Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, интересное педагогическое явление: она является и игровым, познавательным методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей младшего дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития и воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний умений и навыков, их обобщению и закреплению изученного материала, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словарного запаса.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в дедактической игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать и помочь в случае необходимости.
В своей работе мы широко используем дидактические игры, которые создаем своими руками. Для детей дошкольного возраста есть разработано много развивающих игрушек и специальных познавательных игр, которые способствуют развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, моторики. Примером одних из игр могут служить дидактические игры из бросового материала. В дидактических играх главное сенсорные задачи – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форма, величина, обучение грамоте. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес к дидактическим играм. Что же такое бросовый материал? И как его можно использовать в работе в изготовлении дидактических игр. Это то, что раньше называли мусором и выбрасывали, так как было не нужно. Бросовый материал – это пластиковые бутылки, стаканчики, коробки, упаковки от шампуней, втулки от туалетной бумаги, пластиковые крышечки, одноразовая посуда, и многое другое, что можно выкинуть.
Бросовый материал - это чудо, в наше время ему можно дать новую жизнь в умелых и творческих руках взрослых и детей. Мы, педагоги собираем и храним, все ненужные вещи, ведем работу с родителями, чтобы они не вбрасывали полезные и пригодные вещи, а в сою очередь даем этим вещам вторую жизнь и используем их в игре и на занятиях с детьми.
Цель:
- закрепление цифр и числового ряда в пределах 10;
- закрепление обратного и порядкового счета, соответствие числа и количества;
- развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умение анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм.
Оборудование:
- планшет (№ 1) на картонной основе с десятью пластиковыми «окошечками» - подписанные цифрами от 1 до 10;
- планшет (№ 2) на картонной основе с двумя рядами пластиковых окошечек для решения арифметических задач;
- карточки с цифрами от 1 до 10;
- карточки с возможными вариантами состава чисел от 1 до 10;
- карточки с изображением точек (по типу домино);
- карточки с изображением предметов по количеству.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (форма, количество, величина, время, пространство), которые способствует развитию понятий. В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и развитием элементарных математических представлений в предлагаемых методиках не всегда систематично, поэтому в связи с новыми требованиями необходимы разработки и применение новых методических подходов.
Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента математического мышления в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике.
Описание: Игра разработана для детей подготовительной группы.
Задачи:
- упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;
- совершенствовать знания о составе изученных чисел;
- формировать умение составлять числа из двух слагаемых;
- составлять условие задачи с заданными числами;
- формировать умение решать арифметические задачи на сложение, пользуясь знаками действий «плюс» и «равно»
Каждой цифре соответствует свое окошко на планшете № 1. Ребенку из предложенных карточек с цифрами необходимо выбрать ту, которая подходит к соответствующему окошку. Также подобрать все возможные варианты состава данного числа.



Далее из картинок с определенным количеством предметов нужно выбрать подходящую и положить в соответствующее окошко.
Затем ребенку предлагается составить условия задачи с выбранной картинкой.
Отобразить ее решение на планшете для записи примеров (№ 2), используя карточки с цифрами и арифметическими знаками. А также в отдельном поле на планшете № 2 составить решение, используя карточки с соответствующим количеством точек.
