Цель: вовлечение семей в образовательную деятельность по приобщению детей к музыкальной культуре посредством реализации совместного образовательного проекта «Наша музыкальная семья».
Задачи:
- расширять знания детей о композиторе М.И.Глинке, его биографии и наиболее значительных произведениях;
- продолжать знакомить детей с классической музыкой, с разными жанрами и формами музыки (при участии родителей);
- продолжать учить играть на металлофоне, диатонических колокольчиках; исполнять музыкальное произведение в оркестре;
- способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- обогащать образное восприятие музыки с помощью мультипликационной и театральной визуализации;
- развивать музыкальные способности детей, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
- способствовать развитию конструктивного взаимодействия детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.
Предварительная подготовка:
- слушание с детьми произведений М.И.Глинки: «Детская полька», «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская»;
- разучивание музыкальной подвижной игры «Зоркие глаза» («Галоп» муз. М.И.Глинки);
- обучение игре на детских музыкальных инструментах (металлофоны и музыкальные диатонические колокольчики) «Полька» муз. М.И.Глинки.
Оборудование: проектор, фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный комплекс (стационарный экран + подвесной проектор); детские музыкальные инструменты (металлофоны, диатонические колокольчики), ленты на кольцах (по одной на пару детей).
Ход деятельности
Дети входят в зал под музыку М.И.Глинки «Полонез».
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на портрет М.И.Глинки, находящийся на боковой стене зала.
- Скажите, ребята, чей портрет украшает нашу гостиную? (Ответы детей.)
- Да с музыкой М.И.Глинки, мы с вами уже знакомы. И сегодня в нашей гостиной будет звучать музыка этого великого русского композитора. А помогать нам будут ваши родители: Габбасовы Юлия Сергеевна и Артем Разикович, и Зимины Никита Михайлович и Валентина Юрьевна.
1. «Камаринская»
Маленький Миша Глинка воспитывался у бабушки, в небольшом поместье, недалеко от Смоленска. На зеленой лужайке перед домом под веселые наигрыши балалайки часто пели и плясали крестьяне.
- Ребята, а как вы думаете, что такое народная песня? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, зачем человеку нужна песня? (Ответы детей.)
С детства Михаил Иванович полюбил русскую народную песню, которая стала основой его прекрасной музыки.
- Какое его музыкальное произведение, уже знакомое нам, основано на двух русских народных песенных мелодиях? (Ответы детей.)
- Совершенно верно. Это «Камаринская». Сколько в этом музыкальном произведений частей?
- Как вы думаете, о чем рассказывает музыка в первой части? А во второй? (Ответы детей.)
Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм-фантазию, в котором звучит эта музыка. Он так и называется «Камаринская».
Просмотр фрагмента мультфильма «Камаринская» (студия «Союзмультфильм», режиссёр - Инесса Ковалевская).
(СЛАЙД)
Как вы считаете, подходит ли содержание этого мультфильма к музыкальному произведению Глинки «Камаринская»? (Ответы детей.)
2. «Жаворонок»
За свою творческую жизнь Глинка создал множество замечательных музыкальных произведений, посвященных русской природе.
Сегодня мы познакомимся с романсом М.И.Глинки, который называется «Жаворонок». Но для начала скажите мне, пожалуйста, жаворонок, это кто? (Ответы детей.)
- Правильно, ребята! Эта птица. Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный. (СЛАЙД) Очень красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы старались изобразить радостную песню жаворонка в своих музыкальных произведениях.
- Давайте послушаем мелодию романса «Жаворонок» в исполнении удивительного музыкального инструмента – саксофона. А играть на нем будет Мишин папа – Никита Михайлович, аккомпанировать на фортепьяно будет Валентина Юрьевна, Мишина мама.
Слушание романса «Жаворонок» (муз. М.И.Глинки, сл. Н.В.Кукольника)
- Ребята, скажите, какой был характер музыки? (Ответы детей.)
- И правда, ребята. Мелодия этого романса задумчивая, плавная, окрашенная светлой грустью.
Но мы знаем, что романс, это лирическая песня. И, как в любой песне, в нем должны быть слова. Сейчас мы познакомимся со словами этого романса в исполнении Катиной мамы Юлии Сергеевны, а аккомпанировать на фортепьяно будет Артем Разикович, Катин папа. Обратите внимание на вступление и музыкальные проигрыши.
Исполнение романса.
- О чём поётся в этом романсе? (Ответы детей.)
- Конечно, слова помогают нам понять, о чем говорит музыка. А что напоминает вам вступление и музыкальные проигрыши? (Ответы детей.)
3. «Галоп»
М.И.Глинка написал много симфонической и инструментальной музыки.
Знакома ли вам эта музыка? (Ответы детей.)
Звучит «Галоп» муз. М.И.Глинки (отрывок)
Под эту музыку мы играем в игру «Зоркие глаза».
- Сколько частей в этом произведении?
- Какой характер каждой? (Ответы детей.)
- Давайте поиграем в эту игру, используя танцевальные движения, передающие веселый и задорный характер этого произведения.
Игра «Зоркие глаза» муз. М.И.Глинки.
4. «Полька»
- Я предлагаю вам послушать фрагмент ещё одного произведения М.И.Глинки. Думаю, вы мне его сразу назовете.
Звучит «Полька» муз. М.И.Глинки (отрывок) ф-но.
(Ответы детей.)
- Совершенно верно, это муз. произведение называется «Полька».
- Какие музыкальные инструменты помогут нам украсить это музыкальное произведение? (Ответы детей.)
- Давайте порадуем их звучанием наших гостей.
Игра на детских музыкальных инструментах.
5. «Марш Черномора»
А сейчас мы отправимся в чудесный мир сказки.
И помогут нам в этом стихи поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ребенок читает фрагмент из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
…Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
- Кто написал эти строчки, ребята? (Ответы детей.)
- А почему сегодня, говоря о музыке М.И.Глинки, мы вспоминаем стихи А.С.Пушкина? (Ответы детей.)
- Да, верно. Глинка и Пушкин дружили. М.И.Глинка написал на сюжет поэмы А.С.Пушкина оперу «Руслан и Людмила».
Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Одним из ярких, запоминающихся моментов оперы, является «Марш Черномора». Предлагаю послушать и посмотреть фрагмент этого марша в исполнении артистов Большого театра.
Просмотр видеоролика постановки оперы «Руслан и Людмила» на сцене Большого театра. (фрагмент) (СЛАЙД)
В «Марше Черномора» несколько тем.
- Какие? (Ответы детей.)
6. Хор «Славься»
И еще об одном музыкальном произведении М.И.Глинки, мне бы хотелось вам немного рассказать. Эта опера «Иван Сусанин».
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время. (СЛАЙД)
В этой опере есть сцены, связанные с образом главного героя Ивана Сусанина и его детей.
А самый, пожалуй, известный хор «Славься». До сих пор мы можем слышать его на мероприятиях, связанных с государственными праздниками. Это очень величественное и патриотическое произведение, где с гордостью говорится о великом русском народе.
(СЛАЙД)
А прозвучит хор «Славься» в исполнении симфонического оркестра, и мы попросим наших гостей нам помочь. Ну и вы, ребята, кто знает, подпевайте.
Дети слушают хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
(СЛАЙД)
Ребята, творчество великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки настолько значительно, что о его произведениях можно рассказывать очень долго.
Поэтому давайте скажем музыке Глинки «до свидания», а это значит – до новых встреч! И поблагодарим наших артистов аплодисментами!
Дети уходят из зала под музыку «Вальса» М.И.Глинки.