Класс: 8.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об электрическом токе в различных средах путем анализа опытов, демонстрирующих проводимость в различных средах, выступлений учащихся.
Тип урока: урок повторения, закрепления и совершенствования знаний.
Прогнозируемые результаты:
- Личностные: Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу
- Метапредметные: Развитие навыка организации учебной деятельности, самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; поиск и устранение причин возникших трудностей; умение исследовать, объяснять, анализировать, сравнивать результаты эксперимента и делать выводы; вести дискуссию.
- Предметные: Проверить степень владения обучающимися знаниями условных обозначений, применяемых на электрических схемах; понимание и способность объяснять такие физические явления, как электрический ток в различных средах; понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни; умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств; умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни.
Познавательные УУД: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.
Личностные УУД: самоопределение.
Оборудование: компьютер, доска, презентации детей, карточки (дерево, пластмасса, алюминий, медь, воздух, соленая вода), лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, соленый огурец.
Методы: самостоятельная работа учащихся, словесно-наглядный (презентация), словесно-наглядно-практический (заполнение таблицы), групповая работа, работа с книгой.
План урока
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Актуализация опорных знаний (5-6 мин.)
- Выявление мест затруднений и выход из них. (3-5 мин.)
- Закрепление знаний (20 мин.)
- Подведение итогов урока (5 мин.)
- Рефлексия (1-2 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, рад всех вас видеть. Создание благоприятного микроклимата в классе для эффективной работы. Класс делится на четыре группы, по рядам. Ученики самостоятельно озвучивают тему урока: Вспомним закономерности прохождения тока в различных средах.
2. Актуализации опорных знаний
Каждой группе дается лист, с небольшим тестом по пройденным темам на одной стороне и ответами с другой стороны. На работу выделяется (5-6 мин), затем учащиеся производят взаимоконтроль и считают количество правильных ответов, определяется победитель.
3. Выявления мест затруднения
Учитель просматривает тесты, определяет для себя моменты, а которые надо будет с акцентировать внимание при повторение темы.
4. Закрепление знаний
Вспомним, какие опыты помогли установить электропроводность металлов – Мандельштама и Папалекси. (Ученики поясняют схему постановки опыта, учитель на доске рисует эту схему.)
Какие опыты мы проводили, чтобы показать электропроводимость жидкостей и газов?
(Ученики поясняют схемы соответствующих опытов, учитель делает зарисовки схем опытов, учащиеся аналогичную работу проводят в тетрадях.)
Далее разбираем опыт с вакуумным диодом.
(Ученик поясняет опыт, учитель чертит схему.)
(Полупроводники от металлов можно отличить по характеру зависимости их проводимости от температуры. Если температура полупроводника повышается, то его сопротивление уменьшается. Если собрать цепь из источника тока, полупроводникового терморезистора и амперметра, то можно заметить, что показания амперметра будут увеличиваться при нагревании терморезистора.)
Итак, носители зарядов в различных средах:
(В металлах свободными носителями зарядов являются свободные электроны, в жидкостях – положительные и отрицательные ионы, в газах – ионы и электроны, в полупроводниках – электроны и дырки (или свободные и связанные электроны).)
Какова концентрация свободных носителей зарядов в разных средах? От чего она зависит?
(В металлах концентрация электронов 1022–1023см3 остается почти постоянной при разных температурах, в жидкостях концентрация ионов зависит от содержания в водном растворе кислот, солей и щелочей, т.е. от концентрации самих растворов. В газах концентрация ионов и электронов определяется свойствами самого ионизатора. В вакууме концентрация электронов в электронном облаке повышается при увеличении температуры нити накала и, кроме того, в значительной мере зависит от оксидного покрытия катода.
В полупроводниках концентрация носителей определяется наличием примесей, создающих преимущественно электронную или дырочную проводимость, и зависит от температуры и освещенности полупроводника.)
Далее вычерчиваем вольтамперные характеристики для металлов, жидких проводников; сравниваем их.
5. Подведение итогов. Рефлексия
Прозвучат выступления учащихся, которые, работая в составе микрогрупп, подготовили интересные сообщения. Нам совместно необходимо проанализировать и оценить качество подготовленных сообщений.
Сообщение 1. В древних архивах сохранились записи, свидетельствующие о том, что императора Нерона, страдавшего ревматизмом, придворные врачи лечили электрованнами. Для этого в деревянную кадку с водой помещали рыб, способных испускать электрические разряды. Находясь в такой ванне, император в течение предписанного врачами времени подвергался действию электрических разрядов и полей. Лечение проходило успешно.
Сообщение 2. Впервые вне лаборатории для освещения электрическая дуга была применена в 1845 году в Парижской опере, чтобы воспроизвести эффект восходящего солнца. Успех был полный.
Сообщение 3. В позапрошлом веке в Швейцарии была изобретена «электрическая нянька». Изобретатель предложил в детской кроватке под простыню подкладывать две металлические сетки, изолированные друг от друга сухой прокладкой и соединенные с низковольтным источником тока и звонком. Как только прокладка намокла, электрическая цепь замыкалась, и начинал звенеть звонок, извещающий о том, что нужно сменить пеленки.
Сообщение 4. В Таиланде при строительстве линий электропередач перед строителями неожиданно возникли две проблемы. Первое - как предохранить линии высокого напряжения от обезьян, которые подражая монтерам, легко влезают на опорные столбы и, играя проводами, производят короткое замыкание. Вторая - как обезопасит линии от слонов, выворачивающих опоры.
Демонстрация (эл.цепь с включение соленого огурца)
Почему лампочка горит?