Раскрытие творческого потенциала дошкольников через музыкально-ритмическую активность

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Впервые система музыкально-ритмического воспитания была разработана в конце XIX - начале XX века знаменитым швейцарским педагогом Эмилем Жак-Далькрозом. В своей методике Жак-Далькроз уделял большое значение роли ритма в музыкальном образовании, считая его основой музыкального восприятия. Он разработал целый комплекс упражнений и игр, включающих музыку, пение, танцы и импровизацию, чтобы помочь детям развить свое музыкальное чувство и ритмическую координацию. Его подход акцентировал внимание на органическом сочетании музыки, движения и воображения, что способствовало развитию творческого мышления и художественной самореализации у детей.

Методика Далькроза остается актуальной и востребованной в области музыкального образования и развития и в наши дни. В своей педагогической практике я использую принципы его методики, включая в каждое музыкальное занятие ритмические игры и упражнения для развития музыкальной чувствительности, координации движений, раскрытия творческого потенциала детей.

Для формирования чувства ритма дошкольников я применяю игровые техники, которые начинаю внедрять с младшего дошкольного возраста. Первоначальное знакомство с ритмом происходит через игры с именами, игрушками, картинками, предметами и детскими музыкальными инструментами.

В игре «Как тебя зовут?» педагог просит малышей спеть про себя песенку и отхлопать своё имя в ладоши. Эта игра радует малыша и подчёркивает его индивидуальность. А в игре «Кто твой дружок?» ребёнок приглашает других в мир дружбы, называя и отхлопывая имя своего друга или подружки. Этот магический обмен именами не только развивает чувство ритма, но и способствует формированию доброжелательного отношения между детьми, развивая их коммуникативные навыки.

Игра "Гости" способствует развитию познавательной активности у детей. Для проведения этой игры дети садятся в круг, в центре которого находится барабан. Вместе они произносят фразу "Тра-та-та, тра-та-та, в гости к нам идёт сюда", одновременно выполняя шлепки по коленям. Затем педагог предлагает детям из мешочка на ощупь выбрать игрушку и отстучать название этой игрушки на барабане. Такой подход к проведению игры не только стимулирует воображение и творческое мышление детей, но и развивает их моторику, координацию движений.

Для того, чтобы малыши оставались заинтересованными и сосредоточенными во время музыкальных занятий, важно внедрять в них элементы новизны и творчества. Оригинальные рукодельные изделия могут стать отличным способом привлечь внимание детей. Например, капризные тучки из фетра на палочке, которые используются для имитации дождя (медленного и быстрого) на полу, или вязанные крючком пчёлки, которые надеваются на пальчик и весело танцуют под музыку, а затем отдыхают и пересаживаются на другой пальчик. Также можно использовать игру «Подружки-повторюшки», где «подружки» сделаны из бутылочек от шампуня, а их ножки представлены крышечками от газированной воды. С помощью таких куколок дети могут в паре отстукивать ритм (одна кукла задаёт ритм, вторая повторяет), что способствует развитию ритмического слуха и координации движений. Такой творческий подход не только делает музыкальные занятия увлекательными, но и способствуют развитию фантазии, моторики и общей активности детей.

В средней группе начинаю знакомить детей с длинными и короткими звуками, где происходит развитие внимания, умственных способностей, воображения. Для понятия долгих и коротких звуков использую игры с большими и маленькими пуговицами, с камешками, с нитями, с отдельными картинками, разными по величине (солнышки, цветочки, матрёшки и т.д.), развивая активность детей, их умение соотносить длину пропеваемого звука с длиной нити или размером той или иной картинки.

Для развития чувства ритма, памяти, выразительной речи эффективно использовать небольшие четверостишия с акцентом на звучащие жесты, такие как хлопки, притопы, щелчки, щёлканье языком, а также имитационные движения. Путём синхронизации речи и движений дети не только развивают свою фантазию, но и учатся передавать характерные черты художественных образов, что способствует пониманию и различению средств музыкальной выразительности - динамики (тихо, громко), тембра (высоко, низко), темпа (быстро-медленно). Например, упражнение «Три медведя».

Старший мишка лапой топ, - дети произносят текст, одновременно
Лапой топ, лапой топ медленно притопывают правой ногой
Средний мишка лапой хлоп, - дети произносят текст чуть быстрее и
Лапой хлоп, лапой хлоп одновременно хлопают в ладоши
А мишутка по коленкам - дети в быстром темпе произносят текст и
Шлёп да шлёп, шлёп да шлёп поочерёдно шлёпают по коленям.

Игры и упражнения с деревянными ложками делают образовательный процесс интересным и повышают мотивацию к музыкальным занятиям не только у малышей, но и у старших дошкольников. Эффективность использования деревянных ложек для развития ритмического чувства дошкольников заключается в нескольких аспектах:

  • стимуляция слухового восприятия;
  • развитие ритмического слуха и памяти;
  • развитие внимания и концентрации;
  • комплексное развитие моторики и слуха.

Игры с деревянными ложками с сопровождением текста и музыки способствуют развитию мышления и ловкости, умению координировать свои действия с произносимым словом и музыкой. Например, игра «Дождик».

Дождик бегал по дорожке - хлопок ложками перед собой, по коленям
Кап, кап, кап! - удары черенками ложек друг о друга
Не нужны ему сапожки - хлопок ложками перед собой, по коленям
Кап, кап, кап! - удары черенками ложек друг о друга
Он и плакал, и смеялся - хлопок ложками перед собой, по коленям
Кап, кап, кап! - удары черенками ложек друг о друга
Прыг! И в луже оказался - хлопок ложками перед собой, по коленям
Кап, кап, кап! - удары черенками ложек друг о друга
Ты скорее посмотри - - раскрыть руки в стороны
Он пускает пузыри! - «тарелочки» - удары ложек друг о друга
вверх-вниз

Позитивное влияние на развитие ряда важных навыков и качеств у детей (инициатива, самостоятельность, творческая активность, общение, взаимодействие) оказывают такие игры с ложками как:

  • «Ритмическое эхо». Один ребёнок задаёт ритм, а другие повторяют;
  • «Дружеский дуэт». Дети в паре синхронно выполняют заданную ритмическую последовательность с определёнными движениями;
  • «Ритмическая формула». Педагог задаёт ритмическую формулу (рисунок), где изображены длинные и короткие звуки, а дети под музыку с помощью звуковых жестов (хлопки, шлепки, притопы) выполняют задание;
  • «Светофор ритма». Детям нужно разделиться на три подгруппы по цвету и исполнить заданный ритм, изображённый на карточках.

Познакомиться с различными ритмическими структурами возможно через активную игру с клавесами. Деревянные палочки отлично сочетаются с речевыми играми: дети могут отбивать ритм стихотворений, песен или скороговорок. Например, игра «Кошечка».

Есть у кошечки усы - удары палочками друг о друга
Удивительной красы, - показать «усы» на лице с помощью палочек
А ещё есть ушки - удары палочками друг о друга
Прямо на макушке - показать «ушки» на голове с помощью палочек

Можно предложить детям стучать клавесами по разным поверхностям – полу, столу, собственным ладоням, что помогает варьировать тембры звуков и развивать музыкальное восприятие. Для координации движений клавесы можно использовать в сочетании с шагами, прыжками или другими действиями. Например, дети маршируют по кругу и стучат палочками в такт музыки. Игры с импровизацией позволяют детям придумывать свои ритмические узоры и показывать их другим ребятам.

Важную роль в развитии музыкально-ритмических способностей детей играют сказки-шумелки, которые не только увлекают воспитанников своими звуковыми эффектами и динамичным повествованием, но и способствуют развитию музыкальности и воображения. С помощью музыкальных инструментов дети озвучивают текст, воспроизводя звуки и эмоции, передаваемые в рассказе. Это помогает им лучше понимать ритм и интонацию речи, а также развивает способность к творческому самовыражению. Старшие дошкольники самостоятельно могут придумывать небольшие шумные истории и в качестве аккомпанемента использовать детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки.

Таким образом, раскрытие творческого потенциала дошкольников через музыкально-ритмическую активность играет ключевую роль в их обучении и развитии. Музыка и ритм являются мощными инструментами, способствующими стимуляции когнитивных, эмоциональных и моторных навыков у детей.

Список литературы

  1. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Каплунова И.М. Ансамбль ложкарей. – СПб.: Лансье, 2022.
  3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.: Издательство «Композитор», 2005.