Особенности методики решения задач на проценты для достижения предметных и метапредметных результатов (на материалах ВПР)

Разделы: Математика

Ключевые слова: ВПР


В настоящее время процедурой Всероссийской системы качества образования в школе является ВПР.

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. ВПР позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Текстовая задача – математическая задача, в которой есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом. Она представляет собой модель явления, процесса, ситуации.

Этапы решения любой текстовой задачи:

  1. Восприятие и первичный анализ задачи
  2. Поиск решения и составление плана решения
  3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи
  4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.

Очень важно научить детей при работе над задачей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующими сюжету.

Обучение решению задач - специально организованное взаимодействие учащихся и учителя, целью которого является формирование у учащихся умения решать задачи. Любая задача представляет собой требование или вопрос на который надо найти ответ, опираясь и учитывая и условия, которые указаны в ней.

Л.П.Стойлова выделяет следующие способы решения задач:

1. Арифметический

  • Результат решения задачи находится путем выполнения арифметических действий

2. Алгебраический

  • Ответ находится путем составления и решения уравнений

3. Графический

  • Позволяет найти ответ без выполнения арифметических действий, опираясь только на чертеж

4. Практический (предметный)

  • Ответ находится с помощью непосредственных действий с предметами.

В связи с работой над задачами важно научить учащихся общим приемам работы над задачей: научить самостоятельно анализировать задачу, устанавливать связи, использовать при этом иллюстрации, составлять план решения, выполнять решение, проверять правильность решения.
Т.е., учителю необходимо не только сформировать у учащихся навык решения задач, но и организовывать при решении задачи поиски других способов решения, выбор наилучшего варианта.

В пятом классе учащиеся знакомятся с понятием «проценты» и учатся решать простейшие задачи на проценты. Для усвоения материала на каждом уроке необходимо возвращаться к понятию процента и основных типов задач на проценты. Так как основная проблема заключается в непонимании условия задач и зависимости между величинами.

ВПР 5 класс:

  1. В магазине куртки продавались по цене 8 000 руб. за одну куртку. Летом на эту цену стала действовать скидка в 20%. Сколько рублей составляет скидка?
  2. В пятницу на выставке было на 20% посетителей больше, чем в четверг. Сколько посетителей было на выставке в четверг, если в пятницу выставку посетило 1800 человек?
  3. Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?
  4. У Гриши было 80 к. Он купил тетрадь за 10 к. Сколько процентов своих денег потратил Гриша на тетрадь?
  5. Себестоимость изготовления одного станка равна 650 р. Внедрение новой технологии позволило снизить себестоимость станка на 2%. Какова стала себестоимость такого станка?
  6. Школьники помогали колхозу собирать яблоки. За день они собрали 4840 кг. 25% собранных яблок отправили в детский сад, а остальные — на колхозный склад. Сколько килограммов яблок отправили на колхозный склад?
  7. Геологи проделали путь длиной 2450 км. 10% пути они пролетели на самолёте, 60% пути проплыли в лодках, а остальную часть прошли пешком. Сколько километров геологи прошли пешком?
  8. Масса сушёных яблок составляет 16% массы свежих яблок. Сколько тонн свежих яблок надо взять, чтобы получить 4 т сушёных?

В задачах на проценты, предлагаемых на ВПР в 6 классе просматриваются задачи на повышение и последующее понижение процентной ставки. Дети не всегда понимают, что проценты берутся от разных величин.

Задачи ВПР 6 класс

  1. Хоккейные коньки стоили 4500 руб. Сначала цену снизили на 20%, а потом эту сниженную цену повысили на 20%. Сколько стали стоить коньки после повышения цены? Запишите решение и ответ.
  2. Велосипед стоил 7500 руб. Сначала цену снизили на 15%, а потом эту сниженную цену повысили на 15%. Сколько стал стоить велосипед после повышения цены? Запишите решение и ответ.
  3. Лодка стоила 24000 руб. Сначала цену повысили на 12%, затем эту повышенную цену повысили еще на 12%. Сколько стала стоить лодка после второго повышения цены? Запишите решение и ответ.
  4. Цены на яблоки сначала выросли на 60%, а затем понизились на 20%. Сколько изначально стоили яблоки, если после понижения цен они стали стоить 128 руб? Запишите решение и ответ.
  5. Цены на крабов сначала понизились на 20%, а затем повысились на 25%. Сколько изначально стоили крабы, если после повышения цен они стояли 150 руб? Запишите решение и ответ.
  6. Евграфий взял у приятеля взаймы 20000 руб. в декабре. Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20% от оставшейся суммы долга. Сколько денег он заплатит приятелю в феврале?
  7. Кира взяла у подруги взаймы 35000 руб. в мае. Каждый месяц, начиная с июня, она выплачивает 35% от оставшейся суммы долга. Сколько денег она заплатит подруге в июле?
  8. В мае билеты на самолет до Амстердама стоили 17000 руб. В июне цены выросли на 20%, а в июле понизилась и стала 15300 руб. На сколько процентов понизились цены в июле?

Задачи ВПР 7 класс

В задачах на проценты, предлагаемых на ВПР в 7 классе уже сравниваются величин:

  1. Тарас взял в долг у приятеля в сентябре. Каждый месяц, начиная с октября, он выплачивает 25% от оставшейся суммы. Определите, какую сумму взял в долг у своего приятеля Тарас, если он заплатил в ноябре 3000 руб.
  2. В начале учебного года в школе было 1250 учащихся, а к концу года их стало 950. На сколько процентов уменьшилось за год число учащихся?
  3. Средний вес мальчиков того же возраста, что и Боря, равен 35 кг. Вес Бори составляет 140 % от среднего веса. Сколько килограммов весит Боря?
  4. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?
  5. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?
  6. Цена на носки выросла сначала на 24%, а затем еще на 16%. Определите разность между конечной и первоначальной ценой, если изначально цена составляла 200 руб. В ответ запишите только число.
  7. Магазин делает пенсионерам скидку на определённое количество процентов от стоимости покупки. Батон хлеба стоит в магазине 20 рублей, а пенсионер заплатил за него 19 рублей 40 копеек. Сколько процентов составляет скидка для пенсионера?

В 8 классе на ВПР задачи на проценты

  1. Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные — 28%. Сколько сухих фруктов получится из 288 кг свежих фруктов?
  2. Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные — 28%. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 80 кг высушенных фруктов?
  3. Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на 8%. На сколько процентов пять таких же рубашек дороже куртки?
  4. Смешали некоторое количество 15–процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19–процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
  5. Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 килограммов изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды?
  6. Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй – 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
  7. Стоимость путевки складывается из стоимости авиабилетов и стоимости проживания в отеле. После тог, как стоимость авиабилетов увеличилась на 4%, а стоимость проживания в отеле увеличилась на 12%, стоимость путевки увеличилась на 10%. Сколько процентов от стоимости турпутевки составляла стоимость авиабилетов до подорожания?

При подготовке к ВПР необходимо обратить внимание на решение проблем, возникающих при решении текстовых задач:

  1. Для решения проблем с овладением основами пространственного воображения, которое предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, логического и алгоритмического мышления (умение решать текстовые задачи в три-четыре действия), решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час - минута, минута - секунда) необходимо наладить систематическую работу по этим темам на уроках математики и дополнительных занятиях.
  2. Обратить внимание на правильное использование учащимися математической терминологии, засорению математического языка бытовизмами и упрощёнными схемами, неумению пользоваться изученными алгоритмами, схемами, приёмами и способами действий
  3. Для предупреждения и устранения трудностей в решении текстовых задач формировать следующие устойчивые умения у учеников: умение понять математический смысл ситуации, выделить и применить все условия задачи, записать объяснение и ответ.
  4. При организации коррекционной работы этапом в предупреждении трудности могут служить задания на выбор числовой записи к текстовой, пространственной ориентировки, различение фигур на плоскости и в пространстве, умение чертить заданную фигуру без погрешностей в измерениях, понимание арифметической сути практической ситуации.

При подготовке к ВПР можно использовать различные сайты, например: «Решу ВПР», «Математика 100», «Учи.ру» и другие.

Участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это так же помогает учащимся в подготовке к ВПР.