Цель: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Программные задачи:
- Учить импровизировать под музыку, выразительно действовать с предметами (снежинки), самостоятельно подбирая движения, отражающие музыкальный образ; выражать свои впечатления от музыки в ритмопластике; способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений. (Танцевальная импровизация «Снежинки»)
- Развивать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки, сочиняя мелодии в определенном настроении, используя предлагаемый текст. (Песенная импровизация «Снежок»)
- Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, исполняя попевку на одном звуке и с поступенным движением вверх. (Попевка «Снегири»)
- Продолжать формировать певческие навыки: чистоту интонирования, точное воспроизведение ритма мелодии, правильное дыхание, дикцию. (Песня «Снегири»)
- Закреплять практические навыки выразительного исполнения знакомых песен, развивать интерес к певческой деятельности, вызывать эстетические эмоции, соответствующие настроению песни. (Песня «Зимняя песенка»).
- Продолжать учить, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов, соответствующих характеру музыки; содействовать проявлению активности и самостоятельности. (Музыкально-игровая импровизация «Зимние забавы»)
- Закреплять умение с помощью простых пантомимических движений передавать простой сюжет игровой песенки; точно интонировать мелодию; развивать выдержку, ловкость. (Музыкальная игра «Снежок»)
- Познакомить детей с новым произведением П.И.Чайковского. Дать детям представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, переживания, настроения человека; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. (Пьеса П.И.Чайковского «У камелька»)
- Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в искусстве и в жизни; раскрывать выразительность и красоту художественного слова и музыки.
- Развивать образную речь, творческое мышление и воображение.
Атрибуты: снежинки по количеству детей; корзиночка; магнитная доска; дидактическое пособие «Снегири»; портрет П.И.Чайковского, столик, кресло, камин, свеча, снежинки в подарок детям.
Музыкальный материал: «Лунный свет» муз. К.Дебюсси; «Снежинки» муз. А.Стоянов; р.н.п. «Снегири»; песня «Снегири» муз. Т.А.Эльпорт; песня «Зимняя песенка» муз. М.Красева сл. С.Вышеславцевой; «Саночки» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгингой; игра «Снежок» сл. и муз. Н.Вересокиной; «У камелька» муз. П.И.Чайковского.
Дополнительный материал: Стихи Т.З.Прописновой; М.В.Сидоровой; Е.Е.Клиндуховой.
Ход НОД
Под музыку «Лунный свет» муз. К.Дебюсси (совсем тихо) дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
М.Р.: Посмотрите, ребята, какой сегодня замечательный зимний денёк!
А как часто называют нашу зиму?
Ответы детей. (красавица, морозная, белоснежная, русская, сказочная, волшебная).
М.Р.:
Полюбуйтесь и прислушайтесь!
Какая стоит тишина.
Лишь снег под ногами хрустит.
Сквозь ветви елей луна
Таинственно в небе блестит.
В сиянии лунном горят
Снежинки, слетаются в круг.
Сверкает богатством наряд,
И все замирает вокруг.
(Т.З.Прописнова)
Посмотрите, у меня в руках снежинки! Так и кажется, что они только что спустились с неба! Какие они?
Ответы детей. (легкие, пушистые, блестящие, резные, серебренные)
М.Р.: А как вы думаете, как двигаются снежинки?
Какие должны быть движения?
Ответы детей: (Плавные, легкие, кружащиеся, воздушные).
М.Р.: Снежинки легко, не слышно летят, тихо опускаются на землю, снова взлетают, подхваченные порывами ветра, кружатся в воздухе, танцуют.
А представьте себе, что вы снежинки! Легкие, серебристые, вот как эти! А поможет нам в этом превращении музыка!
Вам она уже знакома, она так и называется «Снежинки» муз.
(Муз.рук. и воспитатель раздают детям плоскостные снежинки)
Сыплет, сыплет белым снегом
Наша русская зима
И летят снежинки с неба
На дорожки, на дома.
(М.В.Сидорова)
Танцевальная импровизация «Снежинки» муз. А.Стоянова
М.Р.:
Каждый лучик снежинок отточен,
Так прекрасны они и нежны!
Так красивы, что хочется очень
Мне снежинки собрать, как цветы.
(М.В.Сидорова)
Замечательно двигались ребята. Красивые, разнообразные и музыкальные снежинки у вас получились!
А кто из вас мне песенку придумает про снежок?
Какая должна быть музыка у такой песенки?
Ответы детей. (такая же легкая, светлая, кружащаяся, быстрая)
М.Р. Раз песенка, то к ней нужны слова. Вот поэт Евгения Макшанцева написала такие слова:
«Вот снежок летит, летит
И на солнышке блестит».
Ну, композиторы, вы готовы?
Песенная импровизация «Снежок». Дети выполняют задание.
М.Р.: А теперь давайте присядем, отдохнем немножко и посмотрим, какие замечательные птички к нам сегодня прилетели.
Собирают снежинки.
Дети садятся на стульчики перед инструментом.
М.Р.: Ребята, что это за птички? Расскажите о них.
Ответы детей. (Это снегири. Зимой они подлетают поближе к человеческому жилью, чтобы полакомиться в парках и аллеях ягодами рябины и калины.)
Попевка «Снегири». Распевание и работа над интонацией.
М.Р.: Посмотрите, сколько ягод на дорожке.
Споем на одном звуке:
Тили-ли, тили-ли, прилетели снегири.
Дети поют попевку все вместе и по одному.
М.Р.: Ой, все ягоды на дорожке склевали, надо им взлететь на дерево. Давайте им поможем. Споем вторую часть этой попевочки с поступенным движением мелодии вверх.
Дети поют попевку с поступенным движением мелодии вверх.
(Снегири «перелетают» на ветку дерева. И так, пока снегири не окажутся на самом верху.)
М.Р.: Какие снегири птички?
Ответы детей. (веселые, красивые, радостные, шустрые)
М.Р.: Вот бы про них свою мелодию придумать на текст этой попевки. Ну, кто хочет?
Песенная импровизация «Снегири».
М.Р. Молодцы! А вот Татьяна Алексеевна Эльпорт сочинила свою песенку про снегирей, и мы с вами уже разучили один куплет про этих забавных птичек. Давайте споём.
Песня «Снегири» сл. и муз. Т.А.Эльпорт.
Дети исполняют первый куплет и припев.
Далее разучивание второго куплета.
- музыкальный руководитель поёт второй куплет;
- разобрать текст второго куплета;
- поёт муз. руководитель, вместе с детьми, подыгрывая мелодию;
- поют дети вместе с музыкальным руководителем, под аккомпанемент;
- поют всю песню.
М.Р.: Вот, снегири, оказывается, дружат с волшебницей зимой. Никуда не улетают. А мы с вами, за что любим зиму? Чем нас зима радует?
Ответы детей: (можно лепить из снега крепость, снежную бабу, играть в снежки, кататься на лыжах, на коньках, на санках).
М.Р.: Да, это действительно замечательно. Давайте об этом споём.
Будем петь весело, радостно, слушать друг друга, протягивать окончания.
Песня «Зимняя песенка» муз. М.Красева. Сл. С.Вышеславцевой.
Дети поют песню стоя у стульчиков.
М.Р.: А не пора ли и нам на улицу, погулять? Покататься на санках, на лыжах, на коньках. Выходите на середину зала и давайте себе представим, что мы во дворе на зимней прогулке. Кто на саночках катается, кто на лыжах, кто на коньках. И нам нужна для этого музыка! А какая она должна быть?
Ответы детей: (веселая, быстрая, задорная, шутливая, яркая)
М.Р.: Подумайте, какие движения вам для этого подойдут. И старайтесь, чтобы они попадали в такт музыке, соответствовали её характеру, тем более она вам уже знакома. Мы слушали ее раньше. И называется она «Саночки».
Музыкально-игровая импровизация «Зимние забавы». («Саночки» муз. А.Филиппенко)
М.Р.: Да, весело было играть во дворе. (Дать оценку самостоятельным действиям детей).
А еще очень весело играть в снежки. Вот у меня какой снежок получился!
Вставайте в круг, давайте с ним поиграем!
Музыкальная игра «Снежок» сл. и муз. Н.Вересокиной
М.Р.:
Падают снежинки тихо, не спеша.
Зимушка-красавица, как ты хороша!
(М.В.Сидорова)Под вечер звездочки зажгла
В морозном небе над посёлком,
Огонь в каминах развела
По горницам и по светелкам.
(Е.Е.Клиндухова)
Посмотрите, ребята, и у нас в камине загорелся огонь.
Послушаем музыку.
Дети садятся у камина на пол.
М.Р.: Пьеса, которую мы будем слушать, называется «Январь» — это одна из пьес музыкального альбома П.И.Чайковского, «Времена года». В этом альбоме — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году.
Чайковский дал «Январю» ещё одно название — «У камелька», т.е. у камина.
«Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, горящий в камине или в печке, слышишь треск поленьев и чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате...
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Я очень прошу вас послушать внимательно эту музыку. Интересно, какие мысли навеет вам пьеса «У камелька». Сегодня мы послушаем только фрагмент этого произведения.
Дети слушают музыку и высказываются по её содержанию.
М.Р.: Ну, что ж, пришла пора прощаться. Вот уж и огонь в нашем камине потух. Сегодня мы радовались и удивлялись самому сказочному и волшебному времени года – красавице зиме. И помогала нам в этом музыка. И хотя зима ещё сильна, весна уже не за горами. И мне хочется вам на память о сегодняшнем зимнем занятии подарить снежинку, которая не растает, а будет напоминать вам о волшебнице зиме.
Дети подходят к мольберту, снимают себе снежинку. Прощаются с гостями и уходят. Фоном тихо звучит пьеса «У камелька».