Начальное образование является первичной ступенью обучения ребёнка.
Оно даёт ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличия важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение объединять их в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова и предложения для того, чтобы они могли правильно передавать основные мысли. Перевод слов из пассивного словаря в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли на письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка.
Словарная работа необходима не только для обучения грамотному письму, но и для понимания лексического значения слова. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в речи. Творческие упражнения во время словарной работы интересны детям и подготавливают их к орфографии.
На уроках в начальной школе мы наблюдаем над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Здесь очень важна работа над родственными словами. Словарная работа помогает глубже усвоить лексику, способствует обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и мышления. Работа над словом не ограничивается толкованием его значения, она направлена на углублённый анализ предмета, обозначенного этим словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей, а описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.
Приёмы словарной работы на уроках тесно связаны с изучением правильного орфографического написания слов. Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, является основным в правописании. Учащиеся испытывают наибольшие трудности в изучении этой орфограммы. Дети знают правило, но не всегда могут подобрать проверочное слово. Это как раз и объясняется тем, что у детей небольшой словарный запас. Необходимо выписывать все встретившиеся в учебнике непонятные слова и объяснять их значение. Постепенно у учащихся вырабатывается умение находить нужное слово.
Показывая рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя детям предлагается подумать, почему эти предметы так называются. Ученики делают свои первые «открытия». Важно проводить словообразовательный анализ, наблюдать, как образовалось слово, с помощью каких морфем (рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновое). Дети называют, какие суффиксы потребовались для словообразования.
Как показывает практика, этимологический анализ - важное средство повышения грамотности. При сознательном, интересном усвоении, степень запоминания значительно повышается. На уроках мы стараемся к словарному слову подобрать ассоциативный образ: по цвету, по форме, по действию, вкусу, материалу. Это помогает быстрее запомнить слово. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Виды работы со словарными словами:
- Работа с орфографическим словарём.
- Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов, это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребёнка.
- Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главные внутренний смысл слова, это примерно тоже, что зажечь внутри фонаря огонёк.
- Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
- «Проникновение в тайну» слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста.
- Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений, разгадывание кроссвордов.
- Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказов.
При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.
Главное, чтобы работа была систематической. Тогда интерес ребёнка будет возрастать, а это залог хорошей учёбы.