"А в сердце светит Русь..." Лирика Сергея Есенина

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: лирика, С.А. Есенин, Лирика Есенина


Цель:

  • Представить учащимся творчество талантливого русского поэта С.Есенина, рассказать о его большой любви к родине.
  • Раскрыть особенности его лирики.
  • Развивать понимание содержания лирических произведений, продолжить обучение нахождению поэтических образов в природе.
  • Учить бережному отношению к природным объектам.
  • Способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной земле, к своему Отечеству.

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок. Вы умеете собирать пазлы? В конце урока из разрозненных кусочков мы должны сложить картину. Вам интересно, что у нас получится? Тогда приступим к игре. Поэтому мы должны постараться работать быстро и правильно, что успеть составить картину.

2. Проверка домашнего задания

- С чего начинается Родина?

Учитель: для каждого из нас родина начинается с чего-то своего, личного. Один представит себе безмятежное лазоревое небо юга, другой вспомнит бескрайнюю степь, яркую по весне от бесчисленных цветущих тюльпанов, а к осени седую от серебристого ковыля или яркую от сиреневых безвременников. Третий назовёт Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Для Льва Николаевича Толстого Родина начиналась с Ясной поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

Я думаю, что вы справились с домашним заданием и заслужили один пазл.

На уроке мы услышим еще одно объяснение в любви к этой скромной, застенчивой, трогательной и прекрасной земле; ещё раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром- миром поэзии…

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
Только скажут -
Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
Н.Браун

- Какой приём использовал Николай Браун в своём стихотворении? (звукопись)

- Сегодня мы будем читать стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Вы уже знакомы со стихами это удивительного поэта, многие строки и стихи помните наизусть.

Дети читают отрывки стихотворений С.Есенина.

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.

Вот оно, глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

Хорошо и тепло. Как зимой у печки.
И берёзы стоят, как большие свечки.

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой всплывает луны.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей.
Тёмным елям снится гомон косарей.

Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы , луга и дубравы, - я одурманен весной.

Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

- Умнички, мои. Вы заработали ещё один пазл.

А сейчас мы узнаем о жизни Серёжи Есенина.

Сообщения детей.

В осенний день 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С 2 лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей. В этой семье и прошло детство поэта. У Серёжи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Серёже было 3 с половиной года, они посадили его на лошадь и сразу пустили в галоп. Серёжа очумел, но крепко держался за гриву.

А как его учили плавать!

Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него бельё и , как щенка, бросал в воду. Серёжа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

После 8 лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Серёжа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Худощавый и низкорослый,
Среди мальчишек всегда герой.
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё пройдёт».

Бабушка очень любила внука, но ругала его за озорство.

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылели салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.

Серёжа очень любил природу. Часами мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Вот уже вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги.
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на крышу нашу.
Где-то песнь соловья я слышу.

Так протекало его детство. Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в московский учительский институт и стать педагогом. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Серёжи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с 9, но сознательное творчество началось с 16-17 лет.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Поэт Руси, он взял её у природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив, «душа моя- поле безбрежное», - так говорил о себе поэт.
Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Но и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им!

Учитель: думаю, что мы неплохо потрудились, ставим ещё один пазл.

Работа над стихотворением «Берёза»

- У вас на столе лежит листочек со стихотворением Сергея Есенина «Берёза».

Давайте прочитаем его. Читай, Маша.

- Где находится берёза, которую описал С.Есенин?

- Почему он посвятил ей целое стихотворение, если он видел её постоянно?

- Что он открыл для себя и для нас?

- Замечали вы сами, как красива берёза зимой?

- Подумайте, есть ли в стихотворении метафоры, и зачем их употребил поэт?

(Метафора – такой приём, когда переносят свойства одного предмета на другой по сходству)

Снежною каймой распустились кисти белой бахромой
И горят снежинки в золотом огне
Обсыпает ветки новым серебром

- Найдите олицетворения.

Сонная тишина лениво, обходя… обсыпает.

- Почему поэт сказал «принакрылась»? Как вы понимаете это? (не закрылась совсем, только чуть-чуть)

- В какое время суток поэт увидел берёзу? Утром, в лучах восходящего солнца или в пасмурный день? Подтвердите свой ответ чтением текста.

- Русская берёза - символ Родины. Берёзку милую, родную русские люди издавна считают символом родины, символом России. Берёзка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, в живописи и в фольклоре. «Берёза» - это первое опубликованное стихотворение С.Есенина. Произошло это в 1914 году. Было Есенину 19 лет.

Молодцы! Ставим ещё один пазл.

Работа со стихотворением «Поёт зима - аукает»

1. Чтение стихотворения.

- Какие зимние картины вы представили, читая это стихотворение?

- Что такое сосняк? (сосновый лес)

- В тексте встретилось красивое, редкое слово «стозвон». Поэт сам придумал его. Что оно обозначает?

- Что хотел автор выразить этим? (слышится много различных звуков, производимых раскачиванием сосен)

- А как это зима «аукает» этими звуками? (деревья перекликаются друг с другом)

- Почему этими звуками можно убаюкать лес? (они негромкие, приглушенные)

- Как плывут облака? (медленно, лениво, видимо, небольшой ветер)

- Почему Есенин назвал облака седыми (они серые, пушистые)

- Какие чувства приписываются седым облакам?

- Как называется этот приём?

- А почему они уплывают в далёкую страну? (им не нравится зима)

- Что сказано о зиме и вьюге?

- С чем сравнивает Сергей Есенин метель?

- Какой её синоним встречается в стихотворении?

- Какое чувство вызывают у вас озябшие от холода воробьи?

- Почему поэт называет их «воробышками», «пташками», а не воробьями или птицами?

- Какое удачное сравнение использует Есенин, говоря об усталых и голодных птичках?

- Как нужно прочитать строчки о воробышках? (с жалостью)

- Какую картину представим? (сиротки – некому их защитить, обогреть, греются друг от друга)

- А почему воробышки не спят, а только дремлют? (мороз, вьюга, холод не дают им уснуть)

- Какая зима в этом стихотворении? (недобрая, безжалостная, суровая, злая, трудная, красивая, ковром шелковым стелется, но больно холодна)

Выделить звуки ш-с – звуки метели.

- Но «больно холодна», - говорит поэт о метели. В каком значении употребляется слово «больно»?

-Всё ли так страшно в этом стихотворении? (Есенин говорит о весне)

- Как образно рисует автор весну в конце стихотворения?

Учитель: суровая зима и красавица весна – противоположные образы. Когда в стихотворении противопоставляются разные картины, мы их ярче представляем. Беспомощные, нежные воробышки противопоставляются бешеной вьюге и снежным вихрям; реальная суровая зима противопоставляется сну - мечте воробышков о весне.

- Какие чувства передал поэт в стихотворении? (жалость, жалко воробышков, они голодные, усталые, жмутся поплотней, чтобы согреться)

-Что можно сказать о поэте? (он любит и жалеет пташек малых, с теплотой чувств изображает их)

- Назовите в тексте олицетворения и метафоры. Зима поет, аукает, метелица стелется, вьюга стучит и злится)

Молодцы, ребята. Ставим еще один пазл.

Работа над стихотворением «Черёмуха»

Итак, воробышкам снится весна. А вы любите весну? Чем она вам нравится? Сейчас мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха». В народе говорят, рано зацвела черёмуха – будет тёплое лето. Чем раньше цветёт черёмуха, тем жарче будет лето. Когда у черёмухи много цвета, лето будет жаркое.

- Как вы понимаете это «много цвета»?

Когда цветет черёмуха, то становится прохладнее.

1. Чтение стихотворения.

2. Разбор стихотворения.

- Какой вы представили себе черёмуху?

- Какую картину вы увидели, читая это стихотворение?

(Цветёт черёмуха в мае. Белые веты похожи на гроздья, приятно пахнут.веточки раскидистой черёмухи блестят на солнышке, словно золотистые кудри. А рядом бежит серебристый ручей. Налетит ветерок, всколыхнёт ручеек, полетят прозрачные капельки на веточки черёмухи)

Словарная работа.

- Какие слова вам непонятны? ( медвяная роса - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце; пряная зелень – зелень с сильным запахом; проталинка - оттаявшая земля, на которой уже нет снега; вкрадчиво – тихо, на ушко)

- Какое настроение у этого стихотворения?( радостное, приподнятое, т.к. начинается весна, природа просыпается и всё это радует поэта)

- На какие картины можно разделить это стихотворение? (черёмуха, ручей)

- Просмотрите это стихотворение

- Найдите точные строки, где поэт описывает черёмуху. Какие красочные эпитеты он вводит для этого?( черёмуха душистая, ветви золотистые, зелень золотистая)

- Прочитайте четверостишие, где описывается ручей. Что можете сказать о нём? (бежит, поёт - признаки живого)

- Почему волна названа гремучей? А песня вкрадчиво? Как вы понимаете это?

- Как вы понимаете выражение «кудри завила»?

- Найдите метафоры – слова употребленные в переносном значении (роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит)

- Почему сначала струится маленький ручей, а потом он волной гремучей обдаёт ветки?

- Рассмотрите рисунок художника к стихотворению. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал стихотворение? Почему?

- Помог ли нам рисунок лучше понять стихотворение?

- Так что же увидел С.Есенин в черёмухе, что так поразило его в этом живом объекте природы? (кудрявые веточки, аромат цветов, золотистая зелень, роса медвяная)

Ставим последний пазл и пред нами прекрасное растение. Вы, наверно, догадались, что это ЧЕРЁМУХА.

Учитель: черёмуха не только красивое дерево. Оно также очень полезно Вот что пишет о черёмухе Ю.Дмитриев»: Черёмуха – одно из самых полезных наших растений. Убедиться в этом совсем нетрудно. Все знают, что вода в луже плохая, в ней находится много бактерий. Но если налить её в тарелку, положить рядом ветку черёмухи и всё это накрыть стеклянным колпаком, то через несколько минут бактерии будут мертвы. Их убила черёмуха. Даже не прикасаясь к воде

Вот почему, когда весной я вижу цветущую черёмуху, я думаю не о том, как бы скорее наломать букет, а как бы сохранить, сберечь это красивое и очень полезное дерево».

В лесу, где растет черёмуха, воздух всегда чистый, а после цветения на веточках образуются лекарственные плоды.

- Хорошо ли поступают те, кто ломает усыпанные цветами ветки?

- Вы заметили, что любимые цвета поэта - синий и голубой? Как вы думаете, почему? (эти цвета усиливают ощущения необъятности голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия).

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Сейчас я проверю, как внимательно вы читали стихи. Прочитайте слова, добавив гласные, определите, из какого стихотворения Сергея Есенина каждое слово.

ЧРМХ, ЗЛНЬ, ПТШК, ВЬГ, ВТРК, СРБР, БЛК, КДР

Черемуха, зелень, пташки, вьюга, ветерок, серебре, облака, кудри

- Так в чём, на ваш взгляд, заключается талант поэта?

Есенин обладал неповторимым даром улавливать и предавать тончайшие оттенки настроений, которые возникают в его душе; он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует, и передать свои ощущения в стихах.

Каждая «есенинская» строка согрета чувством безграничной любви к Родине. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна. Русь Есенина «васильками светится, здесь «белые липы… в саду», «дальний плач тальянки».

Поэзия Есенина удивительна земная. Она наполнена любовью к людям, к человеку, к родной земле. Когда-то Есенин признался: «моя лирика жива одной большой любовью к родине». Эту любовь к России мы чувствуем в каждом его слове, обращенном к берёзке под окном, к избе-старухе, к собаке, чьи глаза могут покатиться «золотыми звёздами в снег».

Для него это всё – родина, в ней его душа, страстная любовь и беспредельное счастье.

Я люблю родину.
Я очень люблю свою родину

С восхищением писал о Есенине украинский поэт Пабло Тычина «Сергей Есенин. Кого мне поставить в один ряд с ним - таким высокоодаренным, самобытным певцом России?» А современник Есенина поэт Тихонов справедливо утверждал : « его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Стихи Есенина написаны много лет назад, но и сейчас мы можем услышать их. А композиторы написали музыку к этим прекрасным стихотворениям. Давайте послушаем.

Прослушивание песни.

Наш урок подошёл к концу. Кто проникся любовью к стихотворениям Есенина, кто полюбил их всем сердцем, кому понравился наш урок, может присесть на лавочку под душистой черёмухой и ещё раз почувствовать её аромат, или помечтать на крылечке. Может, и среди вас будущий поэт?

А нашим гостям в память о нашей встрече – небольшие сувенирчики. Сегодня – Татьянин день – всем Танюшкам по цветочку черёмухи.