Цель:
- Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа.
- Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный словарь новыми словами.
Задачи: Познакомить детей с жилищем русских людей, с внутренним убранством крестьянской избы, одеждой и предметами быта.
План ОД
- Беседа о жилищах русского народа, внутреннем убранстве крестьянской избы и о предметах домашней утвари, об одежде русских людей.
- Рассматривание иллюстраций домашней утвари, жилища, одежды.
Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей словами: Сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок, рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, прялка, рушник.
Ход НОД
Воспитатель:
На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громко плачет)
Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Ребята:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка: Ой! Вы кто?
Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка: А это что, ваш дом?
Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди, Василиса, про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
(Дети садятся на лавки)
Воспитатель: Печь – это символ добродетели и тепла. Дети, зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерева или глины.
На лавках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Девочка: А где у вас кран с водой? Где вы воду берете, чтобы готовить в вашей печи, умываться?
(мнемотаблица)
Льётся водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
(См. Приложение 1)
Девочка: А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Воспитатель: Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель: Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
- (Когда семья вместе, и душа на месте,
- В дружной семье и в холод тепло,
- В хорошей семье хорошие дети растут,
- Дружная семья не знает печали,
- Семья в куче, не страшна и туча,
- Везде хорошо, но дома лучше.)
Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель: Принеси, Артем, покажи, чем мы освещаем горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит свечу на стол, зажигаем.)
Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель:
Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель: Любим мы чаёвничать - чай с баранками попить.
Но прежде чем пить чай с нашей дорогой гостьей,
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.
Загадки по ТРИЗ
Воспитатель: Ой, дети, а давайте еще поиграем?
Игра на сравнение систем
«На что похоже»
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
На что похоже солнце? А колобок?
И последнее задание для вас:
Нам ведь нужно как-то отправить нашу гостью в её время? А на чем мы можем ее отправить? (Ответы детей). А давайте мы отправим ее на ракете будущего? Для этого, пройдите за столы и по схеме из любимых вами блоков Дьенеша, постройте нашей гостье ракету, на которой она полетит домой (Приложение 3).
(конструирование детей)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы поиграли, а теперь….
Закрывайте все глаза,
Сказке кончиться пора.
Вокруг себя обернись
В детском саду окажись.
Ну а теперь, приглашаю всех за стол пить чай с баранками.
Список литературы
- Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011. - 752 с.
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 400 с.
- Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.
- Гин С.И. Мир загадок (2006 г.) — 127 стр.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр.
- Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.
- Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: АСТ, 2008. - 752 с.
- Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников и младших школьников. Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей (2008 г.) — 122 стр.
- Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.
- Интернет-ресурсы.