Будущее общества и страны создается воспитателями и работниками образовательной сферы начиная с младшей группы в детском саду. Именно здесь дети впервые сталкиваются с социальными явлениями и событиями, которые играют важную роль в их социализации и формировании. Именно здесь ребенок узнает на собственном опыте, что такое общее благо, конфликт интересов, именно здесь он сделает общественно полезные дела. То, каким будет наша страна через 15, 20 или 30 лет, зависит в том числе от качества патриотического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОО). Оно остается актуальным и имеет важное значение по нескольким причинам:
- Формирование личности. В раннем возрасте у детей формируются основы личности и ценностей. Патриотическое воспитание помогает включить в этот процесс понимание и ответственность перед Родиной.
- Противодействие экстремизму. Патриотическое образование способствует формированию у детей позитивных идентификаций и способности разрешать конфликты мирным путем.
- Подготовка к обучению. Знание истории, культуры и общества своей страны помогает детям лучше усваивать образовательную программу в будущем, а также развивать критическое мышление.
- Воспитание гражданских добродетелей. Патриотическое воспитание учит детей уважению к правам и свободам других граждан, что является важной составляющей общегражданской активности и участия в социуме.
В изучении вопроса патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях важно прежде всего обозначить его цели и задачи. Глобальная цель такого воспитания – это формирование граждан, готовых к участию в общественных делах и защите общегосударственных интересов. Но чтобы поставить конкретные задачи, мы разобьем ее на более конкретные подцели:
- Формирование гражданской идентичности. Патриотическое воспитание в ДОУ направлено на развитие чувства гордости за свою страну, национальной культуры и истории.
- Воспитание активных граждан. Целью является подготовка детей к активному участию в общественной жизни и формирование ответственности перед обществом.
- Создание основы для дальнейшего образования. Патриотическое образование в ДОУ должно стать основой для изучения истории и обществознания в школе и дальнейшей гражданской активности.
Исходя из перечисленных целей, мы можем выделить задачи, которые далее определят методы и подходы в патриотическом образовании в детском саду:
- Ознакомление с национальной символикой. Познакомить детей с флагами, гербами и гимнами своей страны, объяснить их значения и историю.
- Изучение истории и культуры. Предоставить детям возможность узнать о важных событиях и личностях истории своей страны, а также о культурных традициях.
- Развитие гражданских ценностей. Содействовать формированию ценностей, таких как уважение к разнообразию, солидарность и ответственность.
- Подготовка к общественной деятельности. Обучить детей коммуникативным навыкам, способствующим участию в обсуждении важных вопросов.
Самыми важными аспектами патриотического воспитания в ДОО заключаются в работе с семьей – от совместных экскурсий и мероприятий до простых бесед родителей с детьми, а также создании специальной образовательной среды, которая стимулирует развитие их патриотических чувств. Эта среда, разработанная воспитателями детского сада, представляет собой набор образовательных инструментов и материалов, спроектированных для достижения данной цели. Такой среды можно добиться простыми и порой неожиданными способами:
- Тематические альбомы. Эти альбомы охватывают разнообразные аспекты жизни, включая семейные ценности, любовь к родному городу и стране, повседневные моменты в детской жизни и права и обязанности детей. Они способствуют формированию патриотической идентичности.
- План и карта города. Эти материалы помогают детям лучше понимать и ориентироваться в своем окружении, развивая при этом чувство принадлежности к определенному месту.
- Макеты города и улицы. Создание миниатюрных городских пейзажей позволяет детям более глубоко погрузиться в изучение окружающей среды и своего родного города.
- Патриотический уголок. Этот уголок включает в себя символы страны и региона, а также материалы, связанные с историей и культурой местности. Он способствует формированию чувства гордости за свой родной угол и родную страну.
- Краеведческий центр. Здесь собраны элементы национальной культуры, игрушки и дидактические материалы, которые позволяют детям углубиться в изучение своего культурного наследия.
- Мини-музей. Этот элемент среды предоставляет детям возможность познакомиться с историческими артефактами и предметами, связанными с патриотизмом и культурой.
- Национальные игры. Игры, отражающие национальные традиции, способствуют формированию понимания и уважения к своей культуре.
- Углы зрительной деятельности. В этих уголках дети создают собственные художественные и дидактические работы, что способствует развитию их творческих навыков и пониманию традиций и ремесел.
- Уголок централизованной деятельности. Здесь дети могут познакомиться с русскими народными сказками и стихами, что способствует развитию литературных интересов.
- Шармерский уголок. Этот уголок включает в себя национальные костюмы и позволяет детям играть и представлять себя в разных ролях.
- Книжный уголок. Здесь дети могут погрузиться в литературное наследие своей страны, читая сказки, стихи и рассказы о важных событиях и героях.
- Музыкальный уголок. Музыка и музыкальные инструменты национальной культуры способствуют развитию музыкальных способностей и аппрециации культурного наследия.
- Уголок экологии. Здесь дети изучают природу и животных, обитающих в их регионе, что способствует развитию экологической осведомленности.
- Спортивный уголок. Здесь дети учатся соревноваться и сотрудничать, развивая физические навыки и понимание важности здорового образа жизни.
Патриотическое воспитание в ДОО, безусловно, должно быть разным в каждой возрастной группе и соответствовать развитию, навыкам и интересам каждой группы.
Младшая и вторая младшая группы – дети 2-4 года. В этом возрасте детям сложно осознать понятия страна, Отчизна, и, прежде чем знакомить с ними, следует изучить более понятные примеры, такие как семья, дом, детский сад, город, - ведь именно с них и начинается Родина.
Итак, в младших группах необходимо сформировать у детей элементарные представления о перечисленных аспектах в следующем порядке:
- Собственная личность. Важно развивать у детей элементарные представления о себе, о своем месте и роли в семье, о том, как они меняют свой социальный статус с началом посещения детского сада. Одной из задач является закрепление умения называть свое имя.
- Семейные отношения. Патриотическое образование в этом возрасте в первую включает в себя воспитание внимательного отношения к родителям и близким людям. На этом этапе дети должны научиться называть членов своей семьи, рассказывать о них. Задача воспитателя – мотивировать детей помогать своим родным, заботиться проявлять свою любовь к ним.
- Детский сад. Развитие представлений о детском саде включает в себя осознание положительных сторон детского сада и его сходства с домом (тепло, уют, любовь и др.), а также различий между детским садом и домашней обстановкой (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т.д.). Детей ориентируют на чистоту и порядок в игровой комнате, где они играют, а также на красоту и разнообразие игрушек. Во время прогулок обращают внимание на красивую природу, оборудование на участке, которое удобно для игр и отдыха.
- Знание родного города (поселка) и забота о нем. Напоминание детям названия города (поселка), в котором они живут, субботники, украшения города к праздникам – следующий этап на пути к формированию ответственного гражданина страны.
Цель патриотического образования в данной группе состоит в том, чтобы пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера, такие как порядочность, совестливость, и способность к состраданию, и приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи патриотического образования в данной группе включают:
Образовательные задачи:
- Знакомство детей с народным фольклором, таким как колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки и др.
- Знакомство с русскими народными подвижными играми.
- Знакомство с народными музыкальными инструментами, включая шумовые и звучащие игрушки.
- Знакомство с русскими народными промыслами, такими как матрешка.
Развивающие задачи:
- Развитие игровых, познавательных, сенсорных, музыкальных и речевых способностей детей, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.
- Учеба овладевать образно-игровыми имитационными движениями в сочетании с музыкой.
Воспитательные задачи:
- Воспитание доброты, терпимости, чувства привязанности и любви к близким.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Формирование эмоционально-эстетического и бережного отношения к музыкальным игрушкам, включая те, которые сделаны своими руками.
- Пробуждение интереса к сказкам, народным играм и стимулирование к заучиванию закличек, потешек и игр-забав.
Средняя группа – дети 4-5 лет. На этом этапе дети уже способны лучше воспринимать информацию и более глубоко понимать патриотические ценности. В этом возрасте пора познакомиться с флагом и другими символами своей страны, расширить «географию» общественно-полезных дел, говорить о том, какую пользу стране и обществу приносит каждая профессия. Также на этом этапе детям пора познакомиться с другими культурами и сформировать к ним доброжелательное и уважительное отношение. Особенно это важно в России, где испокон веков живут люди разных национальностей и вероисповеданий.
В средней группе нравственно-патриотическое воспитание детей подразумевает те же задачи, цели и методы, что и в младших, но, как указывалось выше, с более расширенной географией и учитывая особенности развития и образовательную программу в этом возрасте.
В этом возрасте добавляются более сложные игры, такие как «продолжи пословицу», знакомство с более сложными народными помыслами, такими как роспись и вышивка. Стоит применить и новые методы знакомства с Родиной и формирования патриотизма у детей:
- Истории и легенды. Дети могут узнавать о героических событиях и личностях из истории своей страны, знакомиться с творчеством известных поэтов, художников и композиторов. Такие занятия в форме бесед, просмотра фильмов или посещений выставок, не только обогащает детей культурно, но и позволяет оценивать важность вклада каждого человека в общество.
- Экскурсии и целевые прогулки: Посещение краеведческих музеев или монументов Воинской славы способствует более наглядному представлению о истории и культуре местности.
- Праздники и традиции: В работе по патриотическому воспитанию детей придается большое значение знакомству с национальными праздниками и обрядами. Эти события объединяют в себе давние наблюдения за природными изменениями, сменой времен года и особенностями человеческой жизни. Такой подход помогает детям более глубоко вникнуть в окружающий мир и узнать о культурных аспектах своей страны.
Старшая и подготовительная группы – дети 6-7 лет. Старшие дошкольники могут более глубоко погружаться в изучение истории и культуры своей страны. В этом возрасте, продолжая работу по методам предыдущих групп, крайне полезно добавить участие в общественных мероприятиях и в проектах разного рода:
- организация поисковых экспедиции, туризм
- проведение праздников, викторин, концертов и тематических вечеров
- организация выставок и фотогазет о семейных традициях родителей
- проекты, такие как создание семейного древа, плана города и карты
Заключение
Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях должно учитывать особенности возрастных групп и предоставлять детям доступные и интересные методы обучения. Правильно организованное патриотическое образование помогает формировать у детей чувство гордости за свою страну и ответственность перед ней, что является важной составляющей развития будущего гражданина.
Используемая литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
- Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6. - С.8-9.
- М.Д.Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М.: 2009.