Цель: формирование дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.
Задачи:
- развитие коммутативных и социальных компетенций;
- развитие внимания (зрительного, слухового), мышления, пространственно-временных представлений;
- развитие компетенций познавательной сферы;
Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, музыкальное сопровождение; тактильные мешочки (по количеству детей); мягкие блоки большие (4 красных, 2 синих, 2 зеленых); 4 разноцветные тарелочки; соответствующие им по цвету бумажные фигурки рыбок (плоскостные), размером 3*5см; одноразовые трубочки (соломки); кубики-пазлы (4 шт.).
Предварительная работа: просмотр с детьми советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»; прочтение русско-народных сказок.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал под фольклорную музыку, садятся на стульчики.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня я повстречала мальчика Вову, он отправился в сказку, так как считает, что именно в сказках всё можно получить просто так, но он не знает, что в книге его ждёт много испытаний.
Одного его отпускать нельзя, отправимся с ним, поможем ему пройти все испытания?
Дети: Да!
Педагог-психолог: Вставайте ребята, отправимся все вместе, нас ждёт «сказочное» путешествие. Заходим в сказочный лес, и тут нас ждёт первое испытание.
Берите мешочки, кладите их на голову, слушаем внимательно слова песенки.
(Педагог-психолог раздаёт тактильные мешочки, дети кладут их на голову, двигаются под музыку и выполняют движения разного уровня сложности: шагать, перепрыгивать, ловить мешочек с головы).
Игра 1 (коммуникативная)
Педагог-психолог: Идём по лесу, не спеша, вдруг видим лужу, как мы ее перейдем?! Перешагнем? Да. Поднимаем колени высоко и идём дальше (проходим круг). А следом у нас на пути река. Как же нам ее пройдем?! Переплывем? Да (имитируем движение руками при плавании, проходим круг). А вот на пути у нас яма, как нам ее пройти? Перепрыгнем? Да.
Педагог-психолог: Молодцы, ребята, а вот и первая встреча Вовки. Угадайте, кого он повстречал?
(на слайде часть фрагмент изображения, например корона царя, дети по фрагменту угадывают кого встретил Вовка)
Дети: Царя!
Педагог-психолог: Верно! Это царь. В каких сказках встречается царь?
Дети: Сказка о золотом петушке, Сказка о царе Салтане, Сказка про славного царя Гороха, Конёк-горбунок, Иван царевич и серый волк.
Педагог-психолог: Верно, в этих сказках был царь, давайте посмотрим, какого царя встретил Вовка и что было дальше?
(на слайде фрагмент мультфильма, встречи царя и Вовки)
- Ребята, скажите, что Вовка сделал не так, что нужно сделать при встрече со взрослым человеком?
Дети: Поздороваться, сказать «Здравствуйте»!
Педагог-психолог: Верно, культурные дети обязательно поприветствуют взрослого человека, это правильно. А еще правильно будет предложить свою помощь пожилому человеку, например, Вовка мог помочь царю покрасить забор. Давайте это сделаем мы, покажем пример, как нужно делать.
Игра 2 «Продолжи ряд»
Педагог-психолог выбирает 2х детей, перед ним располагаются в ряд блоки большого конструктора (цвета чередуются). Педагог обращает внимание ребенка на чередование цвета, просит ребенка назвать вслух цвета (красный, красный, зеленый, синий). Затем педагог проговаривает задание: «Твоя задачи построить забор, продолжая ряд, соблюдая чередование цвета»). Ребенок начинает выстраивать «заборчик».
Педагог-психолог: Молодец, заборчик готов. Садись на свой стул.
Тем временем, Вовка отправился дальше и повстречал следующего героя. Давайте посмотрим и угадаем, кого он встретил.
(на слайде часть изображения, дети по фрагменту угадывают, кого встретил Вовка)
Дети: Золотая рыбка
Педагог-психолог: Верно, в какой сказке можно встретить золотую рыбку!
Дети: Сказка о золотой рыбке.
Педагог-психолог: Да, это любимая многими сказка. Давайте посмотрим, как прошла встреча Вовки и золотой рыбки.
(фрагмент из мультфильма)
Ребята, скажите, правильно ли поступил Вовка? Что он сделал не так?
Дети: Он был не вежлив, не поздоровался, и просил ничего не сделав при этом.
Педагог-психолог: Конечно, он был груб, вёл себя некультурно. И действительно ничего не сделал, а желания загадывал. В таких случаях говорят: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда. Что означает эта поговорка?
Дети: Чтобы что-то получить, нужно потрудиться
Педагог-психолог: Вы абсолютно правы, просто так ничего не даётся, чтобы чего-то достигать обязательно нужно постараться, приложить усилия, и эти усилия обязательно вознаградятся.
Давайте мы поможем не только словом, но и делом.
Игра 3 «Рыбалка» (дыхательная гимнастика)
Педагог выбирает 4 ребенка, ставит стол, на нем разложены разноцветные рыбки, соответствующие им по цвету 4 тарелочки и одноразовые трубочки.
Педагог-психолог: Ваша задача, поймать всех рыбок и перенести их в тарелочки соответствующего цвета, используя трубочки. Красные рыбки в красную тарелочку, желтые в желтые и т.д. Полина собирает только желтых рыбок, Леша только зеленых и т.д.
(проходит игра)
Молодцы ребята, справились, хорошо потрудились, садитесь на свои стульчики.
А Вовка уже попал на страницы новой сказки и встретил следующих сказочных героев. На этот раз это были двое из ларца одинаковых с лица. Эти ребята всё делают не так, всё наоборот. Они нарисовали картину, но многое перепутали, посмотрите на картинку, что на ней не так изображено?
Игра 4 «Небылицы»
На слайде изображена картина нелепица. Дети смотрят, что не так и отвечают.
Педагог-психолог: Молодцы, вы очень внимательные, нашли все детали.
А Вовка уже встретил нового сказочного героя и это…
(на слайде часть изображения, дети по фрагменту угадывают кого встретил Вовка)
Дети: Печка.
Педагог-психолог: Верно, в какой сказке встречается печка?
Дети: Гуси-лебеди.
Педагог-психолог: Да, точно, в это сказке есть печка, она помогла Аленушке и ее братцу спрятаться.
Педагог-психолог: Наша печка загадала Вовке загадки, поможем ему отгадать их?
Дети: Да!
Педагог-психолог: Отлично, но сделаем это необычно. Я раздам вам кубики, под музыку вы будете передавать их по кругу, как только музыка закончится, передача кубиков останавливается и кубики остаются в руках тех, на ком музыка остановилась. Я прочитаю вам загадки, а отгадка изображена на кубиках, те, у кого кубики в руках встают в центр круга и собирают из кубиков ответ-картинку.
Дети встают в круг, им раздаются 4 кубика (13*13 см), под музыку кубики передаются по кругу, когда начинаются загадки, передача кубиков останавливается и кубики держат те, на ком остановилась музыка. Как только загадка прозвучала, дети у которых в руках кубики идут в центр круга и собирают из кубиков картинку-отгадку.
Игра 6 «Кубик-загадки»
Загадка 1:
Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака
Жучка Деду с бабой помогаем
Корнеплоды собираем
(Репка)
Загадка 2:
Жили братья толстячки
Все три носа-пятачки
Старший братец-всех умней,
Дом построил из камней
Отвечайте-ка ребята,
Кто те братья?
(Поросята)
Загадка 3:
Он не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила он служил
Мех на нем-то, как рубашка
Имя зверя-…
(Чебурашка)
Загадка 4:
Сейчас потолкуем о книжке одной,
Тут синее море, тут берег крутой.
Старик вышел к морю и невод забросил.
Кого он поймает, и что он попросит?
(Золотая рыбка)
Загадка 5:
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс.
Кто садится на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?
(Медведь)
Загадка 6:
У Аленушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)
Рефлексия
Педагог-психолог: Молодцы, ребята, справились и с этим испытанием. Наше сказочное путешествие подошло к концу, мы вернулись в детский сад. Сегодня мы с вами узнали какими нужно быть, чего не стоит делать. Посмотрите на экран, скажите какой это поступок, что означает эта картинка.
(на слайде картинки с плохими и хорошими поступками, дети называют поступок «помогать взрослым», «быть вежливым» и т.д. и говорят какой это поступок, хороший или плохой)
Дети: Нужно быть вежливым, здороваться.
Педагог-психолог: Верно! Хорошо это или плохо?
Дети: Хорошо!
(так смотрим 4-5 картинок на слайде)
Педагог-психолог: Мальчик Вова, путешествуя по сказкам, многое узнал, например, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, что нужно быть культурным, вежливым, уважать старших и помогать пожилым людям. А мы с вами ему в этом помогли и сделали это дружно, как самая настоящая команда.