Предмет: Русский язык.
Класс: 6.
Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок.
Цель деятельности учителя:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на актуализацию знаний о плане текста;
- способствовать формированию знаний о роли плана при работе с текстом;
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- вспомнить материал по теме «План текста»;
- составлять план готового текста;
- составлять план и по нему в дальнейшем формировать новый текст.
Метапредметные:
Познавательные:
- извлекать и преобразовывать информацию;
- сравнивать и делать выводы;
Коммуникативные:
- строить монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
Регулятивные:
- формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности;
- соотносить цель урока и результат своей деятельности;
- осуществлять рефлексию;
Личностные:
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод, частично-поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, малая группа.
Оборудование, наглядность: электронная доска, тетрадь, учебник под редакцией М.Т.Баранова, Н.В.Ладыженской «Русский язык» 6 класс, цветные карточки для рефлексии «Светофор».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Если я скажу, что сейчас будет урок биологии, а не урок русского языка, то вы ответите, что это не по расписанию. А что значит по расписанию? Значит по порядку. Порядок уроков определяется расписанием, а порядок текста – планом.
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Проговаривание темы урока («План текста») Записываем тему урока в тетради.
4. Целеполагание
Исходя из темы урока попробуем сформулировать цели урока.
Каковы цели урока? (вспомнить что такое план, виды плана)
5. Актуализация опорных знаний
Задание 1: работая в паре, сформулируйте определение плана, опираясь на выделенные в тексте слова. Сравните свои формулировки с информацией в учебнике (П22). Запишите определение плана в тетрадь.

Задание 2: посмотрите на перепутанные пункты составления плана. Установите верную последовательность. (работа в паре). Сравните с верным ответом. (246513)

6. Физкультминутка
(Капитан Краб «Делай так»)
7. Включение в систему знаний и повторение
1. Прочитайте текст. Посмотрите на 2 плана к этому тексту. Один план составил Петя, другой – Маша. Обсудите в парах планы ребят, определите, какой правильный, объясните свою точку зрения.
Рыбья беда.
Осенью мы всей семьёй плыли по реке в лодке.
Вдруг заметили на берегу всплески. Подплыли к берегу и увидели много рыбок. Что случилось? Вода спала. И рыбки оказались на берегу. Они погибали. Мы быстро начали собирать рыбок в ведро и переносить их в реку.
Так мы спасли сотни маленьких рыбок.
План Пети |
План Маши |
1. Случай осенью |
1. Путешествие на лодке |
2. Красивые рыбки |
2. Рыбки погибают на берегу |
3. Конец |
3. Рыбки спасены |
Работа в малой группе.
Расположите картинки по порядку. Составьте план будущего текста. Затем в микрогруппах составьте по ним связный рассказ.

Прочитайте, что у вас получилось?
Проверка. Обсуждение получившихся вариантов текста.
8. Итог урока. Рефлексия
Возьмите цветные карточки.
- Какой цвет будет говорить о том, что все на уроке вам было понятно?
- Зеленый
- Какой, что не во всем вы сегодня разобрались?
- Желтый
- А какой, что осталось многое непонятным?
- Красный.
- Поднимите карточку с соответствующим цветом.
- Ребята, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?
- Чему научились?
- С какими трудностями мы столкнулись? С чем это связано?
9. Домашнее задание на выбор
1. Рассмотрите план местности (рис.3) и помогите выстроить безопасный маршрут от пункта А (остановка возле дерева) до пункта Б (детский сад). Оформите маршрут в виде плана.

2. Задание: вам предложили написать о том, как проведёте выходной день или день каникул. Запишите план, по которому будете составлять свой текст.