Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учебно-исследовательская и проектная деятельность»

Разделы: Информатика, Технология, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Пояснительная записка

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения. А также, это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет техническую направленность.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх3597/21в от 24.03.2016).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»).
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Актуальность данной программы в том, что воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании также невозможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать данные, делать умозаключения, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы в том, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому желательно приблизить учебную деятельность к познавательной внедряя продуктивные методы обучения.

Новизна программы в том, что она ориентирована на обучающихся 3-х курсов школ Центра «Диалог» и ее тематика интегрируется с программами по Web-конструированию и практико-ориентированному программированию, помогая воспитанникам в создании проектов.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи курса.

обучающие:

  • уметь формулировать тему учебно-исследовательской работы;
  • знать методы проведения исследовательской деятельности;
  • уметь оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы.

развивающие:

  • способствовать развитию творческого и познавательного потенциала любого ребенка;

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
  • воспитывать избирательное отношение к полученной информации.

Программа технической направленности рассчитана на 2 года (144 часа) по 2 часа в неделю и рекомендуется для обучающихся 14-16 лет прошедших обучение в объединениях Центра «Диалог». Состоит из разделов: введение в учебно-исследовательскую деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов, практических работ.

Способы проверки ожидаемых результатов. В течение года проводятся практические работы с целью промежуточной оценки знаний, полученных обучающимися.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. В течение года обучающиеся выполняют учебно-исследовательскую работу по выбранной теме и в конце года защищают ее на научно-практической конференции Центра «Диалог».

При составлении поурочного планирования на основе данной программы количество часов по темам и разделам, а также последовательность их изложения может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, форм и методов обучения.

Ожидаемые результаты:

  • знаком с методологией исследовательской деятельности;
  • знает этапы учебно-исследовательской работы и;
  • имеет работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать;
  • умеет оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы
  • умеет решать различные исследовательские задачи.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской работы;

Обучающиеся должны уметь:

  • формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность;
  • составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
  • выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
  • определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
  • формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
  • работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;
  • составлять аннотацию;
  • рецензировать чужую учебно-исследовательскую работу;

Рабочая программа воспитания

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)

Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Цель воспитательной программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи воспитательной программы

Предметные:

  • содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося;
  • предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих объединений различной направленности;
  • развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
  • способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.

Личностные:

  • способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  • формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
  • содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.

Метапредметные:

  • развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
  • содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся;
  • совершенствование системы воспитательной работы, используя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.

Результат воспитания - это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания.

Формы работы направлены на:

работу с коллективом обучающихся:

  • формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
  • обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
  • развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
  • содействие формированию активной гражданской позиции;
  • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

работа с родителями:

  • организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
  • содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий в течение года);
  • оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
  • Вариативность дополнительных программ позволяет обеспечивать многообразие видов деятельности, областей знаний, которые максимально способствует удовлетворению интересов, развитию интеллекта, творческой реализации в зависимости потребностей детей и их родителей.

Календарный план воспитательной работы

Уровень

Название

Форма проведения

Сроки

Диалог

Неделя безопасности дорожного движения

очная

сентябрь

Диалог

Опыт педагогическо-преподавательской деятельности «День Самоуправления»

очная

октябрь

Диалог

День народного единства

очная

ноябрь

Диалог

Профориентационная встреча с выпускниками «Эстафета поколений»

очная

январь

Диалог

Учебно-исследовательская конференции «Фестиваль творческих проектов»

очная

апрель-май

Федеральный

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (урокцифры.рф)

онлайн

сентябрь-апрель

Федеральный

Проект «Изучи интернет – управляй им!» (игра-интернет.рф)

онлайн

в течение года

Федеральный

Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи интернет – управляй им» (игра-интернет.рф)

онлайн

ноябрь

Федеральный

Единый урок по безопасности в сети Интернет (Единыйурок.дети)

онлайн

октябрь-декабрь

Федеральный

Ярославские интернет-олимпиады https://projects.edu.yar.ru/

онлайн

в течение года

Международный

Международные олимпиады и викторины на образовательной онлайн-платформе «Видеоуроки в интернет» (videouroki.net)

онлайн

сентябрь-июнь

Международный

Международные викторины и олимпиады «Знанио» (znanio.ru)

онлайн

в течение года

Материально-техническая оснащенность образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение кабинетов:

  • персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;
  • проектор и экран;
  • акустические колонки;
  • принтер.

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows;
  • интегрированный офисный пакет MSOffice 2007 / MSOffice2010.
  • Конференц-зал
  • 1 шт. персональный компьютер Pentium CPU 8gb RAM 128Fb SSD, 1 шт. интерактивный дисплей 85" с поддержкой сенсорного ввода
  • Компьютерный класс №1
  • 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
  • Компьютерный класс №2

Методические особенности преподавания курса

Для наилучшего усвоения материала программы используются различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • формы занятий: лекция, семинаров, круглых столов, самостоятельная работа.
  • способы обучения: индивидуальная и групповая работа.
  • форма подведения итогов: практические работы, проектные работы и др.
  • методы организации учебно-воспитательного процесса: проблемное обучение, частично поисковый.

Технологии и методики, рекомендуемые к применению при реализации данной программы: методика проблемного обучения, проектное обучение.

Методика проблемного обучения

При равных возможностях использования всех возможных методов организации учебно-воспитательного процесса приоритетным является методика проблемного обучения.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • быть доступным для обучающихся;
  • должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного;

Достоинства проблемного обучения:

  • высокая самостоятельность обучающихся;
  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающегося.

Проектное обучение

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

  • происходит развитие творческого мышления;
  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
  • происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Список литературы для педагога

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  3. Павлов И.П. Полное собрание трудов. — М.-Л., 1951. Т. III.
  4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.