Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в основной школе

Разделы: Русский язык


Усвоение – это активное думание.
То, что материал понятен, еще не знания.
Опытный учитель стремится внести
активную работу в самый процесс осмысления.
В.А.Сухомлинский

Слова великого педагога сегодня, когда Государственный образовательный стандарт основного общего образования ДНР, предполагая комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов), стимулирует цели современного образования на развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира, особенно актуальны.

Сегодня мы не сомневаемся в правильности вывода Василия Александровича: «ухищрения педагога, направленные на то, чтобы в своем изложении (объяснении) сделать буквально все совершенно понятным, нетрудным, часто освобождают учеников от необходимости мыслить». Его мысль о том, что «думание должно отражаться в делании» не только прошло испытание временем, но и стало основой современного деятельностного метода обучения, использование которого является приоритетным при формировании УУД.

Так, что бы научиться систематизировать, нужно владеть понятиями, уметь выделять основные признаки, видеть связь понятий, чтобы отстаивать свою точку зрения - уметь найти и предоставить аргументы, чтобы научиться планировать, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, общению с людьми, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или по его применению.

Способы организации учебной деятельности учащихся, содержание каждого учебного предмета создаёт для учителя определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

При изучении программного материала по русскому языку в 8-9 классах я особое внимание обращаю на такие смысловые акценты УУД, как жизненное самоопределение (личностные УУД), целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (регулятивные УУД), моделирование (перевод устной речи в письменную речь) (познавательные УУД).

Так как основой метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация, урок получил новую форму проблемно-диалогическую. При его подготовке я в обязательном порядке определяю новое, конструирую проблемные ситуации, планирую действия, самостоятельную работу учащихся, решения, выводы по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами, результаты, решения проблемы, задания для применения нового знания.

Для того чтобы урок получился содержательным, формулирую одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. При этом проблему метапредметного характера ставлю так, чтобы ученик захотел её решить, таким образом вызываю интерес у учеников.

Основным средством для формирования познавательные УУД для меня является создание проблемных ситуаций и использование задач и проектов на выстраивание стратегии поиска решения задач; на сравнение, оценивание; на проведение эмпирического исследования; на проведение теоретического исследования; на смысловое чтение.

Эти же средства в форме ролевых и групповых игр способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий, потому что формируют у учащихся умения учитывать позиции партнёра, осуществлять сотрудничество и способствуют передаче информации, отображая предметное содержание.

Основными видами учебных задач на уроках русского языка является работа с эпиграфом урока, позволяющим осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с новой темой урока, работа с текстом (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера), использование иллюстративного ряда (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений), продуктивных заданий(вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, ученик формулирует свою версию ответа), работа по принципу минимакса, когда ученику предлагается как основной материал, в виде правил, определений, ключевых слов, так и дополнительный материал, использование таких приёмов как «бюро прогнозов», «отсроченная отгадка», включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Каждый урок русского языка позволяет учителю формировать у учащихся УУД, потому что очень широк спектр методов и приёмов обучения: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающий (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров- подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка.

На каждом этапе урока чётко формулирую задания для учеников, стараюсь определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен, продумывать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подбирать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

Формы контроля и проверки метапредметных результатов и УУД тоже же разнообразны: это работа с картой «Мои шаги в освоении темы», входной контроль, текущий контроль: блиц-опрос, экспресс-опрос; фронтальный опрос, выполнение творческих заданий исследовательского, проектного характера; технология «портфолио», как форма аутентичного оценивания, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Использование такого подхода не только помогает детям усвоить материал, но и формирует у них представление о русском языке, как о системе знаний о мире, выраженном в звуках, буквах, словах, предложениях, тексте, помогает учащимся принимать знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые они осмысливают и могут применить в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Г.Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Гордеева В. И. Взаимосвязь исследовательской деятельности и метапредметных действий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности //nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/12
  3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart.edu.ru/
  4. 4.Першина Л.Р. Пути и способы достижения учащимися метапредметных результатов образования при обучении русскому языку и литературе в условиях системно-деятельностной парадигмы образования (на примере УМК издательства «ДРОФА»): Рабочая тетрадь. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. – 10 с.
  5. Порошина С. Типовые задачи по формированию универсальной учебной деятельности на уроках русского языка) https://open-lesson.net/580
  6. Перевозчикова Л.В. Формирование метапредметных результатов дистанционных форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе //cyberleninka.ru/article/
  7. Роднина Т.И. Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах (из опыта работы учителя) https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/formirovaniie-mietapriedmietnykh-
  8. В.А.Сухомлинский Избранные педагогические сочинени я: В 3-х т. Т.3/ Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И.Сухомлинская, - М.: Педаггика, 1981. - 640с.
  9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/
  10. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.
  11. Янцен М.А. Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/12/formirovanie-metapredmetnykh-svyazey-na-urokakh-russkogo