Роль моделирования при решении задач

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


На современном этапе образования под развивающим обучением понимается обучение младших школьников общим приемам умственной деятельности, а на уроках математике – общим приемам по усвоению математических понятий. Решение задачи разными способами создает предпосылки для формирования у обучающихся умения находить свой оригинальный способ решения задачи, воспитывает стремление вести самостоятельно поиск решения новой задачи. Широкие возможности в этом плане даёт прием моделирования текста задачи. Процесс моделирования, построение и преобразование модели текста задач, дает возможность развивать познавательную активность обучающихся, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность, прививать интерес к предмету, формировать умение решать задачи разными способами [2].

«Моделирование – процесс построения моделей для каких-либо познавательных целей. Модель – это объект или система, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте – оригинале или прототипе модели». Другими словами, изображение условия задачи при помощи символов и знаков, позволяющих выделить логические связи и установить закономерности, является моделью текста задачи. Для обучения младших школьников моделированию задач, следует провести подготовительную работу. Она заключается в выполнении различных упражнений, позволяющих дать детям представление о символах и знаках, используемых при моделировании.

Однако лишь при соответствующей организации учебной деятельности учащихся при решении текстовых задач повысится число учащихся, ищущих различные способы решения как познавательных, так и практических задач и выбору из них рационального способа. Работа по диагностике умения решать разными способами была проведена в 3 «А» классе МБОУ «СТШ» принимали участие 29 человек. Учащимся необходимо было решить такую задачу: «В теплице расцвело 47 георгинов. 19 из них срезали, но затем распустилось ещё 24 георгина. Сколько георгинов цветет в теплице?» [1, с.54] Почти все учащиеся решали задачу правильно. Многие решили задачу, затем изобразили к ней схематический рисунок: (47-19)+24=52 (георгина).

Рис. 1. Неверная модель

Отметим, что графическую «модель» учащиеся изобразили не до, а после решения задачи. Причем, она не отражала внутренние связи и количественные соотношения, данные в задаче (рис. 1). Тогда для чего ее стоило рисовать? Учащиеся отвечали в один голос: «Мы так привыкли». То есть модель, которая должна была им помочь при поиске решения задачи, в данном случае лишь зафиксировала данные и то – неверно. На модели учащихся нет ни искомого, ни связей между данными и искомым. Задачу можно было решить намного легче, если изобразить такую графическую модель, помогающую ученикам найти ещё и другие способы решения этой задачи:

Рис. 2. Модель к задаче

(47+24)-19=52 Всего расцвело 47 и 24 цветка, срезали 19.

47+(24-19)=52 Срезали 19, а расцвело 24, стало на 5 больше, чем было первоначально.

Освоение моделей – это трудная работа для обучающихся. Причем трудности связаны не с абстрактным характером модели, а с тем, что, моделируя, обучающиеся отображают сущность рассматриваемых в задаче объектов и отношений между ними. Поэтому обучение младших школьников моделированию ведется целенаправленно, с постепенным усложнением объектов для моделей.

Таким образом, действенность моделей-схем, их «помощь» в поиске решения зависит от того, как составлена модель, насколько конкретно, понятно она представляет «работающие» в задаче понятие и связи между ними. Удачное представление текста задачи на модели дает возможность найти несколько способов её решения, а затем, выполнив сравнение, выбрать из них наиболее рациональный.

Литература

  1. Аргинская И.И. Математика для третьего класса. - Самара: Корпорация «Федоров», 2013.–272 с.
  2. Гребенникова Н.Л. Методы и приёмы решения нестандартных задач: Монография. - Стерлитамак: Стрелитамак. гос.пед.академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 319 с.