Уравнение. Объяснение нового материала. 2-й класс

Разделы: Математика

Класс: 2

Ключевые слова: уравнения


Цель: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать вычислительные навыки, мышление; продолжать работу над задачами.

Задачи:

  • Личностные: учатся принимать и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
  • Предметные: познакомятся с понятием «уравнение», усвоят, что значит решить уравнения и научатся решать уравнения методом подбора.

Знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство;

умеют: находить корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции.
  • Познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
  • Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Основные понятия и термины: уравнение, решение уравнения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, числовое выражение.

Оборудование: Смарт доска, меловая доска, учебник 2 класса авт. М.И.Моро и др.

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята. Проверим готовность к уроку математики.

2. Актуализация знаний

- На прошлых занятиях вы изучали буквенные выражения. Что мы называем буквенным выражением, с примером?

- Открываем тетради, число классная работа, не забываем вести записи аккуратно.

- Минутка чистописания.

(Устный счёт. Эстафета: «Найди правильный ответ») (к доске выходят ученики из каждого ряда)

70 – 24

80 - 36

45 + 30

37 + 20

34 + 8

46 + 20

56 – 7

76 - 8

а + 70, если а = 16

с – 30, еслис=85

а – а

с - с

а + а

с + с

3. Этап получения новых знаний

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам знакомы такие записи?

(правильно прочитайте знакомые вам)

Сумма 24-х и 4 равна 27, Разность 53-х и 3 больше 20-ти,сложить а и 5, где а=7

23+4=27; 53-3>20; кв.+4=12; а+5, где а=7; х+4=12

Первая - это равенство, вторая – неравенства

+ 4 = 12 (Да, это пример с «окошком»)

- А такая: а + 5? (Да, это буквенное выражение)

- Что вы делали в первом случае? (подбирали число, чтобы запись была верной)

- Что делали во втором случае? (Вместо буквы подставляли числа и вычисляли).

- А сейчас внимательно посмотрите на запись, которая осталась нам неизвестна: х + 4 = 12

- На что она похожа? (И на пример с «окошечком» и на буквенное выражение)

- Что нам говорит знак «=»? (Это равенство)

- Какое равенство? Все числа в нём известны? (нет)

- Что неизвестно? (первое число)

- Как оно обозначено? (латинской буквой)

-Оно обзначено латинской буквой х (икс)

И читается: х+4=12

- Если оно неизвестно, перед нами какая встаёт задача? (Найти, узнать какое это число)

- Найдите это число, чтобы равенство было верным. (Это число 8, потому что 8 + 4 = 12)

- Как проверим?

- А знаете, что вы сейчас сделали? Вы решили уравнение х+4=12

- Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного. Уравнение это (учитель показывает знак «=») (Равенство)

- Которое содержит что (показываю на х)? (Неизвестное число)

- Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти)

- Как обозначается неизвестное число? (Латинской буквой)

- Кто может сказать, что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число, которое надо найти)

- Что значит «решить уравнение»? Найти такое число, чтобы равенство было верным)

- Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав правило в учебнике.

- Хочу добавить, что неизвестное число может обозначаться любими латинскими буквами. (а,с,в)

- Попробуйте прочитать данные уравнения (на слайде)

- Какой сделаете вывод? Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да)

- Так, что же такое уравнение? Давайте скажем хором.

- Теперь каждый расскажет это правило своему соседу.

Первичное проговаривание и закрепление знания.

- Что такое уравнение?

- Что значит решить уравнение?

- Найдите среди записи уравнение и прочитайте его.

  1. 34 + 15
  2. х – 5
  3. 35 + х = 80

- Решите уравнение.

Продуктивное задание. Составить свои уравнения, в которых будут неизвестны разные компоненты.

4. Физминутка

5. Этап усвоение умений и навыков

Работа с учебником, стр. 80 № 1.

Ещё раз внимательно рассмотрите образец записи решения уравнения.

Незабываем проводить проверку.

Первый и второй столбики выполняются с объяснением и записью на доске, третий и четвертый столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

- Давайте решим уравнения способом подбора.

Стр.81 №3 (заполняем таблицу)

- Как нашли неизвестное число? 2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. 3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое)

1. Работа над задачей № 6 стр.81

- Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О Тане, маме и папе)

- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько Тане и маме вместе)

- Запишите кратко условие задачи.

Таня – 5 л.

Мама - ?, на 19 л. >

Поставьте вопрос и самостоятельно запишите решение. Составьте по нему выражение. (один ученик работает у доски)

Стр.81 №4 1) сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел.

а) запишите сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения 9 + 6 * 9 – 6

- Можно сразу сравнить? (Нет, надо вычислить)

- Вывод: 15 больше 3, значит, сумма больше разности.

б) задние 2 выполните самостоятельно.

3. № 5 выполнить самостоятельно.

Проверка.

6. Подведение итогов

- Ребята, вот и близится к концу наш урок. С каким математическим понятием мы познакомились? (Мы познакомились с понятием «уравнение»)

- Тогда скажите, что же такое уравнение? (Равенство, которое содержит неизвестное число…)

- А что значит решить уравнение?

(Решить уравнение – значит найти все такие значения х (если они есть), чтобы равенство было верным)

- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей)

- Подробно к этому мы перейдём на следующем уроке.

- Выберите и оцените свою работу знаками:

  • «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
  • «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (.)
  • «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?)

- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.

Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».

На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!

Домашнее задание. № 2, с. 80, № 7, с. 81.