Цель: Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
- Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природном символе России - берёзке.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о стране; познавательную активность.
- Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
- Развивать интерес к творчеству и самовыражению, способность создавать, творить в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. Воспитывать любовь к Родине.
Материал: Географическая карта РФ, мольберт, картинки с изображением планеты Земля, флага, герба, Москвы, наглядно-дидактические пособия (флаги), ствол берёзы из белого ватмана, полоски (завитки) из цветной зеленой бумаги 10 на 8, клей, салфетки, аудиозапись музыки «Солнечный круг», «Паровоз», «Завивайся берёза», «Во поле берёза стояла».
Предварительная работа: Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу.
Беседы о родной стране – России. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, Гимн, их значение для страны.
Чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, берёзке; чтение пословиц и поговорок о Родине; разучивание хороводной песни о берёзке; рассматривание иллюстраций о Москве, лесов, полей, рек, гор, морей нашей Родины.
Ход НОД
Организационный момент
Дети вместе с воспитателем под музыку «Солнечный круг» становятся в полукруг.
Воспитатель: Ребята! Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
Воспитатель: Солнце красное! Здравствуй!
Дети: Здравствуй! Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель: Небо Ясное! Здравствуй!
Дети: Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель: И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети: Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель: Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (где-то бывать, узнавать что-то новое).
Дети: Да.
Воспитатель: А на чем можно путешествовать? (ответы детей - на поезде, на самолете, на автобусе и т.д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся. (Дети садятся на стульчики и имитируют движения поезда). Звучит музыка "Паровоз"
Воспитатель: Мы приехали на первую станцию.
Она называется "Географическая"
Воспитатель: Ребята, кто мне ответит, что это? (показывает изображение планеты Земли) (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. На нашей планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она наша Россия?
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая.
Воспитатель: А мы, живущие в ней люди как называемся?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом -припекать солнышко. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать неделю.
Воспитатель: Россия – это многонациональная страна! Какие национальности в ней проживают?
Дети: Русские, татары, армяне, башкиры, чуваши, чеченцы, якуты.
Стихотворение
(читает ребёнок)
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом снега и вьюга!
Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина?
Дети: Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем; это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, цветы, животные.
Воспитатель: Мы Родиной зовем – всё, что в сердце нашем бережем.
Стихотворение
(читает ребёнок)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: А наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Следующая станция на которую мы прибываем называется "Лесная".
Воспитатель: Россия - самая богатая лесами страна в мире. Лес — это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!
Ребята, а какое дерево считается символом России?
Дети: Берёза.
Воспитатель: Любит наш народ красавицу – березку.
Как же ласково, любя, называют русские люди, это дерево?
Дети: Кудрявая, моложавая, белоствольная, стройная, краса-берёзка, ненаглядная, подруженька, красавица, светлая, чистая.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам изготовить из бумаги макет березы.
Практическая часть
Воспитатель объясняет ход выполнения работы.
Из белого ватмана сделан ствол в виде конуса. Дети намазывают зеленые полоски (уже заранее завитые с одного края) и приклеивают их к верхушке конуса (ствола берёзы). Дети выполняют работу. Звучит музыка русской народной песни «Завивайся, береза!».
По окончании работы водят хоровод «Во поле берёза стояла».
Воспитатель: Мы отправляемся дальше, занимайте места.
Воспитатель: Следующая станция называется "Государственная"
У каждой страны есть самый главный город – это столица.
Ребята, как называется столица России?
Дети: Москва.
Стихотворение
(читает ребёнок)
Москва — это Красная площадь,
Москва — это башни Кремля,
Москва — это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: А почему, вы думаете, что Москва – это главный город страны?
Дети: Там находится правительство и глава государства - президент.
Воспитатель: Как зовут президента?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: У каждой страны есть свои символы.
Назовите государственные символы России.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
Воспитатель: Смотрите! Это наш флаг!
Какого он цвета?
Дети: У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.
Воспитатель: Что означает белый цвет флага? (ответы детей).
Белый цвет - цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).
Воспитатель: А что означает синий цвет? (ответы детей).
Синий цвет, это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).
Воспитатель: А что же тогда означает красный цвет? (ответы детей).
Красный цвет - цвет силы и мужества. (это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине).
Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло).
Задание для детей с использованием наглядно-дидактического пособия
Воспитатель: Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
Стихотворение
(читает ребёнок)
Флаг у нас прекрасный -
Белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
Воспитатель: Герб, это второй символ нашего государства.
Герб России является символом единства народов, живущих в России. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России?
Дети: Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает всадник?
Дети: Воин.
Воспитатель: А змея?
Дети: Зло.
Воспитатель: То есть воин побеждает зло, это победа над злом.
Ребята, посмотрите на орла. Это птица - царь. По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице, запряженной двумя птицами, с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.
Стихотворение
(читает ребёнок)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он России дух свободный!
Воспитатель: А что же такое гимн? (ответы детей).
Воспитатель: Гимн, это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны. Как нужно слушать гимн?
Дети: Стоя.
Воспитатель: Гимн слушают внимательно, не отвлекаясь, стоя, показывая этим своё уважение к стране и её гимну. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы споём гимн нашей страны (1-й куплет и припев).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу и хочется закончить его прекрасными словами:
Берегите Россию,
Без нее нам не жить!
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть,
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- На каких станциях вы побывали? О чем говорили?
- Что вам больше всего понравилось?