Урок в 5-м классе по русскому языку по теме "Графика. Алфавит"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Презентация к уроку

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (40 МБ)


Единица содержания: применять знание алфавита как способ нахождения нужной информации.

Цель:

обучающий аспект:

  • знать алфавит (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь располагать слова в алфавитном порядке (познавательные универсальные учебные действия);
  • знать правильное произношение букв (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь различать буквенный и звуковой состав слова (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать логическое мышление при алфавитном поиске информации (познавательные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку и книгам (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру общения при совместной работе (коммуникативные универсальные учебные действия)

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы урока:

  1. подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  2. применение знаний и способов действий,
  3. обобщение знаний,
  4. итог на рефлексивной основе,
  5. домашнее задание.

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 3 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует и проводит работу на определение темы урока при помощи ребусов (Приложение 1). 1. Работают индивидуально, решают ребусы, определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

2. Предлагает сформулировать цели урока (знать алфавит, понимать, для чего он нужен, и уметь применять алфавит в различных жизненных ситуациях).

2. Формулируют цели урока.

Применение знаний и способов действий - 13 мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная, парная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует индивидуальную работу с заданием «Словарь» (Приложение 2).

Оценивание:

  1. Все слова написаны верно (2 балла)
  2. Одна ошибка или две ошибки (1 балл)
  3. Три ошибки и более (0 баллов)

- Ребята, а как можно связать эти слова воедино?

- Ребята, а что такое алфавит? Как связаны алфавит и графика?

1. Работают индивидуально со словарём – 5 минут. Самопроверка по ключу.

Оценивание: 0-1-2

2. Организует работу в парах с заданием «Библиотека» (Приложение 3).

Оценивание:

  1. Все слова выбраны верно и расставлены в алфавитном порядке (2 балла).
  2. Одна ошибка или две ошибки (1 балл).
  3. Три ошибки и более (0 баллов).

2. Работают в парах, вспоминают алфавит – 5 минут.

Оценивание: 0-1-2

3. Организует активную работу у доски с заданием «Книги и авторы» (Приложение 4).

Оценивание:

  • 1 дополнительный балл – если все встанут по алфавиту

3. Работают у доски каждый со своим текстом. Задача учеников выстроиться по алфавиту.

Оценивание: 1-0 (дополнительно) – 3 минуты

Информация о домашнем задании - 5 мин.

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.
Метод: /репродуктивный/.
Форма работы: /фронтальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Просмотр видео с проекта 2022-2023.
Информирует о домашнем задании:
Составьте список (из 5-7) уникальных (удивительных, интересных, необычных) книг из вашей личной библиотеки и расположите их в алфавитном порядке по авторам.

Знакомятся с домашним заданием. Задают вопросы.

Обобщение знаний – 14 мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, обобщения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная, парная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует работу в парах с заданием «Памятка» (Приложение 5).

Оценивание:

  1. Тексты памяток отличаются особой краткостью (1 балл) и точностью (соответствие теме - 1 балл) изложения.

Учитель читает стихотворение Слуцкого «Учитель, дети, книги собирать…»

1. Работают в парах над составлением памятки «Для чего нужно знать алфавит?» – 5 минут. Выступают с презентацией памяток – 5 минут.

Оценивание: 0-1-2

Итог на рефлексивной основе - 5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Повторяет с учениками, для чего же нужно знать алфавит?

  1. Быстро ориентироваться в словаре, справочнике или энциклопедии.
  2. Найти нужную книгу в библиотеке.
  3. Грамотно работать со списками (например, списками фамилий или имён людей).
  4. Писать.
  5. Правильно читать, произносить аббревиатуры (но об этом мы свами поговорим в следующем году).
1. Проговаривают цели урока.
2. Объясняют, для чего же нужно знать алфавит.
3. Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов. 3. Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов по шкале:
5-6 баллов - «5»
3-4 балла - «4»
1-2 балла - «3»

4. Эмоциональная рефлексия. Выбирают букву алфавита, называют эмоцию (или характеристику урока) на эту букву.

4. Придумывают слова.

Дополнительные материалы к уроку