Конспект занятия-развлечения по речевому развитию с элементами фольклора на тему «Русский быт»

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: русский фольклор, быт русского народа


Цель:

  • Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа.
  • Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный словарь новыми словами.

Задачи: Познакомить детей с жилищем русских людей, с внутренним убранством крестьянской избы, одеждой и предметами быта.

План ОД

  • Беседа о жилищах русского народа, внутреннем убранстве крестьянской избы и о предметах домашней утвари, об одежде русских людей.
  • Рассматривание иллюстраций домашней утвари, жилища, одежды.

Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей словами: Сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок, рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, прялка, рушник.

Ход НОД

Воспитатель:

На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!

(Вбегает девочка громко плачет)

Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)

Ребята:

Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Девочка: Ой! Вы кто?

Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.

Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.

Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.

Девочка: А это что, ваш дом?

Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?

Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.

Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.

Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.

Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди, Василиса, про печь нам расскажи!

Ребенок:

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!

Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.

Физминутка:

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)

Воспитатель: Печь – это символ добродетели и тепла. Дети, зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

Все в избе сделано из дерева или глины.

На лавках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.

Девочка: А где у вас кран с водой? Где вы воду берете, чтобы готовить в вашей печи, умываться?

(мнемотаблица)

Льётся водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.

(См. Приложение 1)

Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

Воспитатель: Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)

Воспитатель: Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.

  • (Когда семья вместе, и душа на месте,
  • В дружной семье и в холод тепло,
  • В хорошей семье хорошие дети растут,
  • Дружная семья не знает печали,
  • Семья в куче, не страшна и туча,
  • Везде хорошо, но дома лучше.)

Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?

Воспитатель: Принеси, Артем, покажи, чем мы освещаем горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит свечу на стол, зажигаем.)

Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.

Воспитатель:

Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.

Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Золотые ворота»

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

(играем 3-4 раза)

Воспитатель: Любим мы чаёвничать - чай с баранками попить.

Но прежде чем пить чай с нашей дорогой гостьей,

Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки по ТРИЗ

(Приложение 2)

Воспитатель: Ой, дети, а давайте еще поиграем?

Игра на сравнение систем

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

На что похоже солнце? А колобок?

И последнее задание для вас:

Нам ведь нужно как-то отправить нашу гостью в её время? А на чем мы можем ее отправить?  (Ответы детей). А давайте мы отправим ее на ракете будущего? Для этого, пройдите за столы и по схеме из любимых вами блоков Дьенеша, постройте нашей гостье ракету, на которой она полетит домой (Приложение 3).

(конструирование детей)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы поиграли, а теперь….

Закрывайте все глаза,
Сказке кончиться пора.
Вокруг себя обернись
В детском саду окажись.

Ну а теперь, приглашаю всех за стол пить чай с баранками.

Список литературы

  1. Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011. - 752 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 400 с.
  3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.
  4. Гин С.И. Мир загадок (2006 г.) — 127 стр.
  5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр.
  6. Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.
  7. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: АСТ, 2008. - 752 с.
  8. Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников и младших школьников. Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей (2008 г.) — 122 стр.
  9. Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.
  10.  Интернет-ресурсы.