Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: читательская грамотность


Введение

В современном мире, когда информация окружает нас со всех сторон, умение читать и понимать тексты стало ключевым навыком. Чтение – это не просто механическое восприятие букв и слов, а сложный процесс осмысления информации, анализа и интерпретации текста. Поэтому формирование читательской грамотности является одной из важнейших задач образовательного процесса. Особенно актуальна эта проблема на уроках русского языка и литературы, так как именно эти предметы предоставляют возможность развивать навыки чтения и понимания текстов различных жанров и стилей.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – это способность находить, понимать, интерпретировать, оценивать и использовать информацию, представленную в письменном виде. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Понимание текста: Умение извлекать основную мысль, определять ключевые идеи и детали, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Анализ текста: Способность анализировать структуру текста, выявлять авторскую позицию, стилистические особенности и средства выразительности.
  • Интерпретация текста: Навык создания собственного мнения относительно прочитанного, формулирование выводов и обобщений.
  • Оценка текста: Умение критически оценивать содержание и форму текста, сравнивать различные точки зрения, аргументированно выражать свою позицию.

Методы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Для успешного развития читательской грамотности необходимо применять комплексный подход, включающий разнообразные методы и приемы работы с текстом. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии проектной деятельности,технологии продуктивного чтения,пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Рассмотрим некоторые из них.

На уроках литературы

1. Анализ текста

На уроках русского языка и литературы важно уделять внимание детальному разбору текстов. Это может включать:

  • Выделение ключевых слов и фраз.
  • Определение темы и основной мысли текста.
  • Установление связей между частями текста.
  • Выявление средств художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, перефраза).

Пример задания: «Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Найдите и проанализируйте примеры использования эпитетов». Или определите по цитате «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…» где родился Онегин.

2. Работа с вопросами к тексту

Вопросы помогают учащимся глубже понять текст и развить аналитические способности. Вопросы могут быть разного уровня сложности:

  • «Толстые и тонкие вопросы». Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов.
  • Фактологические вопросы («Что произошло?», «Кто сделал?»).
  • Интерпретационные вопросы («Почему герой поступил так?», «Какова цель автора?»).
  • Оценочные вопросы («Как вы относитесь к поступку героя?», «Какие чувства вызывает у вас этот текст?»).

Пример задания: «После прочтения рассказа А.П.Чехова "Ионыч" ответьте на вопросы: Как изменились главные герои за время повествования? Какие причины привели к этим изменениям?»

3. Сравнительный анализ текстов

Сравнение двух или более текстов помогает ученикам увидеть различия и сходства, развивает навыки критического мышления и аргументации. Например, сравнение произведений разных авторов на одну тему позволяет выявить индивидуальные подходы писателей к освещению проблемы.

Пример задания: «Сравните стихотворения А.А.Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека" и С.А.Есенина "Не жалею, не зову, не плачу...". Определите общие мотивы и отличия в их творчестве».

4. Творческие задания

Творческая работа с текстом стимулирует развитие воображения и креативного мышления. Примеры таких заданий включают:

  • Составление телеграммы, памятки, инструкции.
  • Стихотворение по алгоритму.
  • Синквейн.
  • Написание продолжения или альтернативной концовки произведения.
  • Создание диалога между персонажами.
  • Сочинения и изложения.
  • Составление диалогов.
  • Составление эссе или рецензии на произведение.

Пример задания: «Представьте, что вы стали одним из персонажей романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Опишите события книги от первого лица».

5. Коллективная работа

Обсуждение текста в группах способствует развитию коммуникативных навыков и умению слушать и уважать мнение других. Обучающиеся учатся аргументировано высказывать свои мысли, выслушивать оппонентов. Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • Все виды пересказа.
  • Все формы учебного диалога.
  • Доклады и сообщения.
  • Ролевые и деловые игры.
  • Обсуждение, дискуссия.

6. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

7. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

  • «Чтение с остановками»,
  • «Чтение с пометками»,
  • «Составление кластера».
  • «Ромашка Блума».

На уроках русского языка

Формы работы (при работе с учебными текстами, правилами) на уроках русского языка:

  • Стоп - машина. Правило читается до понятия. Понятие объясняется, без обращения к тексту (минимальные части).
  • Точки опоры. Находятся и подчёркиваются только те слова, которые являются основой правила (3-4 слова).
  • Правило в рисунке (схеме, кластере). Правило записывается в виде схемы или рисунка.
  • Восстанови текст по точкам опоры или по схеме. Рассуждение на лингвистическую тему по схеме.

Стратегии и формы работы (при работе с заданиями к упражнениям):

  • Нужна помощь. Учащиеся после прочтения задания к упражнению задают вопрос по значению непонятного слова (если таковое имеется).
  • Толкователь. После прочтения своими словами рассказать о задании. «Растолковать» подробный план действий.
  • Спроси меня. Составление вопросов на понимание задания (для работы в парах).

Заключение

Приёмы и стратегии, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности помогает учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях образования. Применение данных методов и приемов на моих уроках способствует успешному прохождению диагностики по функциональной грамотности и сдаче ОГЭ и ЕГЭ.