Пояснительная записка
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения. А также, это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет техническую направленность.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх3597/21в от 24.03.2016).
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
- Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».
Актуальность данной программы в том, что воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании также невозможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать данные, делать умозаключения, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы в том, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому желательно приблизить учебную деятельность к познавательной внедряя продуктивные методы обучения.
Новизна программы в том, что она ориентирована на обучающихся 3-х курсов школ Центра «Диалог» и ее тематика интегрируется с программами по Web-конструированию и практико-ориентированному программированию, помогая воспитанникам в создании проектов.
Цель курса: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи курса.
обучающие:
- уметь формулировать тему учебно-исследовательской работы;
- знать методы проведения исследовательской деятельности;
- уметь оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы.
развивающие:
- способствовать развитию творческого и познавательного потенциала любого ребенка;
воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
- воспитывать избирательное отношение к полученной информации.
Программа технической направленности рассчитана на 2 года (144 часа) по 2 часа в неделю и рекомендуется для обучающихся 14-16 лет прошедших обучение в объединениях Центра «Диалог». Состоит из разделов: введение в учебно-исследовательскую деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов, практических работ.
Способы проверки ожидаемых результатов. В течение года проводятся практические работы с целью промежуточной оценки знаний, полученных обучающимися.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. В течение года обучающиеся выполняют учебно-исследовательскую работу по выбранной теме и в конце года защищают ее на научно-практической конференции Центра «Диалог».
При составлении поурочного планирования на основе данной программы количество часов по темам и разделам, а также последовательность их изложения может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, форм и методов обучения.
Ожидаемые результаты:
- знаком с методологией исследовательской деятельности;
- знает этапы учебно-исследовательской работы и;
- имеет работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать;
- умеет оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы
- умеет решать различные исследовательские задачи.
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской работы;
Обучающиеся должны уметь:
- формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность;
- составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
- выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
- определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
- формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
- работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;
- составлять аннотацию;
- рецензировать чужую учебно-исследовательскую работу;
Рабочая программа воспитания
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)
Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Цель воспитательной программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной программы
Предметные:
- содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося;
- предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих объединений различной направленности;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
Личностные:
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.
Метапредметные:
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся;
- совершенствование системы воспитательной работы, используя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.
Результат воспитания - это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания.
Формы работы направлены на:
работу с коллективом обучающихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
- обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий в течение года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
- Вариативность дополнительных программ позволяет обеспечивать многообразие видов деятельности, областей знаний, которые максимально способствует удовлетворению интересов, развитию интеллекта, творческой реализации в зависимости потребностей детей и их родителей.
Календарный план воспитательной работы
Уровень |
Название |
Форма проведения |
Сроки |
Диалог |
Неделя безопасности дорожного движения |
очная |
сентябрь |
Диалог |
Опыт педагогическо-преподавательской деятельности «День Самоуправления» |
очная |
октябрь |
Диалог |
День народного единства |
очная |
ноябрь |
Диалог |
Профориентационная встреча с выпускниками «Эстафета поколений» |
очная |
январь |
Диалог |
Учебно-исследовательская конференции «Фестиваль творческих проектов» |
очная |
апрель-май |
Федеральный |
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (урокцифры.рф) |
онлайн |
сентябрь-апрель |
Федеральный |
Проект «Изучи интернет – управляй им!» (игра-интернет.рф) |
онлайн |
в течение года |
Федеральный |
Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи интернет – управляй им» (игра-интернет.рф) |
онлайн |
ноябрь |
Федеральный |
Единый урок по безопасности в сети Интернет (Единыйурок.дети) |
онлайн |
октябрь-декабрь |
Федеральный |
Ярославские интернет-олимпиады https://projects.edu.yar.ru/ |
онлайн |
в течение года |
Международный |
Международные олимпиады и викторины на образовательной онлайн-платформе «Видеоуроки в интернет» (videouroki.net) |
онлайн |
сентябрь-июнь |
Международный |
Международные викторины и олимпиады «Знанио» (znanio.ru) |
онлайн |
в течение года |
Материально-техническая оснащенность образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение кабинетов:
- персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;
- проектор и экран;
- акустические колонки;
- принтер.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows;
- интегрированный офисный пакет MSOffice 2007 / MSOffice2010.
- Конференц-зал
- 1 шт. персональный компьютер Pentium CPU 8gb RAM 128Fb SSD, 1 шт. интерактивный дисплей 85" с поддержкой сенсорного ввода
- Компьютерный класс №1
- 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
- Компьютерный класс №2
Методические особенности преподавания курса
Для наилучшего усвоения материала программы используются различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- формы занятий: лекция, семинаров, круглых столов, самостоятельная работа.
- способы обучения: индивидуальная и групповая работа.
- форма подведения итогов: практические работы, проектные работы и др.
- методы организации учебно-воспитательного процесса: проблемное обучение, частично поисковый.
Технологии и методики, рекомендуемые к применению при реализации данной программы: методика проблемного обучения, проектное обучение.
Методика проблемного обучения
При равных возможностях использования всех возможных методов организации учебно-воспитательного процесса приоритетным является методика проблемного обучения.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:
- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- быть доступным для обучающихся;
- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного;
Достоинства проблемного обучения:
- высокая самостоятельность обучающихся;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающегося.
Проектное обучение
«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
- происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Список литературы для педагога
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов. — М.-Л., 1951. Т. III.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.