ВВЕДЕНИЕ
Значение Великой Отечественной войны трудно приуменьшить, ведь именно борьбе за свободу и вкладу героев мы обязаны своей жизнью сегодня. Ведь именно герои Советского союза отстояли свою свободу и независимость. Благодаря самоотдаче и героическим подвигам укрепилась безопасность советских границ, в состав СССР вошли территории, населённые этническими славянами, украинцами и белорусами. Благодаря отваге и героизму, а часто и самопожертвованию, от фашистского ига были освобождены полностью или частично территории 13 стран мира. Это привело к тому, что ускорился процесс распада колониальной системы. На месте прежних колоний образовалось около 100 суверенных государств.
Актуальность данного события в том, что Победа Советского Союза способствовала росту его международного авторитета и влияния на мировой арене. По итогам войны СССР стал одной из двух ведущих мировых держав.
Поисково-исследовательская работа направлена на формирование комплекса поисково-исследовательских мероприятий, совершенствование современных форматов изучения основных событий Великой Отечественной войны посредством изучения истории семьи, привлечения внимания к мероприятиям патриотической направленности, посвященных празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Поисково-исследовательская работа проводится в соответствии с ч.2 ст.77 и п.22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Календарем образовательных событий учебный год и Плана основных мероприятий.
Цель работы:
- увековечение памяти о героях и Победе в Великой Отечественной войне, реализация работ по повышению исторической грамотности и патриотического воспитания молодежи посредством изучения истории семьи.
- борьба с фальсификацией истории через вовлечение молодежи в деятельность по сохранению исторической памяти и сопровождение мероприятий, посвященных празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- реализация методик и практик патриотического воспитания и обучения.
Задачи работы:
- формировать общественное мнение о важности сохранения исторической памяти о героических подвигах защитников Отечества, выдающихся людей, и значимости роли Советского народа в борьбе с фашизмом посредством изучения истории семьи;
- противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся образовательной организации ГБОУ «СШ № 16 ГО Макеевка»;
- содействовать воспитанию у учащихся молодежи гражданственности, патриотизма и уважения к подвигу защитников Отечества;
- формировать чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, укрепление связи между поколениями через активное изучение судеб представителей семьи;
- способствовать привлечению внимания общественности к важности изучения истории Великой Отечественной войны;
- использовать возможности современных информационно- коммуникативных технологий для создания проектов, направленных на увековечение памяти о Великой Отечественной войне.
В работе принимали участие:
- Буглова И.В. - руководитель проекта;
- Дементьев В.П. обучающийся ГБОУ «СШ № 16 ГО Макеевка».
- Хомченко А.В. выпускник ГБОУ «СШ № 16 ГО Макеевка»
Источник информации: семейные и городские архивы, СМИ. Работу представить в виде проекта.
ГЛАВА 1. Петросов А.И.
ФИО: Петросов Анатолий Савич (Исаевич), командир взвода разведки 899-го артиллерийского полка (13.04.1917-16.10.1986 гг.) (слайд № 2)
Звания (награды):
- Орден Боевого Красного Знамени;
- Орден Красная Звезда;
- Медаль «ЗА ОТВАГУ» и др. (слайд № 5)
Анатолий Савич родился 13.04.1917г. в Астрахани; Рано начал свою трудовую деятельность, с 1933 г. Получил техническое образование. Учился в Астраханском Речном техникуме, а в свободное время, дабы зарабатывать средства и помогать семье работал в порту. С рвением и удовольствием поступил на службу. Служил в советской армии.
Когда пришли тяжелые годы лихолетия военного, не остался в стороне. С 1941-1945 гг. Участник Великой Отечественной войны (член ревизионной комиссии Советских ветеранов отечественной войны 337 с.д.). За годы войны хлебнул не мало горя, проявил мужество и отвагу, побывал в горячих точках и участвовал в освобождении городов. Участник Корсунь-Шевченковской операции (337 с.д.); (слайд №3) Участвовал в освобождении г. Лубны, Герой СССР. (слайд №4) Награды красноречиво говорят о боевых подвигах: Орден Боевого Красного Знамени; Орден Красная Звезда; Медаль «ЗА ОТВАГУ» и др. (слайд № 5).
Пройдя войну, вернулся живым. Поселился в г. Макеевка, создал семью. На месте не сидел и продолжал трудиться. В послевоенное время с 1947 г. работал на шахте им. Кирова. Позже, с1952 г. по 1954 гг. рабочий в системе в.д. С 1954 по 1960 гг. работал в ОРС Совуголь и работа на шахте 19-20. (ныне пос. Ханженково, г. Макеевка). В период оздоровительного сезона работал в детских оздоровительных лагерях. (слайд № 6)
О герое Советского Союза информация запечатлена в изданиях. Публикация в издании «Восхождение» Б.Сермана, однополчанина Петросова А.С. с памятной подписью автора. (слайд № 7) Издание «Восхождение о Петросове А.С» (слайд № 8, 9) А.И.Петросов, командир взвода разведки 899-го артиллерийского полка; издание «Восхождение»(слайд № 10)
Последние годы жизни прожил в г.Макеевка Советского района. Анатолий Исаевич Ежегодно встречался с товарищами о однополчанами в г.Лубны. Скончался 16.10.1986 г. (слайд № 11)
В честь героя Советского Союза назван его правнук Хомченко Анатолий, который к сожалению не видел своего предка, но с удовольствием провел исследовательскую работу в семейном и городском архивах и выступил на классном часу приуроченному памяти Героев ВОВ.
ГЛАВА 2. «Капитан Тихоокеанского флота»
ФИО: Дементьев Илья Федорович (1921-2012).
Звание (должность): капитан третьего ранга. (слайд №2)
Своей жизнью наше поколение обязано нашим дедам и прадедам, которые были близко знакомы со смертью, чувствовали и физическую, и моральную боль, родители теряли своих детей, дети - родителей. Но они победили, доказали, что наша страна сильна духом и может пройти самые сложные испытания. Защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах. (сл. № 3)
Мой родной прадедушка, Дементьев Илья Фёдорович, родился 25 ноября 1921 года на запорожской земле в г. Мелитополе, в семье рабочего. В 1934 году семья переехала в п. Ханжонково, г. Макеевка. Жили в бараке в Пролетарской слободе. Учился очень хорошо, увлекался фотографией, любил возиться с техникой, был добрым и справедливым. После окончания 10 класса СШ № 72, в 1940 году, сразу после выпускного, его призвали на действительную службу на Дальний Восток в г. Владивосток, где с 1935 года базировался Тихоокеанский флот. (сл. № 4)
Прадедушка Илья служил на катерах типа МО-4 (морской охотник), они отличались лёгкостью, стремительностью хода, манёвренностью, шли с большой скоростью. В мирное время они выполняли задачи по охране государственной границы, в военное – действовали в составе флота. (сл. № 5)
В 1940 году он был переведён в порт Находка, находившийся на северо-западном побережье Японского моря. Этот важный стратегический пункт нужно было охранять. Прадедушка служил в Находке пулеметчиком до 1942 года.
Затем в составе спецкоманды, прадед Илья был направлен на Чукотку, в Берингов пролив, где пришлось охранять порт Провидения, который был важным стратегическим объектом, через который шли военные грузы из США через Аляску в СССР. (сл. № 6)
Охраняя порт, военные грузы, наши моряки постоянно находились под прицелом врага. Часто наши катера – морские охотники, попадали под огонь противника.
Как-то внезапное нападение врага потопило израненный сторожевой катер. Несколько суток боролись моряки с грозными холодными волнами, уцепившись за обломки погибшего катера. В числе тех, кому удалось спастись, был мой прадед Илья. (сл.
№ 7)
Пока шла война в Европе, Дальний Восток работал на Победу здесь. Япония не скрывала своих намерений: разгромить советские войска в Приморье, захватить Владивосток и Хабаровск, Северный Сахалин, Петропавловск-Камчатский, оккупировать Дальний Восток и выйти к Байкалу.
В ночь на 9 августа войска трёх фронтов – Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных – перешли границу с Маньчжурией и Кореей, оккупированных Японией, и начали наносить удары на расчленение и уничтожение Квантунской армии. Со стороны Японского моря их поддерживал Тихоокеанский флот СССР, где на одном из катеров служил прадедушка. (№ 8-9)
Самая драматичная, сложная и кровавая была операция на островах Курильской гряды. Освобождение Курил осуществлялось по двум направлениям: с севера и с юга Курилы сдались последними. Это была последняя военная операция, в которой участвовал Илья Федорович Дементьев. За отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке прадедушка награжден медалями и орденами, сохранилась также благодарность. (№ 10). Награды (№ 11-15)
После окончания военных действий на Дальнем Востоке, моего прадедушку, как опытного моряка, старшину второй статьи, направили на службу на Черноморский флот.
Демобилизовался он в 1948 году в звании капитана третьего ранга. Сразу после демобилизации встретил свою любовь, мою прабабушку Зинаиду Васильевну, с которой прожил 64 года совместной жизни. На гражданке был инструктором по партийно-комсомольской работе Советского района г. Макеевки. Затем окончил политехнический институт, горный факультет. Работал начальником отдела кадров шахты №21, трудился председателем шахтного комитета, парторгом. (№ 16)
В марте 2011 г. в газете «Вечерняя Макеевка» вышла статья о семье прабабушки и прадедушки под названием «Встреча длиной в бриллиантовую свадьбу», в которой дедушка рассказывал о службе на Дальнем Востоке, встрече с бабушкой Зинаидой и мирной семейной жизни. (№17)
Летом 2012 года на 91 году прадедушка ушёл из жизни, провожали его всем посёлком с воинскими почестями. В память о любимом прадедушке Дементьеве Илье Федоровиче наша семья хранит его фото, наградные документы, фуражку и китель с медалями и орденами. (№ 18)
Победа над фашизмом, японским милитаризмом дала возможность правнукам пользоваться всеми благами жизни. Если бы не победили наши храбрые солдаты, не отстояли нашу землю, не родились бы мои дедушки и бабушки, не родились бы мои родители, не было бы и нас.
Мы помним! Мы гордимся, что наши родные и близкие имеют самое прямое отношение к Великой Победе! (№ 19)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы было стремление увековечить память о героях и Победе в Великой Отечественной войне, повысить историческую грамотность и уровень патриотического воспитания молодежи посредством изучения истории семьи. В реалии современных событий, особое место в работе занимает борьба с фальсификацией истории через вовлечение молодежи в деятельность по сохранению исторической памяти и сопровождение мероприятий, посвященных празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. через поисково-исследовательскую деятельность учащихся-реализация методик и практик патриотического воспитания и обучения.
Через заинтересованность и личные действия учащихся было принято решение формировать общественное мнение о важности сохранения исторической памяти о героических подвигах защитников Отечества, выдающихся людей, и значимости роли Советского народа в борьбе с фашизмом посредством изучения истории семьи, тем самым противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, а также реализовать духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся образовательной организации ГБОУ «СШ № 16 ГО Макеевка».
Данный вид организации работы позволил содействовать воспитанию у учащихся молодежи гражданственности, патриотизма и уважения к подвигу защитников Отечества и формировать чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, укрепление связи между поколениями через активное изучение судеб представителей семьи. Презентации поисковых работ способствовали привлечению внимания общественности к важности изучения истории Великой Отечественной войны.
Таким образом, подводя итоги могу отметить, что организация поисково-исследовательской работы (проект) на базе ГБОУ «СШ №16 ГО Макеевка) благотворно влияет на воспитание качеств учащихся, таких как: уважение и благодарность к героям войны которые пожертвовали многим ради победы; сохранение исторической правды о подвигах, помогает противостоять искажению и забвению исторических событий, личностей; формированию патриотизма и чувства причастности.
Следовательно, цели и задачи проекта считаю выполненными. Планирую продолжить работу над проектом.
Источники: семейные архивы с.Дементьевы, с.Хомченко.