Введение
В современном мире, когда информация окружает нас со всех сторон, умение читать и понимать тексты стало ключевым навыком. Чтение – это не просто механическое восприятие букв и слов, а сложный процесс осмысления информации, анализа и интерпретации текста. Поэтому формирование читательской грамотности является одной из важнейших задач образовательного процесса. Особенно актуальна эта проблема на уроках русского языка и литературы, так как именно эти предметы предоставляют возможность развивать навыки чтения и понимания текстов различных жанров и стилей.
Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – это способность находить, понимать, интерпретировать, оценивать и использовать информацию, представленную в письменном виде. Она включает в себя следующие компоненты:
- Понимание текста: Умение извлекать основную мысль, определять ключевые идеи и детали, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
- Анализ текста: Способность анализировать структуру текста, выявлять авторскую позицию, стилистические особенности и средства выразительности.
- Интерпретация текста: Навык создания собственного мнения относительно прочитанного, формулирование выводов и обобщений.
- Оценка текста: Умение критически оценивать содержание и форму текста, сравнивать различные точки зрения, аргументированно выражать свою позицию.
Методы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Для успешного развития читательской грамотности необходимо применять комплексный подход, включающий разнообразные методы и приемы работы с текстом. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии проектной деятельности,технологии продуктивного чтения,пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Рассмотрим некоторые из них.
На уроках литературы
1. Анализ текста
На уроках русского языка и литературы важно уделять внимание детальному разбору текстов. Это может включать:
- Выделение ключевых слов и фраз.
- Определение темы и основной мысли текста.
- Установление связей между частями текста.
- Выявление средств художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, перефраза).
Пример задания: «Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Найдите и проанализируйте примеры использования эпитетов». Или определите по цитате «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…» где родился Онегин.
2. Работа с вопросами к тексту
Вопросы помогают учащимся глубже понять текст и развить аналитические способности. Вопросы могут быть разного уровня сложности:
- «Толстые и тонкие вопросы». Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов.
- Фактологические вопросы («Что произошло?», «Кто сделал?»).
- Интерпретационные вопросы («Почему герой поступил так?», «Какова цель автора?»).
- Оценочные вопросы («Как вы относитесь к поступку героя?», «Какие чувства вызывает у вас этот текст?»).
Пример задания: «После прочтения рассказа А.П.Чехова "Ионыч" ответьте на вопросы: Как изменились главные герои за время повествования? Какие причины привели к этим изменениям?»
3. Сравнительный анализ текстов
Сравнение двух или более текстов помогает ученикам увидеть различия и сходства, развивает навыки критического мышления и аргументации. Например, сравнение произведений разных авторов на одну тему позволяет выявить индивидуальные подходы писателей к освещению проблемы.
Пример задания: «Сравните стихотворения А.А.Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека" и С.А.Есенина "Не жалею, не зову, не плачу...". Определите общие мотивы и отличия в их творчестве».
4. Творческие задания
Творческая работа с текстом стимулирует развитие воображения и креативного мышления. Примеры таких заданий включают:
- Составление телеграммы, памятки, инструкции.
- Стихотворение по алгоритму.
- Синквейн.
- Написание продолжения или альтернативной концовки произведения.
- Создание диалога между персонажами.
- Сочинения и изложения.
- Составление диалогов.
- Составление эссе или рецензии на произведение.
Пример задания: «Представьте, что вы стали одним из персонажей романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Опишите события книги от первого лица».
5. Коллективная работа
Обсуждение текста в группах способствует развитию коммуникативных навыков и умению слушать и уважать мнение других. Обучающиеся учатся аргументировано высказывать свои мысли, выслушивать оппонентов. Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- Все виды пересказа.
- Все формы учебного диалога.
- Доклады и сообщения.
- Ролевые и деловые игры.
- Обсуждение, дискуссия.
6. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы
«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
7. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:
- «Чтение с остановками»,
- «Чтение с пометками»,
- «Составление кластера».
- «Ромашка Блума».
На уроках русского языка
Формы работы (при работе с учебными текстами, правилами) на уроках русского языка:
- Стоп - машина. Правило читается до понятия. Понятие объясняется, без обращения к тексту (минимальные части).
- Точки опоры. Находятся и подчёркиваются только те слова, которые являются основой правила (3-4 слова).
- Правило в рисунке (схеме, кластере). Правило записывается в виде схемы или рисунка.
- Восстанови текст по точкам опоры или по схеме. Рассуждение на лингвистическую тему по схеме.
Стратегии и формы работы (при работе с заданиями к упражнениям):
- Нужна помощь. Учащиеся после прочтения задания к упражнению задают вопрос по значению непонятного слова (если таковое имеется).
- Толкователь. После прочтения своими словами рассказать о задании. «Растолковать» подробный план действий.
- Спроси меня. Составление вопросов на понимание задания (для работы в парах).
Заключение
Приёмы и стратегии, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций.
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности помогает учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях образования. Применение данных методов и приемов на моих уроках способствует успешному прохождению диагностики по функциональной грамотности и сдаче ОГЭ и ЕГЭ.