Одной из самых частых причин обращения старших подростков на психологическую консультацию является проблема выбора будущей профессии. «Я не знаю что выбрать, куда поступать», - так начинается наш с подростком разговор.
Проблема профориентации всегда была актуальной для любой школы и для многих родителей детей-выпускников. По этому направлению в школах организована достаточно большая работа. Внедряются образовательные проекты, проводится огромное количество тестов на выявление профессиональной направленности, склонностей, индивидуальных особенностей, организовываются встречи со студентами, с представителями учебных заведений ВУЗов и ССУЗов. Но, сомневающихся и неопределившихся с будущей профессией меньше не становится.
Почему так происходит? Современный ребенок достаточно информирован, во всяком случае, при необходимости найти информацию о профессиях и условиях поступления сегодня не составляет труда. Поэтому целесообразно поставить вопрос немного по-другому. Не «куда мне поступать?», а «почему я не могу выбрать?».
Механизм выбора чего-либо у каждого человека подчиняется определенной стратегии, которая сформирована в результате воспитания в семье. Это видно даже наблюдая за тем, как ребенок выбирает игрушку в магазине. Кто-то точно знает, чего хочет, не глядя на другие игрушки бежит именно к своей игрушке, требует, чтобы родители ее купили, даже если выясняется, что дома таких игрушек у него уже целая коллекция. Его «хотелку» в этот момент никто не может изменить, и переубедить, чтобы не брать эту игрушку просто невозможно. Ребенок всеми силами будет добиваться именно этой игрушки. Другой ребенок заходит в магазин, долго выбирает, разглядывает разные игрушки и, не понимая, что ему на самом деле надо, начинает просто перебирать, лишь бы не упустить возможность получить игрушку пока мама разрешает. Третий ребенок ходит по магазину, ищет игрушку в подарок другу. У всех этих детей разная установка выбора, разное эмоциональное состояние, разная оценка результата. Первый ребенок выбирает с позиции «хочу» с самой яркой эмоциональной окраской, второй с позиции «могу» с риском быстрого разочарования в игрушке, третий с позиции «надо» либо с равнодушием, либо с обидой, что игрушка достанется не мне, а другому мальчику.
И выбор профессии эмоционально очень похож на состояние похода в магазин за игрушками. В основе любого выбора в жизни (игрушки, одежды, еды, друзей, увлечений, экзаменационных предметов, будущей профессии) лежит триада «хочу-могу-надо». Какой из этих элементов преобладает, а какой не сформирован вовсе?
Получается, для того, чтобы понять причины затруднений в выборе профессии, сначала стоит разобраться с этой триадой.
На базе одной из общеобразовательных школ нами было проведено исследование среди старшеклассников с использованием психологических метафорических карт, основной целью которого было изучение состояния «внутреннего ребенка» (ХОЧУ), «внутреннего взрослого» (МОГУ), «внутреннего родителя» (НАДО) у учащихся в период выбора будущей профессии. По-простому, мы хотели посмотреть, кто из этой триады страдает больше и как это влияет на уверенность в выборе профессии. В результате мы выяснили, что среди неопределившихся подростков больше тех, где «страдает», то есть недооценивается «внутренний ребенок» («хочу»), среди сомневающихся – «внутренний взрослый» («могу»), у определившихся же подростков схожести в ответах не обнаружено.
Получается, что на уверенность в выборе будущей профессии очень сильно влияют собственные мечты, желания, умение извлекать пользу из ошибочных решений, умение относиться к выбору как к увлекательному приключению, игре. Страх ошибиться, рисковать, пробовать, страх получить негативную оценку со стороны окружающих, страх разочаровать взрослых, прежде всего, родителей, становится причиной обесценивания внутреннего «хочу».
А теперь стоит подумать, где, в какой момент теряется внутренний «хочу» нашего ребенка. Может быть тогда, когда мы взрослые начинаем решать за ребенка, что ему надо хотеть, что ему лучше носить, мы решаем, что он должен любить.
Как в знаменитом диалоге:
- Вася, иди домой!
- Это потому что я замерз?
- Нет, это потому что ты проголодался.
Наш взгляд на ребенка не как на самостоятельную личность, пришедшего в этот мир через нас, а не для нас, наша «мудрая» установка, что мы лучше знаем, что ребенку надо, снижают у ребенка потребность распознавать свои истинные желания, пробовать и ошибаться. Это не про вседозволенность, не про требовательность получать любым путем все, что хочу здесь и сейчас, это про развитие навыков распознавания себя, своего состояния, своих истинных потребностей, мотивов, ради чего мне это надо.
Первое «прощупывание» будущей профессии начинается с самого раннего детства, ребенок выбирает определенные игрушки, играет в определенные ролевые игры, иногда вопреки желаниям родителя. Часто родители обесценивают этот период. Ворчат из-за вечно разбросанных кубиков, деталей конструктора, разобранных новых машинок, изрисованных обоев и мебели, громких звуков музыкальных игрушек. И чтобы не создавать себе лишних проблем, взрослые пытаются навязать ребенку свои, более спокойные и безопасные игры. В этот момент у ребенка складывается понимание, что лучше заниматься тем, что хотят другие. Но, если в этот момент более внимательно присмотреться к играм ребенка, поддерживать его интересы и научить ребенка управлять своими интересами, ребенок поймет, что взрослые уважают и принимают его «хочу». Управлять, значит уметь вовремя остановиться, убрать игрушки, когда это уже пора делать, найти более удобное для всех место, чтобы не мешать другим, и не портить порядок в доме.
Когда ребенок приходит в школу, встает вопрос о дополнительных внеучебных занятиях по интересам. Кто выбирает, чем заниматься ребенку, сам ребенок, только родитель или родитель вместе с ребенком, а может этот выбор делает педагог? Насколько свободен этот выбор? Есть ли у ребенка право пробовать, разочаровываться и начинать что-то новое или куда записали, туда и должен ходить? Это не простое решение. С одной стороны надо идти за интересом ребенка, с другой стороны хорошо бы дать попробовать позаниматься на нескольких разных курсах, чтобы потом было из чего выбирать. Но бывает и так, что ребенок, начав заниматься, тут же бросает, встретившись с первой малейшей трудностью. Родителям порой бывает сложно отличить отсутствие интереса и просто слабость характера, капризы и неумение решать проблемы. Помочь разобраться в этом – задача родителя и педагога.
Одна из самых распространенных жалоб родителей подростков: «Мой ребенок ничего не хочет!». Я бы назвала это немного по-другому: «Ваш ребенок не знает, чего можно хотеть». Где-то потерялось его право хотеть и пробовать, ошибаться и не бояться критики и осуждения за ошибки.
Через игру, чрез занятия по интересам, через осознание и понимание себя и своих возможностей ребенок подходит к этапу осознанного выбора профессии. Заметьте, и игра и дополнительные занятия это что-то легкое, наполненное больше удовольствием, чем обязанностью. Но, когда встает вопрос о будущей профессии взрослые становятся такими серьезными, с суровым взглядом убеждают ребенка, что выбор должен быть сделан раз и навсегда, что от этого зависит вся его дальнейшая жизнь. И в этот момент игра заканчивается, и становится страшно, а вдруг ошибусь, а вдруг разочарую взрослых. И именно в тот момент мои «хочу», уступают место общему «надо».
Там где страшно, там напряженно, а в твердой почве семена не прорастают. Может лучше будет смягчить этот процесс и настроить ребенка на выбор как на свой собственный опыт с правом на ошибки. Ведь современная жизнь сильно отличается от того времени, когда родители сами стояли перед выбором профессии. Тогда нужна была стабильность, тогда была уверенность в том, что одна профессия обеспечит будущее. Современные реалии требуют от человека социальной гибкости, умения подстроиться под быстро меняющиеся условия жизни, владения не одним навыком, а множеством разных умений. Поэтому самую важную помощь и поддержку родители могут оказать ребенку тем, что просто снимут с себя излишнюю ответственность за будущее своего ребенка, и передадут ее в руки самого ребенка. Это его выбор, его опыт, его пробы, ошибки, начинания с нуля, его увлекательная, полная приключений и испытаний игра под названием жизнь.