Непосредственная образовательная деятельность с детьми в старшей группе. «Тайны реки»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Программное содержание:

  • Расширять представление о значении реки в жизни людей.
  • Повысить интерес к родному краю.
  • Развивать логическое мышление через отгадывание загадок.
  • Уточнить знания об использовании воды.
  • Формировать представление о путешествии по воде на водном транспорте.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: Географическая карта РФ, мольберт, картинки с изображением водного транспорта, аудиозапись песни Л.Г.Зыкиной.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по реке на теплоходе.

Подводит детей к карте и рассказывает им о р.Волге. « Река Волга – одна из самых больших рек нашей страны, самая длинная река. Посмотрите на карту: «Она течет почти через всю страну, с севера на юг и впадает в Каспийское море. Широкой лентой протянулась она до Астрахани. Ее начало на Валдайской возвышенности. У главной реки есть притоки рек – Ока, Москва, Сетунь.

Вопросы к детям:

  1. «А можно ли измерить реку?» Оказывается можно, у реки есть ширина, глубина, длина.
  2. «Кто знает, с чего начинается река?»

Рассказ педагога: «Когда идет дождь, на землю выпадает много воды. Почва не может впитывать ее всю. И тогда часть воды проникает в слой почвы. А там лежит слой песка, еще ниже слой глины. Напоминает это все слоеный пирог с разными начинками. Вода проходит через песок. Глина задерживает воду. И вода начинает скапливаться. Когда воды становиться много, она ищет выход. И находит где-нибудь возле обрыва или холма. То место, где вода выходит из-под земли, называют источником. С него начинаются ручьи и реки. На своем пути ручей встречается еще другие ручейки и, сливаются, они образуют реку. Начало реки называется истоком. Волга река - река труженица, по ней плавают разные суда.»

Вопросы к детям:

  1. Какой транспорт перевозит разные грузы по рекам и морям? (баржи, танкеры, сухогрузы)
  2. Какой транспорт возит людей? (теплоходы, корабли)

Воспитатель предлагает детям разместить на мольберт карточки с водным видом транспорта, заполнив нарисованное изображение реки.

Вопросы к детям:

  1. Для чего используется вода реки? (для полива полей, для разведения рыбки, водоплавающих птиц)

Воспитатель: «По реке не только перевозят разные грузы, людей. Река может помочь смолоть из зерен муку на водяной мельнице, а вращая турбины гидроэлектростанции, сделать так, что у нас в доме загорится электрическая лампочка. А ,если вода заставит крутиться специальную электрическую машинку, то эта машина будет давать ток. Если по проводам побежит электрический ток. Если по проводам побежит электрический ток, то в доме будет работать телевизор, холодильник и другие бытовые приборы. Вода в наши квартиры поступает именно из реки или озера».

Вопросы к детям:

  1. Какой может быть вода в водоемах?

Подбор детьми прилагательных (пресная вода – в реке, соленая вода – в море).

Вода может быть чистой, холодной, быстрой, прозрачной, грязной, родниковой. В реке – вода пресная, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. Состояние воды в реках, морях, озерах изучает гидролог. Он охраняет воду от загрязнения, предупреждает об опасности наводнения, измеряет специальными приборами температуру воды, скорость течения.

Далее воспитатель предлагает детям речевую игру: «Назови ласково»

  • Корабль – кораблик
  • Лодка – лодочка
  • Катер – катерок
  • Пароход – пароходик

Далее предлагают детям разделиться на команды, и каждая команда отгадывает загадку и объясняет ее.

  • «Не конь, а бежит, не лес, а шумит» (река)
  • «Летом бежит, зимой - спит, весна настала - опять побежала» (река)
  • «Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит» (река)
  • «Кругом вода, а с питьем – беда» (соленая вода моря)
  • «По среди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленая» (пруд)

После отгадывания загадок воспитатель предлагает логическое упражнение «Самое важное-вода».

Воспитатель называет разные слова: стекло, вода….. и просит детей объяснить важность этого слова. Какое явление или событие не может без него обойтись? Чего не может быть, например, без воды? Без воды не может быть реки, водопровода, чайника, нельзя умываться, стирать белье, негде плавать рыбам, уткам и тд.

В заключение педагог подводит итог занятия.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами говорили о р.Волге, красивой реке России. Об одной удивительной реке писали поэты стихи. Послушайте стихотворение З.Александровой»

«Вот вьюга сегодня примолкла.
Присмирев, улеглась на покой,
Просыпается солнце над Волгой,
Над великою русской рекой».

Воспитатель: «О Великой реке Волге не только читали стихи, но и пели песни. Послушайте песню «Течет река Волга» в исполнении певицы Л.Г.Зыкиной.

Звучит аудиозапись песни «Течет река Волга»

Воспитатель подводит итог занятия: «Вот сколько интересного вы узнали сегодня о реке».