Конспект открытого занятия педагога-психолога «Сказочное путешествие» (на основе сказки «Вовка в тридевятом царстве») для детей 5–6 лет с ТНР

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: формирование дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.

Задачи:

  • развитие коммутативных и социальных компетенций;
  • развитие внимания (зрительного, слухового), мышления, пространственно-временных представлений;
  • развитие компетенций познавательной сферы;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, музыкальное сопровождение; тактильные мешочки (по количеству детей); мягкие блоки большие (4 красных, 2 синих, 2 зеленых); 4 разноцветные тарелочки; соответствующие им по цвету бумажные фигурки рыбок (плоскостные), размером 3*5см; одноразовые трубочки (соломки); кубики-пазлы (4 шт.).

Предварительная работа: просмотр с детьми советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»; прочтение русско-народных сказок.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под фольклорную музыку, садятся на стульчики.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня я повстречала мальчика Вову, он отправился в сказку, так как считает, что именно в сказках всё можно получить просто так, но он не знает, что в книге его ждёт много испытаний.

Одного его отпускать нельзя, отправимся с ним, поможем ему пройти все испытания?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Вставайте ребята, отправимся все вместе, нас ждёт «сказочное» путешествие. Заходим в сказочный лес, и тут нас ждёт первое испытание.

Берите мешочки, кладите их на голову, слушаем внимательно слова песенки.

(Педагог-психолог раздаёт тактильные мешочки, дети кладут их на голову, двигаются под музыку и выполняют движения разного уровня сложности: шагать, перепрыгивать, ловить мешочек с головы).

Игра 1 (коммуникативная)

Педагог-психолог: Идём по лесу, не спеша, вдруг видим лужу, как мы ее перейдем?! Перешагнем? Да. Поднимаем колени высоко и идём дальше (проходим круг). А следом у нас на пути река. Как же нам ее пройдем?! Переплывем? Да (имитируем движение руками при плавании, проходим круг). А вот на пути у нас яма, как нам ее пройти? Перепрыгнем? Да.

Педагог-психолог: Молодцы, ребята, а вот и первая встреча Вовки. Угадайте, кого он повстречал?

(на слайде часть фрагмент изображения, например корона царя, дети по фрагменту угадывают кого встретил Вовка)

Дети: Царя!

Педагог-психолог: Верно! Это царь. В каких сказках встречается царь?

Дети: Сказка о золотом петушке, Сказка о царе Салтане, Сказка про славного царя Гороха, Конёк-горбунок, Иван царевич и серый волк.

Педагог-психолог: Верно, в этих сказках был царь, давайте посмотрим, какого царя встретил Вовка и что было дальше?

(на слайде фрагмент мультфильма, встречи царя и Вовки)

- Ребята, скажите, что Вовка сделал не так, что нужно сделать при встрече со взрослым человеком?

Дети: Поздороваться, сказать «Здравствуйте»!

Педагог-психолог: Верно, культурные дети обязательно поприветствуют взрослого человека, это правильно. А еще правильно будет предложить свою помощь пожилому человеку, например, Вовка мог помочь царю покрасить забор. Давайте это сделаем мы, покажем пример, как нужно делать.

Игра 2 «Продолжи ряд»

Педагог-психолог выбирает 2х детей, перед ним располагаются в ряд блоки большого конструктора (цвета чередуются). Педагог обращает внимание ребенка на чередование цвета, просит ребенка назвать вслух цвета (красный, красный, зеленый, синий). Затем педагог проговаривает задание: «Твоя задачи построить забор, продолжая ряд, соблюдая чередование цвета»). Ребенок начинает выстраивать «заборчик».

Педагог-психолог: Молодец, заборчик готов. Садись на свой стул.

Тем временем, Вовка отправился дальше и повстречал следующего героя. Давайте посмотрим и угадаем, кого он встретил.

(на слайде часть изображения, дети по фрагменту угадывают, кого встретил Вовка)

Дети: Золотая рыбка

Педагог-психолог: Верно, в какой сказке можно встретить золотую рыбку!

Дети: Сказка о золотой рыбке.

Педагог-психолог: Да, это любимая многими сказка. Давайте посмотрим, как прошла встреча Вовки и золотой рыбки.

(фрагмент из мультфильма)

Ребята, скажите, правильно ли поступил Вовка? Что он сделал не так?

Дети: Он был не вежлив, не поздоровался, и просил ничего не сделав при этом.

Педагог-психолог: Конечно, он был груб, вёл себя некультурно. И действительно ничего не сделал, а желания загадывал. В таких случаях говорят: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда. Что означает эта поговорка?

Дети: Чтобы что-то получить, нужно потрудиться

Педагог-психолог: Вы абсолютно правы, просто так ничего не даётся, чтобы чего-то достигать обязательно нужно постараться, приложить усилия, и эти усилия обязательно вознаградятся.

Давайте мы поможем не только словом, но и делом.

Игра 3 «Рыбалка» (дыхательная гимнастика)

Педагог выбирает 4 ребенка, ставит стол, на нем разложены разноцветные рыбки, соответствующие им по цвету 4 тарелочки и одноразовые трубочки.

Педагог-психолог: Ваша задача, поймать всех рыбок и перенести их в тарелочки соответствующего цвета, используя трубочки. Красные рыбки в красную тарелочку, желтые в желтые и т.д. Полина собирает только желтых рыбок, Леша только зеленых и т.д.

(проходит игра)

Молодцы ребята, справились, хорошо потрудились, садитесь на свои стульчики.

А Вовка уже попал на страницы новой сказки и встретил следующих сказочных героев. На этот раз это были двое из ларца одинаковых с лица. Эти ребята всё делают не так, всё наоборот. Они нарисовали картину, но многое перепутали, посмотрите на картинку, что на ней не так изображено?

Игра 4 «Небылицы»

На слайде изображена картина нелепица. Дети смотрят, что не так и отвечают.

Педагог-психолог: Молодцы, вы очень внимательные, нашли все детали.

А Вовка уже встретил нового сказочного героя и это…

(на слайде часть изображения, дети по фрагменту угадывают кого встретил Вовка)

Дети: Печка.

Педагог-психолог: Верно, в какой сказке встречается печка?

Дети: Гуси-лебеди.

Педагог-психолог: Да, точно, в это сказке есть печка, она помогла Аленушке и ее братцу спрятаться.

Педагог-психолог: Наша печка загадала Вовке загадки, поможем ему отгадать их?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Отлично, но сделаем это необычно. Я раздам вам кубики, под музыку вы будете передавать их по кругу, как только музыка закончится, передача кубиков останавливается и кубики остаются в руках тех, на ком музыка остановилась. Я прочитаю вам загадки, а отгадка изображена на кубиках, те, у кого кубики в руках встают в центр круга и собирают из кубиков ответ-картинку.

Дети встают в круг, им раздаются 4 кубика (13*13 см), под музыку кубики передаются по кругу, когда начинаются загадки, передача кубиков останавливается и кубики держат те, на ком остановилась музыка. Как только загадка прозвучала, дети у которых в руках кубики идут в центр круга и собирают из кубиков картинку-отгадку.

Игра 6 «Кубик-загадки»

Загадка 1:

Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака
Жучка Деду с бабой помогаем
Корнеплоды собираем
(Репка)

Загадка 2:

Жили братья толстячки
Все три носа-пятачки
Старший братец-всех умней,
Дом построил из камней
Отвечайте-ка ребята,
Кто те братья?
(Поросята)

Загадка 3:

Он не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила он служил
Мех на нем-то, как рубашка
Имя зверя-…
(Чебурашка)

Загадка 4:

Сейчас потолкуем о книжке одной,
Тут синее море, тут берег крутой.
Старик вышел к морю и невод забросил.
Кого он поймает, и что он попросит?
(Золотая рыбка)

Загадка 5:

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс.
Кто садится на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?
(Медведь)

Загадка 6:

У Аленушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)

Рефлексия

Педагог-психолог: Молодцы, ребята, справились и с этим испытанием. Наше сказочное путешествие подошло к концу, мы вернулись в детский сад. Сегодня мы с вами узнали какими нужно быть, чего не стоит делать. Посмотрите на экран, скажите какой это поступок, что означает эта картинка.

(на слайде картинки с плохими и хорошими поступками, дети называют поступок «помогать взрослым», «быть вежливым» и т.д. и говорят какой это поступок, хороший или плохой)

Дети: Нужно быть вежливым, здороваться.

Педагог-психолог: Верно! Хорошо это или плохо?

Дети: Хорошо!

(так смотрим 4-5 картинок на слайде)

Педагог-психолог: Мальчик Вова, путешествуя по сказкам, многое узнал, например, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, что нужно быть культурным, вежливым, уважать старших и помогать пожилым людям. А мы с вами ему в этом помогли и сделали это дружно, как самая настоящая команда.