Цель: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать вычислительные навыки, мышление; продолжать работу над задачами.
Задачи:
- Личностные: учатся принимать и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
- Предметные: познакомятся с понятием «уравнение», усвоят, что значит решить уравнения и научатся решать уравнения методом подбора.
Знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство;
умеют: находить корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
Метапредметные:
- Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции.
- Познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
- Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Основные понятия и термины: уравнение, решение уравнения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, числовое выражение.
Оборудование: Смарт доска, меловая доска, учебник 2 класса авт. М.И.Моро и др.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята. Проверим готовность к уроку математики.
2. Актуализация знаний
- На прошлых занятиях вы изучали буквенные выражения. Что мы называем буквенным выражением, с примером?
- Открываем тетради, число классная работа, не забываем вести записи аккуратно.
- Минутка чистописания.
(Устный счёт. Эстафета: «Найди правильный ответ») (к доске выходят ученики из каждого ряда)
| 70 – 24 | 80 - 36 |
45 + 30 |
37 + 20 |
34 + 8 |
46 + 20 |
56 – 7 |
76 - 8 |
а + 70, если а = 16 |
с – 30, еслис=85 |
а – а |
с - с |
а + а |
с + с |
3. Этап получения новых знаний
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам знакомы такие записи?
(правильно прочитайте знакомые вам)
Сумма 24-х и 4 равна 27, Разность 53-х и 3 больше 20-ти,сложить а и 5, где а=7
23+4=27; 53-3>20; кв.+4=12; а+5, где а=7; х+4=12
Первая - это равенство, вторая – неравенства
+ 4 = 12 (Да, это пример с «окошком»)
- А такая: а + 5? (Да, это буквенное выражение)
- Что вы делали в первом случае? (подбирали число, чтобы запись была верной)
- Что делали во втором случае? (Вместо буквы подставляли числа и вычисляли).
- А сейчас внимательно посмотрите на запись, которая осталась нам неизвестна: х + 4 = 12
- На что она похожа? (И на пример с «окошечком» и на буквенное выражение)
- Что нам говорит знак «=»? (Это равенство)
- Какое равенство? Все числа в нём известны? (нет)
- Что неизвестно? (первое число)
- Как оно обозначено? (латинской буквой)
-Оно обзначено латинской буквой х (икс)
И читается: х+4=12
- Если оно неизвестно, перед нами какая встаёт задача? (Найти, узнать какое это число)
- Найдите это число, чтобы равенство было верным. (Это число 8, потому что 8 + 4 = 12)
- Как проверим?
- А знаете, что вы сейчас сделали? Вы решили уравнение х+4=12
- Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного. Уравнение это (учитель показывает знак «=») (Равенство)
- Которое содержит что (показываю на х)? (Неизвестное число)
- Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти)
- Как обозначается неизвестное число? (Латинской буквой)
- Кто может сказать, что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число, которое надо найти)
- Что значит «решить уравнение»? Найти такое число, чтобы равенство было верным)
- Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав правило в учебнике.
- Хочу добавить, что неизвестное число может обозначаться любими латинскими буквами. (а,с,в)
- Попробуйте прочитать данные уравнения (на слайде)
- Какой сделаете вывод? Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да)
- Так, что же такое уравнение? Давайте скажем хором.
- Теперь каждый расскажет это правило своему соседу.
Первичное проговаривание и закрепление знания.
- Что такое уравнение?
- Что значит решить уравнение?
- Найдите среди записи уравнение и прочитайте его.
- 34 + 15
- х – 5
- 35 + х = 80
- Решите уравнение.
Продуктивное задание. Составить свои уравнения, в которых будут неизвестны разные компоненты.
4. Физминутка
5. Этап усвоение умений и навыков
Работа с учебником, стр. 80 № 1.
Ещё раз внимательно рассмотрите образец записи решения уравнения.
Незабываем проводить проверку.
Первый и второй столбики выполняются с объяснением и записью на доске, третий и четвертый столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.
- Давайте решим уравнения способом подбора.
Стр.81 №3 (заполняем таблицу)
- Как нашли неизвестное число? 2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. 3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое)
1. Работа над задачей № 6 стр.81
- Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О Тане, маме и папе)
- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько Тане и маме вместе)
- Запишите кратко условие задачи.
Таня – 5 л.
Мама - ?, на 19 л. >
Поставьте вопрос и самостоятельно запишите решение. Составьте по нему выражение. (один ученик работает у доски)
Стр.81 №4 1) сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел.
а) запишите сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения 9 + 6 * 9 – 6
- Можно сразу сравнить? (Нет, надо вычислить)
- Вывод: 15 больше 3, значит, сумма больше разности.
б) задние 2 выполните самостоятельно.
3. № 5 выполнить самостоятельно.
Проверка.
6. Подведение итогов
- Ребята, вот и близится к концу наш урок. С каким математическим понятием мы познакомились? (Мы познакомились с понятием «уравнение»)
- Тогда скажите, что же такое уравнение? (Равенство, которое содержит неизвестное число…)
- А что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти все такие значения х (если они есть), чтобы равенство было верным)
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей)
- Подробно к этому мы перейдём на следующем уроке.
- Выберите и оцените свою работу знаками:
- «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
- «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (.)
- «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?)
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Домашнее задание. № 2, с. 80, № 7, с. 81.