Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «План текста»

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Предмет: Русский язык.

Класс: 6.

Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок.

Цель деятельности учителя:

  • организовать деятельность обучающихся, направленную на актуализацию знаний о плане текста;
  • способствовать формированию знаний о роли плана при работе с текстом;

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • вспомнить материал по теме «План текста»;
  • составлять план готового текста;
  • составлять план и по нему в дальнейшем формировать новый текст.

Метапредметные:

Познавательные:

  • извлекать и преобразовывать информацию;
  • сравнивать и делать выводы;

Коммуникативные:

  • строить монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

Регулятивные:

  • формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности;
  • соотносить цель урока и результат своей деятельности;
  • осуществлять рефлексию;

Личностные:

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод, частично-поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, малая группа.

Оборудование, наглядность: электронная доска, тетрадь, учебник под редакцией М.Т.Баранова, Н.В.Ладыженской «Русский язык» 6 класс, цветные карточки для рефлексии «Светофор».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Если я скажу, что сейчас будет урок биологии, а не урок русского языка, то вы ответите, что это не по расписанию. А что значит по расписанию? Значит по порядку. Порядок уроков определяется расписанием, а порядок текста – планом.

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Проговаривание темы урока («План текста») Записываем тему урока в тетради.

4. Целеполагание

Исходя из темы урока попробуем сформулировать цели урока.

Каковы цели урока? (вспомнить что такое план, виды плана)

5. Актуализация опорных знаний

Задание 1: работая в паре, сформулируйте определение плана, опираясь на выделенные в тексте слова. Сравните свои формулировки с информацией в учебнике (П22). Запишите определение плана в тетрадь.

Задание 2: посмотрите на перепутанные пункты составления плана. Установите верную последовательность. (работа в паре). Сравните с верным ответом. (246513)

6. Физкультминутка

https://youtu.be/WHsuZgtaEPs

(Капитан Краб «Делай так»)

7. Включение в систему знаний и повторение

1. Прочитайте текст. Посмотрите на 2 плана к этому тексту. Один план составил Петя, другой – Маша. Обсудите в парах планы ребят, определите, какой правильный, объясните свою точку зрения.

Рыбья беда.

Осенью мы всей семьёй плыли по реке в лодке.

Вдруг заметили на берегу всплески. Подплыли к берегу и увидели много рыбок. Что случилось? Вода спала. И рыбки оказались на берегу. Они погибали. Мы быстро начали собирать рыбок в ведро и переносить их в реку.

Так мы спасли сотни маленьких рыбок.

План Пети

План Маши

1. Случай осенью

1. Путешествие на лодке

2. Красивые рыбки

2. Рыбки погибают на берегу

3. Конец

3. Рыбки спасены

Работа в малой группе.

Расположите картинки по порядку. Составьте план будущего текста. Затем в микрогруппах составьте по ним связный рассказ.

Прочитайте, что у вас получилось?

Проверка. Обсуждение получившихся вариантов текста.

8. Итог урока. Рефлексия

Возьмите цветные карточки.

- Какой цвет будет говорить о том, что все на уроке вам было понятно?

- Зеленый

- Какой, что не во всем вы сегодня разобрались?

- Желтый

- А какой, что осталось многое непонятным?

- Красный.

- Поднимите карточку с соответствующим цветом.

- Ребята, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?

- Чему научились?

- С какими трудностями мы столкнулись? С чем это связано?

9. Домашнее задание на выбор

1. Рассмотрите план местности (рис.3) и помогите выстроить безопасный маршрут от пункта А (остановка возле дерева) до пункта Б (детский сад). Оформите маршрут в виде плана.

2. Задание: вам предложили написать о том, как проведёте выходной день или день каникул. Запишите план, по которому будете составлять свой текст.