Методической разработка воспитательного мероприятия: «Урок мужества и памяти» (по материалам социального проекта «Память сильнее времени»)

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Класс: 7

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


1. Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия

2. Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Значимость проведения такого мероприятия, его результат, достижение планируемой цели, очень велико. Учитель, педагог здесь не имеет право на ошибку: тема «Великая Отечественная война» - одна из главнейших тем патриотического воспитания в школе. Данное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к истории страны, осознание неповторимости Отечества, его судьбе, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков; бережное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков. Поэтому, подготовка к мероприятию была длительной и очень кропотливой. Перед автором разработки стояла задача разговорить ребят, мотивировать их на исследовательскую, поисковую деятельность, сделать так, чтобы у каждого ученика возникла потребность высказаться, обратиться к поиску информации. Конечно, не сразу все принялись за работу и откликнулись на призыв принять участие в проекте. Некоторые мотивировали тем, что бабушки и дедушки живут далеко, что ничего никто не помнит…Однако, по мере работы над проектом и правильным поиском информации, получив даже незначительные сведения, эта деятельность увлекла весь класс. И вот уже класс превратился после уроков в настоящий архив, мастерскую, библиотеку…ребята несли все: от личных вещей до писем от далеко живущей бабушки. Прочитывали по несколько раз вслух, изучали карты, документы интернет ресурсов. Наконец, составили сценарий и проживали все его сюжеты вместе. Работа очень сплотила ребят, они стали как-то ближе друг к другу. К поиску информации подключились и родители. Екатерина Николаевна Румянцева предложила рассказать ребятам сама о своем дедушке, который был летчиком и перегонял американские самолеты по лен-лизу на фронт. Мероприятие прошло на одном дыхании! Цель была достигнута! Когда на 9 мая нам предложили нести вахту памяти на посту №1, все как один подняли руки, желая отдать дань своим прадедам.

Все оформление: демонстрационный стенд, фото, вечный огонь – все было выполнено ребятами.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

СЦЕНАРИЙ
воспитательного мероприятия «Урок мужества и памяти»
(по материалам социального проекта «Память сильнее времени», а также материалам семейных архивов учащихся и по воспоминаниям родственников ребят)

ВЛАДА: - Послушай, Ильдар, знаешь, что я сейчас подумала? Ты только не обижайся. Просто настроение такое нашло, захотелось сказать. Вот ты - мне нравишься, очень. Ты и пошутить мастер, и придумать что-нибудь, и вообще заводила. Ребята тебя уважают. А на войне я тебя представить не могу! И не просто так, абстрактно, а совершенно конкретно, а одном конкретном эпизоде.

ИЛЬДАР: - Ты думаешь, я не смог бы?

ВЛАДА: - Не знаю. Ты какой-то ... Помнишь, стул в информатике сломал, а а нас вместо тебя отругали! Ты же смолчал! Помнишь?

ИЛЬДАР: - Сравнила! На войне же особые обстоятельства. Да и когда это было - в шестом классе.

МАКСИМ: - Ладно, не обижайся! (обнимает его за плечи) Я тоже считаю: надо знать про своих дедов, прадедов и прапрадедов. Знать и думать, как они жи­ли, воевали. Ведь вы же не на пустом месте выросли... Давайте сегодня расскажем друг другу о своих близких и родных, защищавших Родину в суровые годы войны, и о тех, кто ковал победу в тылу.

ИЛЬДАР: - Ну вот, то меня ни за что ни про что обругали. Вы что, считаете, если я деда своего не помню, то в жизни, значит, чего-то не понимаю? Я может больше всех о своих родственниках знаю...

ВИОЛЕТТА: - И что ты, Ильдар, завелся? Никто тебя ни в чем не обвиняет. Просто мы считаем, что от того, какие были и есть наши деды и прадеды, в нашей жизни зависит очень многое. Это же наши корни, как у дерева.

ЛИЗА: - Я думаю о том, что вот каждый день мы в школу ходим, развлекаемся, учимся, что-то делаем, грустим, веселимся, жизнь кажется нам то светлой, то мрачной. А часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о "О ПОДВИГЕ, о ДОБЛЕСТИ, о СЛАВЕ" тех, - кто не вернулся с войны, о тех, кто встал за станки в тылу, о тех, кто пахал и сеял для фронта.

УЧИТЕЛЬ: - Представим себе день 22 июня 1941 года. Что за день? Начало лета. Закончены весенние посадки. Появились всходы хлебов, появилась надежда на урожай. Буйно цветут травы. Ученики заканчивают среднюю школу: выпускной бал. Воскресенье. Многие на отдыхе за городом. И вот ....

(На экране документальные кадры начала Великой Отечественной войны, звучит мелодия песни «Священная война» муз. А.В.Александрова, cл. В.И.Лебедева-Кумача)

Все изменилось за один день, надрывный плач женщин, крики детей, суматоха. Вереницы повозок, увозящие мужчин на войну, растянулись до горизонта. Рыдает все село. Не дай бог увидеть все это!

ВЕРОНИКА: - Ребята! Послушайте, что рассказывал мне мой прадедушка о первом дне вой­ны. Тогда он был только одиннадцати летним мальчиком, жил в деревне Демкино, Новгородской области. Не смотря на возраст, дедушка ясно помнит этот страшный день. Вся деревня стояла в глубоком молчании на площади перед сельсоветом, где висел репродуктор, а голос Молотова четко, размерено, жестко, произносил страшные слова, все плакали. Плакал вместе с ними и мальчик Ваня, мой прадедушка, еще не совсем понимая, что такое война. Потом из деревни уезжали мужики вместе с ними и отец Вани, мой прадедушка. Дедушка вспоминал, как он долго бежал по пыльной дороге за телегой, которая увозила на фронт его отца.

ЛИЗА: А мои родственники по папиной линии жили во время войны в Медногорске, Оренбургской области.

НАТАША: Мне папа рассказывал, что его родственники - в Череповце, а мамины - в Тюмени. Для них фронтом был тыл, где они трудились и день и ночь, чтобы наша Армия одержала победу над врагом.

ВИКА: У меня тоже по папиной линии родственники жили глубоко в тылу, в Азербайджане. Кто-то работал на полях, а некоторые делали снаряды для фронта.

АЛЕКСИЯ: Мой прадедушка, Архипов Алексей Архипович во время войны проживал в Чувашии. Там, в основном, работали на полях или на фермах, где выращивали скот. Тыл должен был накормить армию. В школу школьники ходили редко, чаще учились дома.

Писали на кусочках бумаги, газетах, писали углем или графитом.

Не хватало учебников, тетрадей, чернил. Холод, окна в классах забиты и засыпаны. Печное отопление, Ученики сами пилили, кололи дрова, топили печи. Учителя сами разлиновывали каждому ученику тетрадь. Дети рано взрослели и помогали старшим.

РОМА: А мои жили в Рязани.

ВИОЛЕТТА: Мой прадед, Виктор Николаевич Болдырев, родился 1925 году. В 1943, когда ему исполнилось 17 лет, ушел на фронт. Был танкистом; воевал на Белорусском фронте, затем освобождал Прагу и Берлин. Имеет награды и грамоты от командования. Домой в Казахстан, где ждала его мать, вернулся только через 7,5 лет, так как после войны продолжал служить в вооруженных силах СССР.

ОЛЕГ: А моя бабушка , Григорьева Наталья Ефимовна 1940 года рождения и ее мама - моя прабабушка Миронова Анна Павловна 1911 г.р. встретили войну под Смоленском. Древний русский город Смоленск всегда стоял на пути иноземных завоевателей в Москву. Вот и летом 1941 года он стал ареной ожесточенных сражений, разгоревшихся между германской армией и частями РККА. Немцы в течение июня-августа 1941 года разгромили основными силами нашу армию и двинулись на Москву.

АНТОН: А вот моя прапрабабушка, Пешкова Галина Андреевна, жила во время войны в Куйбышеве. В ее памяти навсегда остались оладьи из мерзлой картошки, щи с крапивой и хлеб с примесью отрубей и травы. Ели все, что могла дать земля, что могли вырастить сами.

ПОЛИНА: и мои родственники встретили войну здесь, в Самаре.

ЮЛЯ: Наш год, тогда назывался Куйбышев, он стал «Запасной столицей» страны. Сюда временно переехало правительство нашей страны и иностранные посольства. Было решено, что именно в здесь, Куйбышеве, 7 ноября 1941года и еще - в Москве и Воронеже будет проведен парад.

НАСТЯ: Парад, в честь 24-й годовщины Великого Октября стал парадом, с которого бойцы Красной армии уходили прямо на фронт. Шла Великая Отечественная война и враг рвался к Москве.

УЧИТЕЛЬ: Для всей страны парад 7 ноября 1941 года стал неожиданным, действительно радостным событием. Это был парад необыкновенный, парад-вызов, парад презрения к врагу, парад, проведенный на рассвете еще очень далекой, но уже предчувствуемой Победы. Он на небывалую высоту поднял дух советского народа. И одновременно нанес первое моральное поражение фашистам, фашистскому духу. Парад 7 ноября 1941 года стал одним из самых ярких событий военной поры в нашем городе.

ИЛЬДАР: Мой прапрадед - Собачкин Сергей Арсентьевич из села Спасское Куйбышевской области прошел дорогами войны и воевал за столицу нашей Родины - Москву. Из Москвы прошел дорогами войны через Краснодар, Абхазию, Украину, Польшу до Берлина. Награжден Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны I и II степени, медалью "За Отвагу" и другими.

ВАНЯ: А знаете, мой прадед - Горецкий Константин Константинович тоже воевал под Москвой. До войны он закончил «Тамбовское артиллерийско-техническое училище». За две недели до войны прадеда с такой же группой молодых лейтенантов, направили в Москву, в специальный отряд по испытанию совершенно нового, секретного вида вооружения: «Реактивной артиллерии». Это были «Катюши" тогда еще их перевозили лошади, и прадед рассказывал, что с лошадьми намаешься больше, чем с пушками! Испытывать новое оружие пришлось уже в боевой обстановке. Началась война! И прадед проучившись меньше года, в срочном порядке был направлен на фронт. Он считался «знатоком» и учил остальной личный состав. Прадед и его любимые «Катюши», всегда оказывались там где были самые ожесточённые бои, там где было тяжелее всего. Воевал под Калинином, «Старой Русой», Ленинградом, участвовал в сражении под Сталинградом, потом была «Орловско-Курская дуга». С боями прошли всю Белоруссию, Польшу, Германию. Из Берлина преодолев крутые горы «Судеты», прибыли в Прагу. Дед рассказывал, что один только зал полка «Катюш», сводил на нет все планы наступления немцев. За 8-10 секунд 184 реактивных снаряда «накрывали» площадь в 100 гектаров, это оказывало на противника очень страшное, психологическое воздействие, и он нёс большие потери людей и техники. Прадед награжден Орденом Отечественной войны I и II степени;

  • Медалью «За боевые заслуги» №162702;
  • Медалью «За боевые заслуги» б/н;
  • «За оборону Сталинграда»;
  • «За взятие Будапешта»;
  • «За освобождение Праги»;
  • «За взятие Берлина»;
  • Медалью «За победу над Германией».

ЛЕРА: И мой прадед участвовал в обороне столицы. Поучан Владимир Михайлович родился в 1914 году, в Красной Армии с 1936 года. В декабре 1941 уже в звании капитана служил в частях ОМА ПВО. Занимал должность заместителя командира 1748 зенитного артиллерийского полка 55 Зенитной Артиллерийской дивизии. Командовал батареей во время налета немецкой авиации на Москву. За умелое руководство был выдвинут на должность заместителя командира дивизиона, затем командира полка. Награжден двумя Орденами "Красном Звезды", Орденом Красного Знамени, медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне".

ВЕРОНИКА: Любовь Тимофеевна Шишикина (Шляндина), моя прабабушка родом их села Абашево, Хворостянского района Куйбышевской области. Её дед - Суворов Федот разводил лошадей, имел подсобное хозяйство. С женой Афимией жили ладно, дружно и имели пятерых детей. Одна из дочерей - Настасья вышла замуж за Шляндина Клементия Михайловича 1909года рождения. Это мой прапрадед. В годы войны он был призван на фронт и пропал без вести. Товарищ Клементия рассказывал в письме, что Клементий получил лёгкое ранение в кисть руки. После этого его больше никто не видел. Где воевал, на каком фронте, ничего не известно. Все уходили на войну, все воевали, и тогда было не очень-то важно узнать, кто и где воевал… Важно, чтобы вернулся с войны домой, а их в Абашево было не так много. У Шляндина Клементия был брат - Шляндин Андрей. Служил в наблюдательном пункте. Наблюдал за боем. Написал последнее письмо домой жене: «Пули свистят над головой, наверно не смогу вернутся домой, придётся тебе растить одной детей и…» подчерк поплыл. Дальше писал другой: «Ваш сын умер, пулевое ранение в живот». А моя прабабушка - Шляндина Лидия - ушла в город Куйбышев из своей деревни в шахтёрских калошах. Работала в КОТЭК - завод имени Тарасова. На станке нарезала резьбу на свечах. 22 июня 1941 года завод первым в Куйбышеве перешел на военное положение и сразу начал работать на нужды фронта. В первые, самые страшные, месяцы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что более 40% работников ушли защищать Родину, завод в кратчайшие сроки освоил выпуск специального электрооборудования для танков, армейских автомобилей, комплектующих деталей для оборонных предприятий страны. Ушедших на фронт мужчин заменили вставшие к станкам женщины и подростки. И моя прабабушка в их числе.

МАКСИМ: Моя прапрабабушка по маминой линии Яковлева Лидия Филипповна, в годы Великой Отечественной войны жила в Кинеле, Куйбышевской области и вспоминала всегда со слезами те тяжелые годы. Но также рассказывала, что все верили в Победу и ждали с фронта любую весточку, но чаще весточек приходили похоронки. Беда сблизила людей, горе одного человека становилось общим горем. Когда кто-то из деревенских по­лучал похоронку - плакали все. А когда кому-то приходило письмо с фронта, читали все вместе и радовались. Вечерами вязали варежки, носки, шили кисеты, а также для фронтовиков собирали и отправляли полушубки и валенки. Бабушка работала в колхозе, было очень трудно, но все равно вечерами, хотя - бы изредка, они выходили на улицу, пели песни.

ИЛЬДАР: Моя прабабушка Батракова Нина Яковлевна тоже работала в деревне Суходол Сергиевского района Куйбышевской области на тракторе в поле, затем на ЗИЛЕ Участвовала в Саратовской переправе через Волгу. Переправляли технику на фронт, а обратно забирали раненых. 1943 год. Попали под бомбежку. Она была беременная и от ужасов увиденного родила через несколько дней раньше срока. Она "Труженик тыла", награждена медалью "За Отвагу". Это был 1943 год, а ей было всего 22 года.

УЧИТЕЛЬ: Во все города, села, маленькие поселки огромной страны постучалась война. Тысячи танков и самолетов с черной свастикой вторглись в пределы нашей Родины, сея смерть и разрушения. В 1941-1945 гг. только из нашего Куйбышевского района г. Куйбышева ушли на фронт 6357 человек, вернулись – 3127.

АЛИНА: Война затронула каждого, не обошла и нашу семью. На фронтах Великой Отечественной войны воевал мой прадед - Измаил Халилович Челянов. Ему было всего 19 лет, когда 27 августа 1941 года он был призван Дзержинским РВК города Баку для прохождения действительной военной службы в частях Балтийского флота. С июня 1942 года по 1 ноября 1944 он служил в первой стрелковой роте 260-й бригады Морской пехоты командиром стрелкового отделения. Проходя службу на корабле "Красное знамя", отдавал все свои силы, знания для скорого наступления Победы. За мужество награжден Орденом "Красной Звезды".

ВЛАДА: Мой прапрадед - Сафронов Николай Яковлевич до войны работал токарем на заводе в г. Чапаевске. В октябре 1941 года был призван в армию. Мой прапрадед участвовал в разгроме немцев под Москвой. Был ранен в ноги. Пролежав в госпитале 5 месяцев снова вернулся на фронт. Это уже был Сталинград. Там служил в роте автоматчиков. Их бросали на самые опасные места Сталинградского фронта. За бои под Сталинградом награжден медалью "За оборону Сталинграда". Затем было форсирование Днепра и награждение медалью "За Отвагу". Вскоре их часть перебросили в Прибалтику. Там за спасение секретных документов был награжден орденом "Красной Звезды". Вторая мировая война для моего прапрадеда закончилась на Дальнем Востоке. И еще одна награда украсила грудь героя - медаль "За победу над Японией".

ВОВА: Мой прадед, Николаев Александр Игнатьевич 1913 года рождения, родился в Самаре, закончил школу - восьмилетку №15 и работал на заводе "Автотрактородеталь" или "Завод клапанов". В годы войны был призван в армию из Куйбышева. В составе танковой танковой дивизии в 1943 году, принял участие в Сталинградской битве. Освобождал Венгрию, Чехословакию, дошел до Берлина. Среди солдат , расписавшихся на рейхстаге был и мой прадед, Николаев Александр Игнатьевич. После войны он вернулся на родной завод клапанов, где проработал до конца своей жизни.

УЧИТЕЛЬ: С глубоким уважением отнеслись члены клуба "Гражданин" к судьбе простого рядового солдата, к его неприметному, на первый взгляд, ратному подвигу. Ведь именно такими, как он рядовыми Великой Отечественной, была завоевана Победа. На заседании клуба «Гражданин» было решено увековечить память нашего земляка, рядового Николаева Александра Игнатьевича.

НАСТЯ: Ребята, так родился наш проект «Вечная память победителям!» Итогом, которого стало открытие мемориальной доски на жилом доме по адресу: улица Минусинская, дом 5, с целью увековечения памяти Николаева Александра Игнатьевича.

АРТЕМ: Мои прапрадеды, отец и сын, Василий Никитич и Юрий Васильевич Емельяновы прошли всю войну и встретились в Берлине. Юрий Васильевич был водителем "полуторки": возил припасы на фронт, а обратно - раненых. Однажды попал на мину. Его грузовик подорвался, а прадед чудом не получил даже серьезного ранения. По маминой линии ее дед тоже воевал. Ушел на войну в 40 лет. Он участвовал в обороне Харькова, был пулеметчиком. Во время отступления наших, он и его напарник, которому было не более 20 лет остались на боевой точке прикрывать отступление. Был ранен. Оборонялись до последнего, но когда пошла немецкая пехота, они перевернули пулемет, обмазались кровью и прикинулись мертвыми. А дальше пошли танки, почти в метре от них. Затем пошло контрнаступление наших войск, и вся эта груда техники проехала мимо них еще раз только обратно, ну а потом пошли наши! Но от потери крови прадед потерял сознание. Нашли его санитары, которые собирали по окопам раненых.

ИЛЬЯ: Мой прадед, Жамков Григорий Иванович родился в городе Петровске Саратовской области в 1911. Закончил Балашовское летное училище. С 10.08.1933 года в рядах Красной Армии. В 1939 года участвовал в боях с милитаристской Японией на реке Хал-Хин-Гол. По информации с фото весной 1941 года находился в Монгольской народной республике, в декабре 1941 года в Усть-Орде. По информации с наградного листа от 08.02.1944 года служил в 9 ом Перегоночном Авиа Полку, где был награжден медалью "За боевые заслуги" за перегон самолетов. В августе 1948 года служил в Польше. 25.11.1948 года демобилизован из Советской Армии. Звание майор запаса. Награжден орденом Красной Звезды. Скончался в городе Куйбышеве.

Говорит: ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА РУМЯНЦЕВА:

ВАНЯ: Наш одноклассник, сделал фильм и рассказал о своем прадеде, давайте посмотрим этот фильм. (показ видео)

ВАНЯ: - Вечно будет хранить память благородных поколений имена отважных патриотов, вставших на защиту своей Родины. Примером высокого мужества и беззаветной преданности народу всегда будут служить светлые образы наших родных и близких: прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек. Всем не вернувшимся с войны и тем, кто умер в мирные дни не дожив до 75 - летия Победы - вечная память! Вечная память!

ИЛЬДАР: - Победа! Победа солдата! Я плачу и слез не таю. Да разве забыть 45-й Я мысленно вечно в бою.

(Звучит песня "Журавли” муз. Я.Френкеля, Сл. Р.Гамзатова»)

(Звучит колокольный звон, на экране изображение вечного огня, зажигая свечи, учащиеся произносят фамилии и имена погибших, умерших от ран и болезней и ставят свечи в военную каску, наполненную зерном)

ЮЛЯ: Наш проект мы посвятили близким и дорогим нам людям, на фронте или в тылу, прошедших суровые годы войны. О павших и живых. Проект о Подвиге, о Доблести, о Славе наших прадедов. Прадедах, о которых нам рассказали наши родители, наши бабушки и дедушки.

ВАНЯ: И мы будем стараться передавать эту память "От поколения к поколению".

(Звучит «Журавли")

Мы НАВСЕГДА запомним тех,
Кто смерти вовсе не боялся,
Кто смело в глаз смотрел врагу,
При этом гордо улыбался,
Кто песни пел, предчувствуя Победу…
СПАСИБО им! СПАСИБО нашим дедам

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы завершили наше мероприятие. Я благодарю вас за проделанную, столь серьезную работу. На сегодняшний день, огромное количество молодых ребят, школьников и студентов занимаются исследовательской и поисковой работой. Изучают карты, исследуют места сражений, находят захоронения времен Великой Отечественной войны и увековечивают память погибших воинов. Общероссийские детские общественные движения волонтерской, военно-патриотической направленности оказывают поддержку ветеранам, проводят значимые патриотические акции. Я предлагаю присоединяться к проведению социально значимых акций.

Ребята, скажите, насколько сегодня актуальна такая тема? Что вам дала работа над проектом? Какие чувства вы испытали, изучая материалы о ваших родственниках?

- Учащиеся отвечают, делятся своим мнением и впечатлениями о мероприятии и реализации проекта.

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Работа классного руководителя сложная, но интересная. Классный руководитель видит результат своей работы не сразу. Все успехи и все его ошибки отражаются на воспитании школьников. Поэтому у классного руководителя нет права на ошибку. Порой не хватает времени на составление нового сценария, наконец, иссякла фантазия творчества…Тогда нужно обратиться к детям, они укажут верное направление, а классному руководителю нужно сделать только один шаг: заинтересовать их. То, что делают дети сами, всегда для них важнее и интереснее, чем то, что мы им навязываем. Поэтому я рекомендую изучить мой методический материал и как по заготовленной канве вышить свой личный сценарий, пригласив учащихся быть мастерами этой вышивки.

Методическая разработка имеет четкую направленность на воспитание гражданских и патриотических качеств личности обучающихся. Особая значимость и ценность изложенного материала в том, что автором показано как можно достичь высокого результата в воспитании школьников, объединив традиционные (урок мужества) и современные (метод проекта) педагогические технологии в единое целое.

Методическая разработка воспитательного мероприятия обладает универсальностью: материалы разработки можно использовать в различных областях педагогической деятельности (преподавательской, учебной, просветительской). Богатый краеведческий материал, собранный ребятами, можно применить на уроках истории при изучении темы «Великая отечественная Война: единство фронта и тыла», для классных часов. Такой материал может лечь в основу музейной экспозиции, рекомендовать продолжить сбор материала волонтерскому движению. Можно сделать вывод, что данный методический материал, имеет практическую ценность.