации всех видов профориентационных практик.

Информационные ресурсы:

Лучшие программы наставничества в России

План реализации мероприятий программы наставничества на учебный год

Направление

Мероприятия

Ответственные

Сроки

I четверть (01.09.23 -30.10.23)

1.

Основы правовых знаний

Беседа. «Права и обязанность несовершеннолетних», «Что такое закон?», структура МВД (изготовление памятки указанием отделов и ФИО начальников)

Кл.рук.,
отдел МВД отв. за изготовление памятки

Сентябрь

2.

Профилактические акции и мероприятия

Акция «Подросток и закон», «Мы за ЗОЖ!». Изготовление листовок и подготовка разъясняющей беседы для учащихся школы.

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

Сентябрь

Рейд по торговым точкам города по выявлению продажи табака и алкоголя несовершеннолетним с привлечением уч-ся правовых классов

инспектор ПДН, кл.рук.,

Сентябрь

3.

Стажировка

Психологический тренинг для уч-ся 10Б класса

Психологи Отдела МВД

Октябрь

Сдача норм физической подготовки уч-ся и предоставление протоколов

Сотрудники Отдела МВД

Сентябрь

4.

Мероприятия при участии руководящего состава Отдела МВД

Приветственное слово работников ОВД Линейка для уч-ся 10Б и 11Б класса; по плану (олимпиады, конкурсы)

Отдел МВД

Октябрь

II четверть (07.11.23 – 29.12.23)

1.

Основы правовых знаний

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

ПДН

Ноябрь

2.

Профилактические акции и мероприятия

Акция по предупреждению кражи сотовых телефонов и личных вещей. Изготовление листовок и подготовка разъясняющей беседы для учащихся школы Акция «День Героев Отечества».

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

Ноябрь

3.

Стажировка

Основы самообороны

Отдел МВД

Ноябрь - декабрь

4.

Участие в конкурсах Главного управления краевой полиции

По плану (олимпиады, конкурсы)

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

Декабрь

5.

Мероприятия при участии руководящего состава Отдела МВД

Участие в праздничном концерте, посвященном Дню МВД

Сотрудники отдела МВД и кл. рук. 10Б, 11Б

Ноябрь

Родительское собрание в 10Б,11Б. Подведение итогов учебы в I полугодии 2023-2024 уч.г уч-ся 10 класса Б, 11Б

Кл. рук. 10Б, 11Б отдел МВД

Декабрь

III четверть (09.01.24 – 22.03.24)

1.

Основы правовых знаний

Занятие «Основы криминалистики» Основы габитоскопии.

Отдел ЭКО

Февраль

2.

Профилактические акции и мероприятия

Акции «Мы против коррупции», «Дети-детям!», «Пиротехника-это опасно!»
Рейд по торговым точкам города по выявлению продажи табака и алкоголя несовершеннолетним с привлечением уч-ся правовых классов

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

Январь

3.

Стажировка

Работа с участковыми

Участковые инспекторы

Март

4.

Участие в конкурсах Главного управления краевой полиции

По плану (олимпиады, конкурсы)

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

 

5.

Мероприятия при участии руководящего состава Отдела МВД

Круглый стол с руководством МВД

отдел МВД

Март

IV четверть (01.04.24– 27.05.24)

1.

Основы правовых знаний

Деятельность ГИБДД, правонарушения в области дорожного движения

ГИБДД

Апрель

2.

Профилактические акции и мероприятия

Акция по предупреждению кражи велосипедов, «Диктант Победы», акция «Осторожно! Мошенники!» раздача памяток для граждан города

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

Апрель - май

Акция по безопасности дорожного движения

ГИБДД

Апрель - май

3.

Стажировка

Пост ГИБДД

ГИБДД

Апрель - май

4.

Участие в конкурсах Главного управления краевой полиции

По плану (олимпиады, конкурсы)

инспектор ПДН и кл. рук. 10Б, 11 Б

 

5.

Мероприятия при участии руководящего состава Отдела МВД

Родительское собрание в 10Б,11Б. Подведение итогов учебы за 2023-2024 уч.г. уч-ся 10 класса Б, 11Б

отдел МВД

Май

Познавательная программа при участии руководящего состава Отдела МВД. Подведение итогов стажировки.

отдел МВД

Май

Наставничество «работодатель — ученик» как механизм трансляции опыта обладает большим потенциалом повышения качества профессиональной подготовки будущих полицейских, усиления его практической направленности, освоения профессиональных компетенций, формирования интереса и устойчивой мотивации наставляемых школьников к правоохранительной деятельности.

Формы поощрений наставников:

  • благодарственные письма;
  • предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития организации; рекомендации при трудоустройстве;
  • образовательное стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, семинарах, тренингах и иных мероприятиях подобного рода).

Форма рефлексивного контроля деятельности наставников

В конце года наставники предоставляют рефлексивный отчет с отражением в нем цели работы, анализом мероприятий согласно утвержденному плану. По итогам взаимодействия с учениками делаются выводы с рекомендациями на следующий учебный год.

Успешность реализации данной программы наставничества доказывает большой процент выпускников, поступающих в ВУЗы правоохранительной направленности (более 60%), а также высокие результаты в различных Всероссийских, краевых и городских профильных конкурсах.

Всероссийские:

  • 1 место (дипломант) в 6 Всероссийском героико-патриотическом фестивале «Звезда спасения» конкурс «Литературное творчество» сочинение «Героям спасения посвящается»;
  • победитель во Всероссийской олимпиаде (региональный уровень) «На страже закона», организованной Уральским юридическим институтом МВД РФ;
  • призеры SkillCity Всероссийский конкурс по профориентации;
  • 7 место в крае во Всероссийской олимпиаде школьников «На страже экономики» Нижегородская академия МВД России;
  • более 50% обучающихся ПК имеют золотые и серебряные значки ГТО;

Краевые:

  • 2022 г. победители в краевом конкурсе «Лучший полицейский класс»;
  • 2023 г. победители "Краевая военно-спортивная игра среди обучающихся классов правоохранительной направленности общеобразовательных организаций Красноярского края, посвященная 60-летию Сибирского юридического института МВД России ";
  • 2024 г. – призеры в краевом конкурсе «Лучший полицейский класс»;
  • 2 место в Краевом конкурсе проф. видео роликов «Профессия полицейский»;
  • 2 место в конкурсе эссе «Моя будущая профессия – «Полицейский» или почему я хочу поступить в СибЮИ МВД России»; лагерь «Зеленые горки», летняя смена «Полицейская академия»;
  • 3 место в Региональном конкурсе чтецов к 9 мая;
  • 2 место краевого турнира по шахматам среди обучающихся классов правоохранительной направленности и кадетских учебных заведений;
  • ежегодное обучение в «Полицейской академии»;

Городские:

  • победители в городском мемориальном турнире по пейнтболу (2021г.);
  • победители в городских военно-спортивных соревнованиях «А ну-ка, девочки!»;
  • победители (2021г.), призеры (2023г.) городского военно-патриотической игры «Сибирский щит»;
  • призеры в городских военно-спортивных соревнованиях «А ну-ка, парни!»;

Акции:

  • Всероссийские, краевые: «Подросток и закон», «Мы за ЗОЖ!», «Мы против коррупции», «Дети-детям!», «Пиротехника-это опасно!», «Мой безопасный путь», «Осторожно-фейерверк!» «Диктант Победы», «Письмо водителю», «Молодёжь выбирает жизнь», «День Героев Отечества», день правовой помощи (ролик, буклеты, квиз «Путешествие в страну прав и обязанностей» в нач. школе, День памяти жертв ДТП (памятки в родительские чаты, ролики, оформление стенда) и др.
  • городские: акции с сотрудниками ПДН по торговым точкам города, профилактическая акция «Осторожно! Мошенники!» раздача памяток для граждан города, «Дорожная безопасность» и др.

Ресурсы (организационные, методические, информационные и др.)

Приложение:

  1. Ведение публичной страницы полицейского класса в социальных сетях https://vk.com/club223559916
  2. Сайт школы, страница класса на сайте школы https://lesou1.gosuslugi.ru/nasha-shkola/profilnye-napravleniya/pravoohranitelnyy-klass/
  3. Архив публикаций:
    1. https://xn--90ahjbkbwtebe.24.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/24061370 https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2657%2Fall День солидарности в борьбе с терроризмом
    2. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2632%2Fall (ученица правового класса)
    3. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2618%2Fall совместное мероприятие (выступление на Последнем звонке)
    4. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2613%2Fall 9 Мая
    5. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2609%2Fall акция георгиевская ленточка
    6. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2608%2Fall акция «Вспомним всех поименно»
    7. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2601%2Fall День единых действий
    8. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2598%2Fall победители конкурса чтецов о войне
    9. https://vk.com/schoolfirst?z=video-9574641_456239138%2F9c264e9b3b8ca6c174%2Fpl_wall_-9574641 гимн полицейского класса
    10. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2534%2Fall награждение главы города за победу в краевом конкурсе «Лучший полицейский класс Красноярского края»
    11. https://vk.com/schoolfirst?z=photo-9574641_457241533%2Falbum-9574641_00%2Frev победители и призеры ГТО
    12. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2438%2Fall акция «Дети-детям»
    13. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2376%2Fall интернет-челендж «Возьми ребенка за руку
    14. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2358%2Fall игровая сессия для старшеклассников «Огневые рубежи. 1941-1945» в рамках регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ».
    15. https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2357%2Fall акция «Свеча памяти», «Капля жизни» и мн.др.
    16. Акция «Помним Беслан» https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2357%2Fall
    17. Акция #Капля жизни, #Мирбезтеррора, #Вместе против террора https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2357%2Fall
    18. Присяга https://vk.com/im?peers=197527819&sel=252384607&w=wall-11871971_25126%2Fc7fdbc819a944a4998
    19. Акция «Засветись!» https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2287%2Fall
    20. https://vk.com/im?sel=330599248&w=history330599248_video&z=video252384607_456239311%2Fe9d6eeaebedc1b9e77 видеообращение к детям-пешеходам проект «Дети-детям!» (информация на сайте ОТДЕЛ МВД РОССИИ ПО Г. ЛЕСОСИБИРСКУ https://xn--90ahjbkbwtebe.24.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/23884285/ )
    21. Акция Дети-детям!» репортаж в газете https://vk.com/zaryaeniseya?w=wall-46814527_28863 ; https://vk.com/public204126454?w=wall-204126454_491
    22. https://www.youtube.com/watch?v=CzLEEm5hLik Обращение полицейского класса к участникам ДД
    23. Акция «Письмо водителю» https://vk.com/public204126454?w=wall-204126454_43
    24. Акция «Пятиминутки о ПДД» https://vk.com/public204126454?w=wall-204126454_333
    25. https://vk.com/public204126454?z=video-204126454_456239077%2Fb309d0ee335ef33df1%2Fpl_wall_-204126454
    26. Участие в челлендже «Возьми ребёнка за руку» https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2376%2Fall
    27. Участие в региональном проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ» https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2358%2Fall
    28. Мастер-класс «Фликеры своими руками» (с детьми начальной школы) https://vk.com/schoolfirst?w=wall-9574641_2287%2Fall

Литература

  1. https://dpo-kipr.ru/wp-content/uploads/2022/12/Metodichekie_rekomenndacii_Nastavnichestvo_.pdf