Работа семейного клуба в учреждении дополнительного образования глазами педагога и родителей

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: семейный клуб


Воспитание – это процесс развития личности, в котором большую роль играет взаимодействие родителей и образовательного учреждения.

Исходя из определённой предметной направленности – изучение французского языка, на наш взгляд, одной из эффективных форм работы с родителями в учреждении дополнительного образования, является организованное, интерактивное билингвальное общение в семейном клубе.

Идея создания семейного клуба «Французский – для всех» на базе Дворца творчества детей и молодёжи имени О.П. Табакова, практически совпала с началом работы в 1998 году объединения французского языка «Радуга». Таким образом, семейный клуб саратовских франкофонов, как клуб единомышленников, успешно работает более 20 лет, объединяя разные поколения.

Цель функционирования клуба – актуализация значимости старых и создание новых семейных традиций, исходя из реалий двух культур: русской и французской.

В основу детско-взрослого взаимодействия положены такие методы как:

  • вовлечение родителей в образовательную деятельность;
  • сотрудничество, основанное на заинтересованности и доверии;
  • личный пример, и др.

Остановимся на каждом из перечисленных методов.

Включение родителей непосредственно в образовательную деятельность при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Спецкурс по французскому языку» означает то, что родители не только посещают открытые учебные занятия, отчётные мероприятия в качестве экспертов, наблюдателей, зрителей, но и наравне с учащимися, сами изучают основы французского языка, практикуют французскую речь, участвуют в интерактивных мероприятиях, таких как: тематические занятия, франкофонные праздники и фестивали, семейные проекты и программы.

Несколько слов о методе сотрудничества. В результате заинтересованного взаимодействия, координации действий, непрерывного контактирования и доверия, родители становятся союзниками и помощниками педагога, благодаря чему наблюдается главная новая тенденция – становление педагогического и социального партнёрства. Например, родители объединения, а это: педагоги, методисты, деятели науки и культуры приглашаются в состав жюри, становятся членами экспертного совета, ассистентами в исследованиях.

Говоря о личном примере как методе воспитания, имеется в виду образец для подражания. Под примером подразумевают поведение конкретных людей – родителей, педагогов, друзей. Речь идёт о подключении особого механизма социального или викарного научения, которое связано с уникальной возможностью приобретения положительного опыта семейного взаимодействия в процессе непосредственного наблюдения за взаимодействием членов других семей. Эффектом викарного научения является обратная связь, которая проявляется в виде неожиданных высказываний или поступков участников совместной деятельности.

Мы смогли в этом не раз убедиться и, вот, один пример. Накануне международного женского дня мы много говорили на занятиях о самом празднике, о внимательном отношении к маме, о том, как отмечают этот праздник в разных странах. Наряду с этим изучался учебный материал, а именно – построение фраз с предлогом ДЛЯ (pour). Помогали французские персонажи: мальчик Брюно и девочка Лили, а также иллюстрации с изображением предметов: книги, карандаши, цветы, мяч. Нужно было составить фразу: Это …(книги) для Брюно. Это… карандаши для Лили. Каково же было наше удивление, когда один ученик произнёс: «Это мяч для Брюно. Это книги для Лили. ЭТО ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ ЛИЛИ». Но, ведь, мамы среди персонажей задания не было! Приведенный пример демонстрирует определённый прогресс не только в грамматике французского языка, но и в духовно-нравственном развитии участника семейного клуба.

Вашему вниманию была представлена точка зрения педагога о работе семейного клуба «Французский – для всех» и, конечно, было бы интересно узнать, что о данной форме взаимодействия думают родители. Елена Викторовна Паськова - мама, воспитавшая троих наших учеников, постоянная участница семейного клуба на протяжении 20 лет!

Обратившись к Елене Викторовне с вопросом «Чем хорош семейный клуб с точки зрения родителей?», был получен развёрнутый ответ:

Во-первых, подается хороший заразительный пример. Все без исключения дети хотят быть похожими на своих родителей и с удовольствием повторяют всё, что делают взрослые (конечно, до определенного возраста). Кстати, именно поэтому начинать изучение языка стоит как можно раньше.

Во-вторых, это помощь друг другу в изучении иностранного языка, что способствует лучшему усвоению нового материала и запоминанию изучаемых слов.

В-третьих, никто не может «отлынивать» от выполнения домашних заданий – ведь, это приходится делать вместе. Как поется в одной известной детской песенке, «всегда есть мороженое одному – невкусно ни мне, ни тебе, никому». Так и выполнять упражнения письменные или устные, вдвоем, а было время и втроем, значительно интереснее и веселее. Общими усилиями можно справиться с любой задачей.

В-четвертых, не секрет, что современным детям катастрофически не хватает внимания со стороны их вечно занятых родителей. Благодаря семейному клубу появляется возможность проводить время с ребенком, причем с практической пользой (можно сказать, что это – дополнительное образование, которое я получаю вместе со своими детьми).

В-пятых, нельзя забывать о том, что и дети, и родители извлекают реальную пользу из получения новых лингвострановедческих знаний

Метапредметный подход руководителя объединения к преподаванию французского языка дает возможность не нудно и монотонно зубрить грамматику, а через погружение в культуру, обычаи и традиции французов «становиться ими». Где еще я вместе с детьми могла бы петь песни на французском языке, да ещё в микрофон и на сцене? Групповое билингвальное чтение классической литературы, инсценировки наиболее полюбившихся отрывков или сказок, декламирование стихов французских поэтов или авторских. В нашем семейном клубе дети и стихи пишут на французском языке, с которыми потом участвуют в конкурсах и занимают призовые места, а некоторые на свои стихи еще и музыку подбирают, получается авторская песня, например, для ежегодного фестиваля «Ma France».

А кому-то досуговое увлечение помогает определиться с выбором профессии. Сейчас я конкретно говорю о своей старшей дочери, которая и сама работает в школе учителем. Да, и для младшей – студентке колледжа искусств, французский язык стал неотъемлемой частью жизни, ведь, в балете - професии, которую она сейчас получает, все термины на французском языке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместная языковая деятельность детей и родителей имеет как большое воспитательное значение, так и является одновременно гарантом эффективности образовательного процесса, поскольку изучение французского языка не ограничивается рамками класса, а выходит далеко за его пределы, продолжается дома, в повседневной жизни, привлекая практически всех членов семьи.