Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе интеллектуальной игры и читательской культуры.
Задачи:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умений выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы на материале языкового наследия сказок Пушкина.
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе игры.
- Освоение технологий командной работы на основе их личностного вклада в решение общих задач, освоение ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Овладению базовыми логическими действиями (сравнивать объекты, устанавливать аналогии, объединять объекты по определённому признаку, классифицировать, находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, делать выводы);
- Овладению базовыми исследовательскими действиями (формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;
- Определять и высказываться под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий).
- высказывать свое предположение (версию), устанавливать причины успеха – неудачи своей деятельности;
- отличать верно выполненное задание от неверного, корректировать свои учебные действия;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, предложенную информацию,
- сравнивать объекты, устанавливать аналогии, объединять объекты по определённому признаку, делать выводы;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- навыкам сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- Определять учебную задачу;
- Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- Владеть своим вниманием;
- Сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- Использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- Самостоятельно мыслить и творчески работать;
- Уметь работать в команде, объективно оценивать свои командные возможности
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Рабочее место учителя, оборудованное компьютером.
- Дидактический и раздаточный материал для игры.
- Электронные пособия.
1. Организационный этап игры
Вступительное слово организатора
Участники интеллектуально-познавательной игры «Умники и умницы» встречаются организаторами игры (учителями начальной школы) в актовом зале. Звучит музыка к теме игры. (См. приложение «Музыка»)
- Уважаемые коллеги, дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей игре для второклассников города «Умники и умницы». Сегодня игра посвящена великому А.С.Пушкину, 225-летию со дня его рождения (презентация «Вступление») «Сказка ложь, да вней намек, добрым молодцам урок!» - эти слова нам знакомы из детства. Какие сказки Пушкина вам известны? Назовите их правильно. (называют). Готовы ли вы совершить путешествие по этим сказкам? ( да)
У каждого из нас есть любимое произведение А.С.Пушкина. С самих ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем его лирические стихотворения и поэмы. Давайте вместе вспомним страницы жизни великого поэта и писателя, узнаем о его творчестве и приготовимся к игре.
(фильм о Пушкине А.С., папка «Музыка»)
- Прошу капитанов команд получить маршрутный лист игры.
2. Выдача маршрутных листов
10 команд разделены на 2 этажа, на каждом этаже 5 станций. Каждый этаж определен цветом маршрутного листа для команды.
3. Продолжительность работы этапа
На работу станции (каждый этап) дается 8 минут, переход между станциями по звонку 1 мин.
4. Подведение итогов
Работа жюри.
Просмотр мультфильма «У Лукоморья».