Музыкальная гостиная "День одного композитора, посвященный творчеству М.И.Глинки"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, М.И.Глинка


Цель: вовлечение семей в образовательную деятельность по приобщению детей к музыкальной культуре посредством реализации совместного образовательного проекта «Наша музыкальная семья».

Задачи:

  • расширять знания детей о композиторе М.И.Глинке, его биографии и наиболее значительных произведениях;
  • продолжать знакомить детей с классической музыкой, с разными жанрами и формами музыки (при участии родителей);
  • продолжать учить играть на металлофоне, диатонических колокольчиках; исполнять музыкальное произведение в оркестре;
  • способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
  • обогащать образное восприятие музыки с помощью мультипликационной и театральной визуализации;
  • развивать музыкальные способности детей, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • способствовать развитию конструктивного взаимодействия детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

Предварительная подготовка:

  • слушание с детьми произведений М.И.Глинки: «Детская полька», «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская»;
  • разучивание музыкальной подвижной игры «Зоркие глаза» («Галоп» муз. М.И.Глинки);
  • обучение игре на детских музыкальных инструментах (металлофоны и музыкальные диатонические колокольчики) «Полька» муз. М.И.Глинки.

Оборудование: проектор, фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный комплекс (стационарный экран + подвесной проектор); детские музыкальные инструменты (металлофоны, диатонические колокольчики), ленты на кольцах (по одной на пару детей).

Ход деятельности

Дети входят в зал под музыку М.И.Глинки «Полонез».

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на портрет М.И.Глинки, находящийся на боковой стене зала.

- Скажите, ребята, чей портрет украшает нашу гостиную? (Ответы детей.)

- Да с музыкой М.И.Глинки, мы с вами уже знакомы. И сегодня в нашей гостиной будет звучать музыка этого великого русского композитора. А помогать нам будут ваши родители: Габбасовы Юлия Сергеевна и Артем Разикович, и Зимины Никита Михайлович и Валентина Юрьевна.

1. «Камаринская»

Маленький Миша Глинка воспитывался у бабушки, в небольшом поместье, недалеко от Смоленска. На зеленой лужайке перед домом под веселые наигрыши балалайки часто пели и плясали крестьяне.

- Ребята, а как вы думаете, что такое народная песня? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, зачем человеку нужна песня? (Ответы детей.)

С детства Михаил Иванович полюбил русскую народную песню, которая стала основой его прекрасной музыки.

- Какое его музыкальное произведение, уже знакомое нам, основано на двух русских народных песенных мелодиях? (Ответы детей.)

- Совершенно верно. Это «Камаринская». Сколько в этом музыкальном произведений частей?

- Как вы думаете, о чем рассказывает музыка в первой части? А во второй? (Ответы детей.)

Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм-фантазию, в котором звучит эта музыка. Он так и называется «Камаринская».

Просмотр фрагмента мультфильма «Камаринская» (студия «Союзмультфильм», режиссёр - Инесса Ковалевская).

(СЛАЙД)

Как вы считаете, подходит ли содержание этого мультфильма к музыкальному произведению Глинки «Камаринская»? (Ответы детей.)

2. «Жаворонок»

За свою творческую жизнь Глинка создал множество замечательных музыкальных произведений, посвященных русской природе.

Сегодня мы познакомимся с романсом М.И.Глинки, который называется «Жаворонок». Но для начала скажите мне, пожалуйста, жаворонок, это кто? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята! Эта птица. Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный. (СЛАЙД) Очень красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы старались изобразить радостную песню жаворонка в своих музыкальных произведениях.

- Давайте послушаем мелодию романса «Жаворонок» в исполнении удивительного музыкального инструмента – саксофона. А играть на нем будет Мишин папа – Никита Михайлович, аккомпанировать на фортепьяно будет Валентина Юрьевна, Мишина мама.

Слушание романса «Жаворонок» (муз. М.И.Глинки, сл. Н.В.Кукольника)

- Ребята, скажите, какой был характер музыки? (Ответы детей.)

- И правда, ребята. Мелодия этого романса задумчивая, плавная, окрашенная светлой грустью.

Но мы знаем, что романс, это лирическая песня. И, как в любой песне, в нем должны быть слова. Сейчас мы познакомимся со словами этого романса в исполнении Катиной мамы Юлии Сергеевны, а аккомпанировать на фортепьяно будет Артем Разикович, Катин папа. Обратите внимание на вступление и музыкальные проигрыши.

Исполнение романса.

- О чём поётся в этом романсе? (Ответы детей.)

- Конечно, слова помогают нам понять, о чем говорит музыка. А что напоминает вам вступление и музыкальные проигрыши? (Ответы детей.)

3. «Галоп»

М.И.Глинка написал много симфонической и инструментальной музыки.

Знакома ли вам эта музыка? (Ответы детей.)

Звучит «Галоп» муз. М.И.Глинки (отрывок)

Под эту музыку мы играем в игру «Зоркие глаза».

- Сколько частей в этом произведении?

- Какой характер каждой? (Ответы детей.)

- Давайте поиграем в эту игру, используя танцевальные движения, передающие веселый и задорный характер этого произведения.

Игра «Зоркие глаза» муз. М.И.Глинки.

4. «Полька»

- Я предлагаю вам послушать фрагмент ещё одного произведения М.И.Глинки. Думаю, вы мне его сразу назовете.

Звучит «Полька» муз. М.И.Глинки (отрывок) ф-но.

(Ответы детей.)

- Совершенно верно, это муз. произведение называется «Полька».

- Какие музыкальные инструменты помогут нам украсить это музыкальное произведение? (Ответы детей.)

- Давайте порадуем их звучанием наших гостей.

Игра на детских музыкальных инструментах.

5. «Марш Черномора»

А сейчас мы отправимся в чудесный мир сказки.

И помогут нам в этом стихи поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Ребенок читает фрагмент из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
…Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

- Кто написал эти строчки, ребята? (Ответы детей.)

- А почему сегодня, говоря о музыке М.И.Глинки, мы вспоминаем стихи А.С.Пушкина? (Ответы детей.)

- Да, верно. Глинка и Пушкин дружили. М.И.Глинка написал на сюжет поэмы А.С.Пушкина оперу «Руслан и Людмила».

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Одним из ярких, запоминающихся моментов оперы, является «Марш Черномора». Предлагаю послушать и посмотреть фрагмент этого марша в исполнении артистов Большого театра.

Просмотр видеоролика постановки оперы «Руслан и Людмила» на сцене Большого театра. (фрагмент) (СЛАЙД)

В «Марше Черномора» несколько тем.

- Какие? (Ответы детей.)

6. Хор «Славься»

И еще об одном музыкальном произведении М.И.Глинки, мне бы хотелось вам немного рассказать. Эта опера «Иван Сусанин».

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время. (СЛАЙД)

В этой опере есть   сцены, связанные с образом главного героя Ивана Сусанина и его детей.

А самый, пожалуй, известный хор «Славься». До сих пор мы можем слышать его на мероприятиях, связанных с государственными праздниками. Это очень величественное и патриотическое произведение, где с гордостью говорится о великом русском народе.

(СЛАЙД)

А прозвучит хор «Славься» в исполнении симфонического оркестра, и мы попросим наших гостей нам помочь. Ну и вы, ребята, кто знает, подпевайте.

Дети слушают хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

(СЛАЙД)

Ребята, творчество великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки настолько значительно, что о его произведениях можно рассказывать очень долго.

Поэтому давайте скажем музыке Глинки «до свидания», а это значит – до новых встреч! И поблагодарим наших артистов аплодисментами!

Дети уходят из зала под музыку «Вальса» М.И.Глинки.